Скоро в школу


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Скоро в школу
Автор: Бахтиярова Ольга Николаевна

Программное содержание: Уточнить и закрепить знания детей о Башкортостане, её столице. Закрепить знания и умение детей различать символику нашей республики. Объяснить значение и оформление герба, флага. Познакомить детей с гербом нашего города Уфы. Воспитывать патриотические чувства, национальную гордость, любовь к своему краю, родным местам.Предварительная работа:Знакомство детей с символикой России. Беседа о Башкортостане. Знакомство с башкирским орнаментом, национальной одеждой, предметами быта, жилищем башкир. Рассматривание иллюстраций, открыток о Башкортостане, о родном городе, о его достопримечательностях. Чтение стихов, сказок, эпосов, легенд башкирских писателей, народных сказок. Дидактические игры по составлению башкирских орнаментов. Слушание башкирских мелодий, Гимна РБ. Рисование, лепка, аппликация башкирских орнаментов. Подвижные башкирские народные игры.Материал.Глобус. Карта Башкортостана. Флаги России и Башкортостана. Портреты президентов Путина В.В. и Хамитова Р.З. Демонстрационный материал с изображением символики Башкортостана и России, изображение герба Уфы. Музыкальное сопровождение – мелодия Гимна РБ, мелодия курая.Ход занятия: На доске символика России. Воспитатель: - Ребята, мы с вами уже знакомились с символикой нашей большой Родины – России. Кто может сказать, что мы называем символикой. Ответы детей.Воспитатель: - Правильно, это гимн, флаг и герб. Вот вы видите их на доске. А кто скажет, как называется республика, в которой мы с вами живём? Дети: - Башкортостан.Воспитатель: - Верно. Вот, ребята, карта нашей республики. Если внимательно посмотреть на неё, то можно сравнить её с листком берёзки. Я хочу прочитать вам своё стихотворение, которое я назвала «Моя Башкирия»:«Есть на земле чудесный уголок, для сердца нет его милее, На карту лёг он, как листок, с берёзки белой улетев несмело.То край любимый, дорогой, моя Башкирия родная!Горжусь твоею красотой и красивей земли не знаю. Люблю твои поля и реки, равнины, горы и леса.И нет, наверно, человека, который бы не полюбил тебя.Пусть край любимый расцветает! И чтоб гордиться красотой, Пусть каждый житель охраняет свой уголок земли родной!» Ребята, как вы думаете, у нашей республики есть своя символика?Дети: - Да.Воспитатель: - Конечно, каждая республика имеет свою символику. Как вы думаете, для чего она нужна?Ответы детей.Воспитатель: - Так же, как у нас есть у каждого своё имя, отчество, фамилия, чтобы знать кто есть кто, так и у всех республик есть свой гимн, флаг и герб, по которой мы и узнаём, какая это республика, как выражается её суверенитет. Скажите, а какие цвета у флага Башкортостана?Ответы детей. Воспитатель: - Вот у меня в руках полоски этих цветов: белый – это миролюбие нашего народа, синий – это ясность и чистота помыслов башкортостанцев, а зеленый – это свобода вечность жизни. На белой полосе цветок курая – это символ дружбы, семь его лепестков – это единство башкирских народов. Я предлагаю вам сложить из этих полосок флаг Башкортостана. Я раздам полоски двум командам и посмотрим, чья команда справиться с заданием первой. Даю Сафине, Рамзану, Лиане – это первая команда. Ксюша, Саша и Милена – это вторая команда. А мы все считаем: аз, два, три – начни!Дети собирают флаг.Воспитатель: - Вот команды закончили. Рустэм, правильно команда Милены сложила флаг? Аделина, а команда Сафины справилась с заданием? Давайте сравним с флагом Башкортостана.Показываю флаг, дети сравнивают.Воспитатель: - Молодцы, правильно всё выполнили. Ребята, знаете, что авторами Государственного флага РБ являются Урал Масалимов и Ольга Асабина и был он принят 25 февраля 1992 года.Воспитатель: - Дети, а кто знает, что такое гимн? Когда он звучит и как его надо слушать? Давайте мы попросим Амира рассказать о гимне, он у нас тренируется в хоккейном клубе Салават Юлаев и как будущий спортсмен, наверное, знает.Ответ Амира: - Гимн – это торжественная музыка, она выражает суверенитет нашей республики, единство и дружбу народов, воспевается в гимне богатство нашего края. Гимн нужно слушать стоя, нельзя смеяться и разговаривать. Звучит гимн на всех торжественных событиях и когда наши спортсмены побеждают, то поднимают флаг и звучит гимн Башкортостана.Воспитатель: - Ребята, давайте мы прослушаем небольшой фрагмент гимна. Нужно всё сделать так, как сказал Амир.Прослушивание фрагмента гимна РБ.Воспитатель: - Зарина, скажи нам, кто написал музыку гимна?