"Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать"
Автор: Гондарь Светлана Ивановна

Что такое сенсорика и почему её так важно развивать Добрый день уважаемые коллеги мне хотелось бы начать свой доклад словами Вильяма Прейера - оригинального выдающегося немецкого физиолога и психолога второй половины XIX в. сказалМир входит в сознание человека лишьчерез дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь.Мир тогда не существует для сознания.В. Прейер (слайд №1) Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. (слайд №2) Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.(слайд №3) В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. (Слайд №4) Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета, материала. (Слайд №5) Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. (Слайд №6) Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень. Сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. (Слайд №7)Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно – - является основой для интеллектуального развития- развивает наблюдательность;- позитивно влияет на эстетическое чувство;- является основой для развития воображения;- развивает внимание;- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;- влияет на расширение словарного запаса ребенка;- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. (Слайд №8)Каковы же формы работы по сенсорному воспитанию детей это:
  • Сенсорные занятия
  • Дидактические игры
  • Совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Интерактивные выставки
  • Коллекционирование
  • Мини-музеи
  • Развлечения
  • Проектирование (Слайд №9)
  • Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие само регуляции:Упражнения на мышечную релаксацию - снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.Дыхательная гимнастика - действует успокаивающе на нервную систему.Мимическая гимнастика - направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.- способствует развитию произвольностиМария Монтесори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Поэтому важным моментом в процессе сенсорного воспитания является предметно-практическая среда группы.Создавать среду для детей необходимо с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделять внимания развитию сенсорных способностей. При организации сенсомоторного уголка либо комнаты необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. (Слайд №10) Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия. Также важны разнообразные тематические вкладыши и другие пособия для решения задач сенсорного воспитания. (Слайд №11)Можно использовать следующие дидактические игры: (Слайд №12)
  • Пазлы
  • Шнуровки
  • Мозаики (Слайд №13)
  • Матрешки (Слайд №14)
  • Конструкторы (Слайд №15)
  • Игры вкладыши (Слайд №16)
  • Пирамидки и т.д.
  • Ценность игр заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья» под задачей. На первом этапе дети просто собирают фигуры, но потом из года в год будут рождаться целые дворцы, ракеты, стражники, космонавты, сочиняться целые истории.Таким образом, использование дидактических игр является важным условием сенсорного развития детей дошкольного возраста. (Слайд №17)Неотъемлемой частью является сенсорного воспитания взаимодействие с семьей необходимо:повысить компетентность родителей через ознакомление с адекватными способами взаимодействия с детьми;познакомить и внедрить в практику работы с детьми конкретные приемы игровой психокоррекции.осуществлять психологическое просвещение родителей, повышение уровня информированности родителей в вопросах возрастной психологии, развития эмоционально-личностной сферы;обогащать опыт родителей в активном сотрудничестве с педагогом–психологом черезиндивидуальное и групповое консультирование.стендовые консультациианкетирование.занятия для родителей в сенсорной комнате.Учеными давно доказан тот факт, что дети с высоким уровнем сенсорного развития, владеют высокими интеллектуальными способностями, нежели те малыши, которым не уделяли должного внимания (Слайд №18)Таким образом мы можем сделать вывод из всего выше сказанного. Что мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно используя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребёнку познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе познавательное отношение малыша к миру.Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?