"Составляющие и особенности психологической готовности к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Составляющие и особенности психологической готовности к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению"
Автор: Юркевич Маргарита Игоревна

Консультация для педагогов на тему Составляющие и особенности психологической готовности к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению
На сегодняшний день, существует много различных мнений относительно того, что такое психологическая готовность к школе. Однако большинство психологов едины в том, что это многокомпонентное образование, то есть складывающееся из нескольких составляющих.
Интеллектуальная готовность предполагает, что ребёнок владеет планомерным восприятием, развитым наглядно-образным и наглядно-схематическим мышлением, хорошей памятью, умеет продуктивно переключать и распределять внимание. Сюда же относят формирование предпосылок учебной деятельности (умение слушать взрослого и самостоятельно действовать по его заданию).
Социально – психологическая готовность включает в себя формирование у ребят качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Первоклассник попадает в новое окружение, где ему необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с детьми, умение уступать и защищаться.
Наконец, личностная (или мотивационная готовность) к школе предполагает наличие у ребёнка двух потребностей, познавательной и социальной, сплав которых образует внутреннюю позицию школьника. Если таковая есть, то мы говорим о том, что дошкольник хочет идти учиться.
Под социальной потребностью учения понимают потребность ребёнка в общении с другими людьми на новом уровне, предполагающем их оценку и одобрение, желание занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений (новую социальную позицию), строго исполнять роль ученика.
Наличие познавательной потребности предполагает присутствие познавательных интересов, потребности в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, а также отношение к учебной деятельности как к источнику интеллектуального удовольствия.
Итак, какие ошибки совершают близкие ребёнка, который совсем скоро переступит школьный порог.
Некоторые несознательные родители, стремясь преодолеть нежелательные привычки, изменить поведение своих детей, используют тактику запугивания. Одни пугают милицией, другие – врачами, а третьи – учителями. Пойдёшь в школу, там тебя быстро заставят слушаться (или возьмут в оборот, или прижмут к ногтю, или церемониться не станут …) – согласитесь, высказывания подобного рода не могут создать положительный образ учебного заведения, вызывают недоверие к нему. Иногда ситуацию усугубляют дедушки и бабушки. Они, стараясь подготовить внука к взрослой жизни, щедро делятся страшными историями из школьного прошлого родителей, да и своей собственной.
Прежде чем, обсуждать следующую причину возможного нежелания идти учиться, проведём небольшое упражнение. Оно называется Ассоциация. Уважаемые взрослые, пожалуйста, озвучьте первое, что приходит в голову, на тему Школа. Это может быть одно слово или словосочетание, предложение… В ваших репликах есть как положительное, так и отрицательное… Однако, любой опыт обучения родителей, высказанный или просто присутствующий в мыслях, их радужные или наоборот мрачные представления об учёбе, преподавателях, оценках вполне вероятно могут заразить собственных детей, передаться им.
Действительно, бывают случаи, когда от взрослых членов семьи передаются страх и тревога по поводу предстоящего обучения в школе. Чаще всего такая особенность свойственна мамам. Неоднократно в присутствии ребёнка они делятся своими переживаниями с окружающими: Боюсь, что будет, когда Вася пойдёт в школу, - он у меня чуткий, ранимый, а учителя сейчас издёрганные, нервные и злые. А если он попадёт за одну парту с таким бандитом как наш соседский Петя, так он его ещё и обижать будет… Очевидно, что подобные слова вызывают у детей вполне законные опасения и приводят к тому, что желание учиться пропадает.
Нередко отрицательное отношение к школе в целом и педагогам в частности возникает после наблюдения и общения со старшими в семье детьми. Не всегда их опыт обучения положителен. Так, будущий первоклассник замечает, что его брат или сестра много времени проводит за тетрадками, учебниками вместо того, чтобы посмотреть интересный мультфильм, пойти погулять. Возможно, малыш является частым свидетелем жёсткого разбора полётов после очередного родительского собрания, наказания старшего за плохие оценки. Учитывая описанное, не удивительно, что многие ребята предпочитают остаться в родном детском саду ещё на год – другой.
Наконец, о следующей причине возможного нежелания идти учиться меня заставила задуматься мама одного из воспитанников нашего дошкольного учреждения. В ходе консультации она так описала рабочую неделю своего сына: В понедельник, среду и пятницу – у нас занятия спортом, два раза в неделю мы посещаем бассейн, по четвергам ходим в кружок рисования, а с ноября ещё Воскресная школа начнётся. Представив всю физическую и интеллектуальную нагрузку, которую несёт на себе шестилетний человечек, мне стало его жалко. А с его мамой я поделилась мыслями о том, что ребёнок может потерять интерес к занятиям, попросту устать учиться ещё до начала регулярного посещения дома знаний.
Что же в состоянии сделать любящий и неравнодушный родитель для формирования у своего чада положительного образа школы, педагога и предстоящей учёбы.