Зарина: - Музыку гимна написал дирижер военного оркестра Уфимского высшего авиационного училища Фарит Идрисов, который живет и работает в Уфе.Воспитатель: - А сейчас мы с вами вспомним третий символ – это герб Башкортостана. Мы его уже с вами видели. Кто может рассказать, что на нём изображено?Ответы детей.Воспитатель: - Да, в самом центре герба мы видим памятник нашему национальному герою, джигиту и поэту Салавату Юлаеву. Он олицетворяет обобщённый образ воина – освободителя. Под джигитом могучий конь – верный друг и спутник башкир. Из-за памятника восходит солнце, освещая своими лучами всё вокруг. По краям герба –башкирский орнамент. Этот элемент узора называется «кускар», завитые бараньи рога, которые всегда были мерилом богатства башкир. Внизу герб завершает лента в цвет флага РБ и цветок курая, про который мы сегодня уже говорили. На белой полосе ленты надпись «Башкортостан». Я вам предлагаю прослушать стихотворение Сафуана Алибаева, которое так и называется «Герб Башкортостана». А прочтёт его нам Вера. Вера читает стих: -«Герб Башкортостана висит на стене, Салават Юлаев на лихом коне. Храброго батыра солнце освещает, И герой народный к миру призывает.Будущее счастье – вечная свобода –Вот мечты сэсена и его народа!Флаг Башкортостана и цветок курая, А вокруг орнамент на эмблеме краяВоспитатель: - Это герб появился не сразу, он был отобран в конкурсе на самый лучший герб, где было представлено сорок рисунков. Но победил автор нашего герба Фазлетдин Ислахов, и герб был принят 12 декабря 1993 года, то есть тогда, когда вы ещё не родились. А давайте поиграем в игру « Чего не хватает в Гербе?»Дидактическая игра: воспитатель поочередно показывает картинки герба с отсутствием какого-либо элемента, а дети называют недостающий элемент.Воспитатель: - Молодцы ребята, все элементы назвали. Наша республика очень красива и богата. Она приносит огромную пользу всей нашей стране России. Живут у нас в республике замечательные люди. Кто может сказать, какой национальности люди у нас проживают?Ответы детей. Воспитатель: - Ребята, а кто самый главный у нас, кто руководит нашей республикой?Дети: - Президент.Воспитатель: - Правильно. (Показывает портрет). Это президент Башкортостана - Рустэм Закиевич Хамитов. А это кто? (Показывает портрет Путина В. В.)Дети отвечают. Воспитатель: - Да, это президент всей нашей страны России –Владимир Владимирович Путин.Ребята, наш Башкортостан большой, у нас много городов. Это и Салават, Октябрьский, Мелеуз, Бирск, Кумертау, Сибай, Ишимбай и много других. А как называется столица Башкортостана?Дети – Уфа.Воспитатель: - Правильно, это главный город нашей республики, где мы с вами живём. А ка вы думаете, у городов может быть герб?Ответы детей.Воспитатель: - Да, ребята, у каждого города есть свой герб. При создании герба художники стараются отразить в нём самые главные особенности. Давным-давно для герба выбирались фигурки зверей, которые жили рядом с городами и на которых тогда охотились. Рядом с нашей Уфимской губернией, так тогда называлась Уфа, водились куницы. И вот при создании герба был спор, что изобразить на нём. Предлагали белую лошадку или куницу. Но зверек победил. Наши предки, охотясь на куницу, заметили, что она очень выносливая, прозорливая, ловкая. Поэтому вечно бегущая куница на гербе Уфы символизирует не только богатство и процветание, но и огромную жизнеутверждающую силу. Герб несколько раз изменяли, но куница всегда была. Вот герб Уфы теперь мы можем видеть на печатях, на зданиях администрации, где работает руководство нашей республики. А ещё герб можно увидеть на пограничных столбах, при въезде в нашу республику. Думаю, что вы теперь тоже будете узнавать герб и республики, и нашего города Уфы.Воспитатель: – Ребята, мне хочется, чтобы вы берегли нашу Родину, больше узнавали о её истории, традициях, обычаях, об этом даже в пословицах говориться.Дети говорят пословицы:Где родной край – там и рай. Дома и стены помогают.На родной стороне и камушек знаком.Каждой птице своё гнездо нравиться.Родина краше солнца, дороже золота.Всякому мила своя сторона. Всюду хорошо, а дома лучше.Воспитатель: - Молодцы, все эти пословицы говорят о том, что лучше своего родного края нет. Об том поет и наш курай. Давайте послушаем. Прослушивание мелодии курая.Воспитатель: - Ребята, любите свою Родину и большую, и малую. Сегодня вы многое узнали. Я вам предлагаю дома вместе с родителями придумать и нарисовать герб своей семьи, а потом можно будет делать выставку. А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и там поиграем в башкирскую народную игру «Медный пень».