Способы изготовления верховых кукол


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы изготовления верховых кукол
Автор: Шобанова Елена Владимировна

Верховые куклы (для детей средней группы)Способы изготовления верховых куколСамый простой и доступный для детей средней группы кукольный театр — это театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы их упрощенным вариантом.Изготовить такой театр несложно. Для этого необходимы деревянные ложки, не расписанные красками. На внешней их стороне рисуют лицо человека или мордочку зверюшки. Украшают куклу тесьмой, кусочками меха, лентами. Из ткани шьют юбочку и надевают на игрушку, крепко завязав ее у «шейки» ложки тесьмой. Получается яркая, легко управляемая кукла.Театр ложекДетям средней группы доступно управление верховыми куклами, основу которых составляет гапит. Размеры головок для таких кукол могут варьироваться от величины шарика для пинг-понга до крупного яблока. Головки можно сшить из ткани, изготовить из старых перчаток, связать крючком из пряжи, сделать из папье-маше.Изготовление верховых кукол на гапитеСуществует несколько способов изготовления головок из папье-маше. Один описан в главе «Настольный кукольный театр*. Другой метод — сделать их из марли, с помощью клея ПВА. На пластили-новую модель головки накладывают 3—4 слоя марли, пропитанные клеем ПВА, и плотно прижимают кистью к форме. Марлевый слепок должен хорошо просохнуть. Затем разрезают его на две половинки, отделяют пластилин от слепка и сшивают обе части головки нитками. Оформляют головку мочалкой, веревкой, нитками, тесьмой, искусственным мехом, фетром. Затем ее грунтуют и раскрашивают красками.Важной деталью являются руки куклы. Обычно их шьют из ткани в форме варежек и набивают ватой. Можно изготовить выразительные руки из пенопласта, оклеив его двумя слоями папье-маше.Ноги куклы тоже шьют из ткани в виде мешочков и набивают ватой. Каждый мешочек посередине простегивается поперечным швом, чтобы получился сгиб — колено.Обувь куклам шьют из ткани, искусственной кожи, выклеивают из папье-маше. Затем набивают ватой, украшают фетром, сукном, трикотажем, недостающие детали дорисовывают водоэмульсионной или масляной краской.Костюм куклы играет важную роль в создании образа. Он шьется из двух половинок (спинки и грудки). Материал должен быть подобран по цвету и фактуре. Для того чтобы костюм хорошо сидел, он надевается на поролоновую основу, сшитую в виде чехла прямоугольной формы, к которой пришивают руки и ноги игрушки. Голова ее закрепляется на гапите — деревянном стержне диаметром 10 мм, к которому крепится деревянный плечевой каркас. На плечевом каркасе закрепляется поролоновая основа с пришитыми к ней ручками и ножками. Сверху надевается костюм.Для работы с верховыми куклами необходима театральная ширма. Для детей средней группы можно использовать укороченную ширму (высотой 75 см), для того, чтобы облегчить маленьким театралам кукловождение.Способы управления верховыми кукламиНачать обучение детей средней группы приемам кукловождения легче всего с театра ложек. Кукла, изготовленная из деревянной ложки, легка и удобна в управлении. Ребенок берет игрушку за ручку и поднимает ее вверх. Рука малыша спрятана под юбочкой куклы. Внешняя сторона ложки, на которой нарисовано лицо персонажа, повернута к зрителям. Ребенок приводит руку-ложку в движение легким покачиванием из стороны в сторону. Такая кукла может легко двигаться по ширме, «разговаривать» с другой куклой, весело плясать, поворачиваясь из стороны в сторону.Знакомя детей с верховыми куклами на гапите, необходимо объяснить им основные приемы кукловождения, познакомить стеатральной ширмой. Причем ребенка следует предупредить, что он должен находиться с куклой за ширмой, не облокачиваясь на нее (ширму).Держать игрушку за гапит надо вертикально, выводить постепенно: вначале появляется голова, затем плечи, и только потом видна зрителю вся фигура. Кукла должна возвышаться над ширмой на две трети своего роста. Ребенок должен постоянно ощущать, что «исполнительница» идет по полу, не проваливаясь, но и не возвышаясь больше обычного.Необходимо передавать походку персонажа. Если на сцене находится дед или баба, то движутся они медленно, размеренно. Если кукла изображает ребенка, то перемещается быстро, подпры-гивающе. Зайка легко скачет, медведь идет вперевалку, покачиваясь из стороны в сторону, мышка бежит быстро, суетливо. Выходить и уходить кукла должна постепенно.Когда игрушки «разговаривают», то слегка движется та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая же в этот момент внимательно «слушает», на время прекращая любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику. Во время беседы «актеры» должны «смотреть» друг на друга, стоя один против другого.Навыки кукловождения верховых кукол на гапите ребенок осваивает постепенно. В этом ему помогут этюды с куклами на театральной ширме. Этюды на театральной ширме, разыгрываемые верховыми куклами на гапитеОбучая детей приемам вождения верховых кукол, следует обращать их внимание на точность каждого движения. Объясняем, что игрушка «оживет» лишь в том случае, если будет двигаться осмысленно и целенаправленно. Отработать движения помогут следующие упражнения.
  • По грядке (краю ширмы) идет кукла Маша, останавливаетсяв центре, оглядывается по сторонам, кого-то ищет, не найдя, идетдальше.
  • Бежит мышка, увидела кусочек сыра, остановилась, понюхала, обежала сыр справа и слева, замерла на месте, убежала. Вскоревернулась с подругой. Вторая мышка повторяет движение первой.
  • 3.Дед идет вдоль грядки. Увидел репку, останавливается,рассматривает ее со всех сторон, понимает, что одному не справиться.Зовет бабку. Медленно по ширме идет бабка. Диалог деда и бабки.Этюды с верховыми куклами на гапитеУ медведя во бору(Русская народная песня)Дети:У медведя во бору(Медведь лежит на ширме.) Грибы-ягоды беру, А медведь лежит И на нас ворчит. Медведь: Кто в лесу гуляет?(Ребенок приподнимает куклу,покачивая еюиз стороны в сторону.) Кто мне спать мешает?Большие ноги(Русская народная прибаутка)Ребенок:Большие ноги Шли по дороге. Топ, топ, топ, Топ, топ, топ,(Ребенок ведет куклупо ширме,кукла марширует.) Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ (Кукла легко бежит по ширме.)Бегал заяц по болоту(Русская народная прибаутка)Ребенок ведет куклу по ширме. Кукла-зайчик легко подпрыгивает в ритме прибаутки.Р е б е н о к:Бегал заяц по болоту,Он искал себе работу,Да работы не нашел,Сам заплакал и пошел.Я рыжая лисица(Русская народная шутка)Ребенок легко ведет по ширме куклу, имитируя движение осторожной и хитрой лисы.Ребёнок:Я рыжая лисица,Я бегать мастерица, Я по лесу бежала, Я зайку догоняла И в яму — бух!Мышонку шепчет мышь (Русская народная скороговорка)Ведущая: Мышонку шепчет мышь...Первый ребенок: Ты все шуршишь, не спишь. (Покачивает куклой.)Ведущая: Мышонок шепчет мыши...Второй ребенок: Шуршать я буду тише. (Покачиваеткуклой. Первый ребенок замирает и слушает.)Пляшут лапки(Русская народная прибаутка)(Этюд обучает детей изображать пляску кукол.)Ребенок:Пляшут лапки,Пляшут ушки,Пляшут рожки и хвосты!Пляши и ты!