Прежде всего, если в вашем воспитательном арсенале есть приёмы запугивания школой, перестаньте их использовать. Не надо сгущать краски, нагружая ребёнка информацией о многообразии минусов, присутствующих в жизни учеников начальных классов. В то же время опасайтесь другой крайности – появления на глазах малыша розовых очков в результате регулярного описания вами радужных картин школьных будней. Ваши рассказы об учёбе должны быть реалистичные и оптимистичные.
Давайте ребёнку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что всё будет прекрасно и радостно. Готовьте малыша к тому, что школа – это труд, а не только праздник. Заверьте его, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы.
Если вы поймали себя на том, что тревожитесь по поводу будущего обучения сына или дочери, советую вспомнить высказывание известного всем Карлсона: Спокойствие, только спокойствие!.
Психологи и педагоги давно говорят о том, что эмоциональное состояние родителей практически всегда передаётся их детям. Поэтому нужно прекратить беспокоиться и, разобравшись, что конкретно рождает ваши переживания, начать действовать. Если вы думаете, что ребёнок не готов к школе с интеллектуальной точки зрения, то организуйте дополнительные развивающие занятия (дома или в Воскресной школе и т.д.). Если опасения вызывает слабое здоровье, то в оставшееся до систематической учёбы время следует подумать о закаливающих, оздоровительных мероприятиях, посещении спортивных секций, бассейна, ледового катка… Если вы боитесь, что ребёнок не найдёт контакта с одноклассниками, педагогом, то можно поделиться своими переживаниями с детском психологом, который работает в вашем садике, выслушать его рекомендации.
3. Если в вашей семье есть старшие дети, старайтесь обсуждать их школьные проблемы в отсутствие младшего ребёнка или за закрытыми дверями. Следите за тем, чтобы в процессе общения с братом и сестрой будущий первоклассник получал не только негативную, но и позитивную информацию о школе. При необходимости сглаживайте совсем мрачные истории, рассуждайте вместе с детьми о причинах неудач, ищите способы разрешения учебных трудностей.
4. Объективно оцените физическую и психическую нагрузку, лежащую на вашем ребёнке. В случае посещения им большого числа развивающих кружков и секций (спортивного и интеллектуального характера), обращайте внимание на самочувствие, эмоциональное состояние малыша после окончания занятий.
Помните, что большой объём знаний, обилие информации, которую обрушивают на дошкольника, преобладание учебной деятельности над игровой может привести к переутомлению, боязни предстоящих нагрузок в школе и, как следствие, нежеланию её посещать.
5. Рассказывайте малышу о своей школьной жизни. Вспомните и поделитесь с ним впечатлениями о многочисленных утренниках, походах, спортивных состязаниях, конкурсах свидетелем и непосредственным участником которых вы были. Не лишне упомянуть о конфликтах, неприятностях, случавшихся с вами и обязательно о том, как вы с ними справлялись, кто помогал, поддерживал вас.
6. Очень полезно для формирования у ребёнка позитивного отношения к предстоящей учёбе рассматривать вместе с ним ваши школьные фотографии, тетради, дневники, грамоты – словом все свидетельства ваших учебных будней, которые сможете найти. Такая деятельность, сопровождённая комментариями, замечаниями, шутками, если хотите, не только расширит представления будущего первоклассника, но и сделает мир школьника и жизнь родителей более понятной, сблизит вас с вашим малышом.
7. Организуйте и проведите экскурсию по школе, в которую в скором времени поступит ваш сын или дочь. Расскажите и покажите, где находится будущий класс ребёнка, столовая, туалет, спортивный зал. Такое знакомство поможет нейтрализовать возможное чувство страха, неуверенности перед неизвестным местом, а также сформирует у малыша чувство сопричастности, возможно, гордости за свою школу.
8. Познакомьте своё чадо с его будущей учительницей. Необходимо, чтобы он запомнил, как её зовут. Если будет возможность и желание, пусть задаст педагогу несколько вопросов, а не ограничивается общепринятыми здравствуйте и до свидания при встрече с ним. Такая неформальная беседа опять же имеет своей целью снижение эмоционального напряжения, тревоги перед неизвестным и часто пугающим предстоящим общением с учителем.
Определиться с выбором преподавателя следует заранее, и ни в коем случае не оставлять это дело на волю случая. Подумайте, какой взрослый нужен вашему малышу для раскрытия его способностей, поддержания дисциплины… Имеет смысл навести справки о педагоге у знакомых, которым известны его методы обучения, стили взаимодействия, общения с детьми. Если в первые недели школьной жизни вы вдруг поймёте, что вашему сыну или дочери досталась сущая мегера – не выражайте вслух своей зависти другим детям и родителям, лучше поразмышляйте о том, что это ваша промашка, потому что главное в начальной школе – именно учитель.