Кукольный театр в детском саду


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кукольный театр в детском саду
Автор: Колесникова Елена Сергеевна

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВАКукольный театр в детском саду Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с нами стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду. По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида — верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми. Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы. Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещенном экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредоточиваться. К концу года дети 1-й младшей группы, накопив определенный опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр. «Пальчиковые куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Самых простых вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладевает ценными навыками общения. Разыгрывание различных ситуаций с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка. Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр — это театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона — они не должны быть большими. При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру (кошка должна быть выше и больше мышки, но меньше собаки) и фактуре материала (всех кукол для конкретного спектакля шьют либо из ткани, либо из поролона). Забавных настольных актеров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу богородской игрушки. Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень — гапит. Но прежде, чем малыши начнут работать на новой сцене, надо дать им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приемы кукловождения. В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Изготовить их можно из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка. Способы управления куклами с «живой рукой». Обучаем детей способам управления большими напольными куклами. Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависит от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм, огромную голову-маску, большие ладони, огромные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки изготавливают из поролона и обтягивают тканью. Чтобы ребенок, находившийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.Литература.1 Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. Кукольный театр — дошкольникам. — М., Просвещение, 1982.2 Ф.М. Орлова, Е.Н. Соковкина. Нам весело. — М., Просвещение, 1073.3 Д. Эйнон Творческая игра. — М., Педагогика-!