"Хочу все знать"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Хочу все знать"
Автор: Нургалиева Аида Вилариковна

Дополнительная образовательная программа «Хочу все знать!» (по окружающему миру) для детей дошкольного возраста с ОВЗЦентра детского развития Благотворительного образовательного фонда «Мархамат»Срок реализации программы – 3 годаВозраст детей – 4-7 лет Составитель: педагог дополнительного образования Нургалиева А.В.Уфа-2018
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов дошкольного общего образования. Рабочая программа позволяет реализовывать национальные, региональные и этнокультурные особенности и традиции многонационального Башкортостана, учитывать его историко - культурную и этническую специфику.Дошкольный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.Специфика курса состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт ребенку материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.Огромную роль в этом направлении играет проектная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.Проектная деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.Задачи программы: 1.Формировать представления детей о разнообразии окружающего мира.2.Создавать условия для ознакомления с окружающим миром, вовлекать детей в практика - ориентированную деятельность, способствовать для разнообразной деятельности.3. Стимулировать у детей опыт активного познания процессов и явлений, происходящих в природе; мотивацию к изучению, исследованию, наблюдению за животными и растениями в естественной для них среде обитания.4. Вызвать у детей бережное и созидательное отношение к природе; активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению и приумножению богатств окружающей природы.5. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.6. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:· развитие у детей представления о химических свойствах веществ;· выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;· развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения);· развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух);· познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы.7. Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, линейка, сантиметровая лента, бинокль).8. Развивать у детей умственные способности9. Развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение).10. Формировать способы познания путем сенсорного анализа.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Основная задача программы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Структура проведения занятия - экспериментирования:· постановка, формулирование познавательной задачи;· уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;· выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;· проверка гипотез;· проверки итогов, вывод;· фиксация результатов;· рефлексия.Проектная деятельность может сочетаться с другими видами деятельности:- чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;- проектная деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка)Отбор содержания программы осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в программе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности. Особое внимание уделяется знакомству дошкольников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания программы «Хочу все знать» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Дети ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности детей, которая предусмотрена в каждом разделе программы.Методы обучения и воспитания - словесный метод еседа; рассказ, объяснение, работа с книгой и тетрадью)- наглядный метод (показ картин, карточек, плакатов, презентаций и др.)- метод дидактических игр - проблемный метод- частично- поисковый Форма организации обучения Занятия (групповые, индивидуальные) Продолжительность занятий 20-25 минут. На изучение программы отводится 1 ч. в неделю, всего 108 часов (36 учебных недель)3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У детей будут сформированы: • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; • первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);• ценностные представления о своей семье и своей малой родине; • первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной; • представление о новой социальной роли ребенка, правилах жизни (быть готовым к занятиям, бережно относиться к предметам др.);• положительное отношение к учебной деятельности; • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению других детей; • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур; • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Обучающийся научится: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; • сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе занятия по просьбе педагога); • выделять из темы занятия известные знания и умения; • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); • планировать свои действия на отдельных этапах занятия (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению педагога);• фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятиях (с помощью средств, предложенных педагогом), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам. Познавательные Обучающийся научится: • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые на занятии для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий.• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; • устанавливать элементарные причинно-следственные связи; • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами; • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». Коммуникативные Обучающийся научится: • включаться в диалог с педагогом и сверстниками;• формулировать ответы на вопросы; • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;• договариваться и приходить к общему решению; • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОбучающийся научится: • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);• различать флаг и герб России; • узнавать некоторые достопримечательности столицы; • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; • проводить опыты с водой, снегом и льдом;• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); • различать овощи и фрукты;• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; • сравнивать реку и море; • различать животных холодных и жарких районов; • различать прошлое, настоящее и будущее;• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;• соотносить времена года и месяцы; • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; • объяснять причины возникновения дождя и ветра; • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; • соблюдать правила поведения в природе;• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; • подбирать одежду для разных случаев;• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;• правильно переходить улицу; • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;• различать виды транспорта; • соблюдать правила безопасности в транспорте.В ходе занятий создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ» СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методическая литератураКонституция РФ, ст. 43, 72.Закон «Об образовании» РФЗакон «Об образовании в Республике Башкортостан»Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13Устав БОФ "Мархамат"Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М., 2002.Дыбина О.Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 1999.Дыбина О.Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1997.Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.Соломенникова О.А Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.Соломенникова О.А Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.Энциклопедия для малышей «Я познаю мир» М. «РОСМЭН» 2007гИнтернет-ресурсыМатериально-техническое обеспечение образовательного процессаВ рамках реализации программы по формированию представлений об окружающем мире используются различные виды методической продукции:- Видеофильмы, презентации;- Дидактические игры и упражнения на развитие психических процессов, мелкой моторики;- Дидактические игры, направленные на закрепление изученного материала;- Наглядный материал (демонстрационный, раздаточный материал по темам);- Оборудование для проведения опытов и экспериментов;- Рабочие тетради: «Безопасность – 1,2: Рабочая тетрадь» (Авт. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р. Б.), «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Рабочая тетрадь» (Авт. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А.)- Специально разработанные буклеты, памятки, схемы по темам;- Специальные компьютерные игры; Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска, медиапроектор и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Хочу все знать». В ходе изучения программы «Хочу все знать» дети на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент.