"Женский русский народный костюм в отечественной живописи XIX века"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Женский русский народный костюм в отечественной живописи XIX века"
Автор: Сайганова Е.А., Исковская Е.И.


Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь внем ценностей, ионстановится образной летописью жизни наших предков,
которая языком цвета, формы,
орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны изаконы красоты народного искусства.
М.Н. Мерцалова
Поэзия народного костюма
Содержание
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc508971966" HYPER14ВведениеHYPER13 PAGEREF _Toc508971966 \h HYPER144HYPER15
1. История развития женского русского народного костюмаHYPER13 PAGEREF _Toc508971967 \h HYPER145HYPER15
2. Женский русский народный костюм в живописи XIX векаHYPER13 PAGEREF _Toc508971968 \h HYPER148HYPER15
3. Русский стиль в современной модеHYPER13 PAGEREF _Toc508971969 \h HYPER1410HYPER15
4. …Там русский духHYPER13 PAGEREF _Toc508971970 \h HYPER1412HYPER15
ЗаключениеHYPER13 PAGEREF _Toc508971971 \h HYPER1414HYPER15
Информационные источникиHYPER13 PAGEREF _Toc508971972 \h HYPER1416HYPER15
ПриложенияHYPER13 PAGEREF _Toc508971973 \h HYPER1417HYPER15
HYPER15Введение
Тенденции современной моды быстротечны. Каждый сезон дизайнеры находят новые идеи, удивляющие потребителя. Где же находятся источники авторского вдохновения, что является генератором свежих идей?
Богатейшим неисчерпаемым источником творческих находок дизайнеров женской одежды является русский народный костюм. Это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Основополагающее значение для выявления значимости народного искусства, органической частью которого является русский народный костюм, имеют исследования ученых-искусствоведов: A.В. Бакушинского, И.Я.Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, B.С. Воронова, Н.Т.Климовой, М.В. Крюкова, В.В. Малявина, М.А. Неглинской, М.А.Некрасовой, А.М. Решетова, Т.М. Разиной, В.С. Старикова, JI.П. Сычева, B.JI. Сычева и др. Основные закономерности искусства костюма, его функции и особенности художественного построения были сформулированы и раскрыты Р.М. Кирсановой, Г.С. Масловой, М.Н. Мерцаловой, Ф.М. Пармон и др.
Актуальность. Воспроизводство и трансляция традиционных достоинств женского русского народного костюма неотделимы от их переосмысления и обновления. Творческая трансформация, преобразование первоисточника основанная на его глубоком изучении позволяет адекватнее донести до аудитории вневременное содержание культуры народного костюма. Работа затрагивает не только уже хорошо изученные факты о русском народном костюме, но и раскрывает преемственность его элементов в новых формах одежды.
Цель: изучение отражения женского русского народного костюма в отечественной живописи XIX века.
Задачи исследования:
– проанализировать специальную литературу и электронные ресурсы о женском русском народном костюме в процессе исторического развития;
– рассмотреть полотна отечественных художников XIX века, отражающие женский русский народный костюм;
– отразить русскую народную традицию в коллекциях современной модной одежды.
Гипотеза: Особенности и разновидности женского русского народного костюма отражены в полотнах отечественных живописцев XIX века.
Объект исследования: женский русский народный костюм.
Предмет исследования: отражение женского русского народного костюма в полотнах отечественных живописцев XIX века.
Практическая значимость. В результате исследования определено положение женского русского народного костюма в современном обществе и раскрыт процесс его транформации в новые формы костюма.
1. История развития женского русского народного костюма
Русский национальный костюм – сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе.
Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
Так поэтично, иносказательно в заговоре описана одежда русской женщины. Элементы ее костюма, покрой и орнамент, связаны с географической средой и климатическими условиями, хозяйственным укладом и уровнем развития производительных сил, культурными традициями местности и особенностями положения женщины в обществе, ее постоянной привязанностью к хозяйству и семье. А потому костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни. Сложна терминология женского русского костюма: однотипные вещи в разных местностях назывались по-разному, и в то же время в разных губерниях одно и то же название прилагалось к различным видам одежды.Женский костюм различался по расцветке и орнаменту не только по губерниям или уездам, но и по отдельным волостям и даже селам.
Русский женский костюм XV-XVII веков сохранял основные части костюма Киевской Руси: большую длину одежды, неотрезной крой; манеру ношения и отделку. Но появился и целый ряд новых особенностей:
– одежда стала распашной и застегивалась у женщин до низа. Вначале это была застежка встык на навесные петли, затем образуется заход верхней правой полы на левую. Эта застежка налево осталась специфической особенностью национальной русской одежды. Такое ее расположение объясняют удобством для русского воина действовать саблей и защищаться от врага;
– значительное расширение декоративных нефункциональных деталей (откидные рукава, каркасные воротники) в одежде знати. Классовое расслоение проявляется и в использовании дорогих тканей, отделки, украшений, количестве одновременно надеваемых одежд.
Основной покрой, приемы украшения, способы ношения одежды в Древней Руси не менялись столетиями и были одинаковыми у разных слоев общества. Различие проявлялось лишь в тканях, отделках, украшениях. Женщины носили прямопокройную, длиннополую, широкую одежду, скрывавшую естественные формы человеческого тела, с длинными, иногда доходившими до пола рукавами. Принято было одновременно надевать несколько одежд одна на другую, верхнюю – распашную – накидывали на плечи, не вдевая в рукава.
Основой женского русского народного костюма (Приложение 1) была длинная рубаха.
В северных и центральных губерниях России с конца XVII века вместе с рубахой носили сарафан с поясом или передником. К концу XIX века он бытовал повсеместно.
Этот наряд дополнялся нагрудной короткой одеждой без рукавов – епанчой (епанечкой).
В южных губерниях России замужние женщины носили рубаху с косыми поликами – вставками на плечах, клетчатую шерстяную понёву, передник, переходящий на спину, иногда и с рукавами. Дополнялся наряд навершником – наплечной одеждой без застежки. Девушки до замужества могли ходить в одних нарядных рубахах, подпоясанных узеньким пояском, концы которого украшались по-разному.
Верхней накладной одеждой состоятельных женщин был длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).
Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем. Всё это покрывалось душегреями или телогреями, шугаями (бугаями) и шубами.
Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15-20 килограммов.
Важной частью костюма был головной убор (Приложение 2). По нему можно было узнать о женщине ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей.Головудевушекв будни украшала лента-повязка (подвязка), а в праздники– коруна. На конце длинной косы– косник из бисера. Девицы носили венцы, платки, но и имели право ходить простоволосыми.
Замужние женщины прятали волосы под кокошник, ставший символом русского национального костюма. Поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус.
Со сменой властителей России, менялось и отношение к русскому костюму. Петр I был озабочен искоренением привычки носить русское платье, а более чем через 60 лет моду на него при дворе ввела Екатерина II. Павел I вновь отменил русское платье, а Николай I, его внук, вновь сделал его обязательным при дворе. В альбоме Придворных дамских нарядов, высочайше утверждённых его императорским величеством Николаем Павловичем в 1834 году, утвержден не только наряд в зависимости от занимаемой должности, но и орнамент шитья (Приложение 3).
Александр III ввёл традицию проведения в Зимнем дворце бала-маскарада в русском стиле, куда все приглашённые должны были являться только в русском платье по моде XVII века. Костюмы для бала создавались по максимально достоверным эскизам художника Сергея Сергеевича Соломко.
После революции 1917 года многие русские аристократки взяли с собой в изгнание маскарадные кокошники и платья в русском стиле. Во-первых, на память об утерянной родине, во-вторых, часто кокошники были расшиты драгоценными камнями, которые можно было со временем продать.Так в Европу в начале ХХ века пришла мода на все русское, в том числе на костюмированные балы а ля русс в поддержку русской иммиграции.Кокошник жнее стал одним из самых популярных свадебных головных уборов 1920-х.
В советское время особую роль в сохранении традиций женского русского народного костюма играл Государственный хореографический ансамбль танца Берёзка, сценические костюмы которого воплотили в себя все идеи предшествующих веков, и костюмеры-сказочники отечественных киностудий (Приложение 4).
2. Женский русский народный костюм в живописи XIX века
Благодаря живописному наследию русских мастеров можно представить и пиры, и свадебные обряды, и быт наших предков. Художники XIX века с любовью передали дух ушедшего времени. На полотнах К.П. Брюллова, Ф.О. Будкина, В.М. Васнецова, А.Г. Венецианова, А.И. Корзухина, К.А. Коровина, Н.В Нестерова, П.Н. Орлова, В.И. Сурикова, В.Е. Феклистова словно остановилось время, сохранив красоту русского народного костюма (Приложение 5).
Одним из самых известных и талантливых русских живописцев второй половины XIX века, воспевшим в своих полотнах русскую старину, является Константин Егорович Маковский (Приложение 6). В начале 1870-х годов он увлёкся идеями народничества и начал собирать народные костюмы, роскошные, богато расшитые бисером и драгоценными камнями. Некоторым из костюмов уже тогда было несколько сотен лет. Чтобы написать их, художник специально нанимал моделей, особое внимание уделял причёске и т.п.
В творчестве К.Е. Маковского родился особый жанровый подвид: головки боярышень. Чернобровые, с длинными опущенными ресницами, меланхоличные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями – они составили целую галерею русских красавиц. Его картины настолько точны в воспроизведении обстановки того времени, что способны заменить десятки учебников.
Талантливый русский художник Сергей Сергеевич Соломко воспел Русь. На многочисленных акварелях автора героини предстают в нарядных кокошниках, роскошных накидках, богато украшенных платьях и душегреях (Приложение 7). Он не заимствовал костюмы в музеях, как это делали исторические живописцы, а сам разрабатывал оригинальные расцветки, порой слегка изменяя фасоны, и в результате получались совершенно новые, эксклюзивные костюмы, не имевшие аналогов. По многочисленным акварелям художника можно составить целую энциклопедию русской национальной одежды.
Костюм на полотнах великих мастеров так же разговорчив, как лицо человека. Чаще всего под кистью художников рождались образы боярышень, царевен, девушек знатного происхождения. Их богато украшенные наряды всегда вызывали восхищение и не раз поражали великолепием иностранцев. И всё же создано немало полотен, на которых со скрупулезностью изображали простых женщин, девушек и девочек в народных костюмах.
Любуясь несказанной красотой костюма, который ткали, шили, украшали и носили русские женщины и запечатлели на своих полотнах художники, испытываешь искреннюю благодарность. Благодарность безымянным мастерицам прошлых времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли нам, в будущее, неповторимую красоту, свое искусство, ставшее гордостью национальной культуры, название которому — русский народный костюм.
3. Русский стиль в современной моде
Великолепием женского русского народного костюма восхищаются дизайнеры всего мира.
В начале XX века в Париже французский дизайнер одеждыПоль Пуаребыл представил коллекцию, где в каждой модели звучат русские народные мотивы (Приложение 8). Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк.
В 1920-х годах популярность приобрели платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка.
Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежитНадежде Петровне Ламановой– подлинному художнику по костюму, российскому и советскому модельеру, ее еще называли русской Коко Шанель. Ламанова, сотрудничая с Мухиной, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме (Приложение 8). Платья из кустарных тканей, 1925г. участвовали во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Эта коллекция получила Золотую медаль.
Начиная с 60-х годов в коллекцияхВячеслава Зайцевапостоянно присутствуют народные мотивы. Увлечение народным костюмом со временем переросло в постоянную глубокую любовь. На протяжении десяти лет, когда творчество В. Зайцева получило уже всеобщее признание и за рубежом, художник часто обращается к любимым мотивам народного искусства (Приложение 8).
Русская культура внесла в мировую моду вышивку цветными нитями, бисером, камнями, золотом и лентами. Неповторимыми и уникальными чертами русского национального стиля являются кружево, тесьма, мережка. Типичный образец русского стиля – лоскутная одежда (пэчворк). Многие дизайнеры в своих работах используют ткани в стиле посадских шерстяных шалей, оренбургские пуховые платки. Они дают основу для воплощения дизайнерской мысли в современной одежде.
Влияние национального костюма на моду неоспоримо, год за годом мы встречаем его на подиумах по всему миру. В русской народной одежде нашли отражения душа народа и его представление о прекрасном. Используемые элементы становятся все более стилизованы, но от этого они не теряют притягательности, потому что в народном искусстве спрятано то глубокое единство человека и природы, которое помогает людям творить поистине вечное, всегда нужное всем искусство.
Вдохновением для создания коллекции известного российского дизайнераголовных уборов Константина Гайдая и знаменитого английскогоювелирного бренда Stephen Webster послужили русский народныйкостюм и традиционные головные уборы (Приложение 8).
С культурой России и ее эстетическим наследием связана одежда в российском стиле крупнейших брендов и Домов моды, таких как П. Карден, К. Диор, Гуччи, Кензо, М. Прада, М. Арора и др. Модельеры различных домов модыИ. Сен-Лоран,Карл Лагерфельд, Валентино и др.создают потрясающие коллекции, используя русский стиль.
Даже начинающие модельеры в своем творчестве обращаются к народным традициям, черпая из них огромную силу (Приложение 8).
4. …Там русский дух
Великий русский художник XIX века Михаил Александрович Врубель находил источник вдохновения в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.
Надежда Ивановна Забела, известная певица и муза художника, внесла во внутренний мир Врубеля не только обаяние женской прелести. В его сердце еще больше вошла музыка.Искусство Врубеляи творчество Забелы были нерушимо связаны между собой незримыми, но прочными нитями. Дарование Забелы формировалось при самом непосредственном участии Врубеля.
Надежда Ивановна создала незабываемый образ Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане. Премьера музыкальной драмы, которая вдохновила Врубеля, состоялась в Частной опереС.И.Мамонтова21 декабря1900года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его женаНадежда Забела-Врубель (Приложение 9).
Знаком этого успеха послужила и открытка, выпущенная после бенефиса, – фотография Забелы в роли Царевны-Лебеди (Приложение 9). Эта открытка и явилась толчком к появлению нового произведения Врубеля – картины Царевна-Лебедь (Приложение 9).
Художник часто писал портреты жены, но в данном случае портретного нет. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Огромные глаза Царевны-Лебеди полны печали, тревоги и словно предчувствия беды.Тонкий изящный нос, узкие губы, тонкая изящная кисть руки и бледная аристократическая кожа подчеркивают хрупкость и женственность девушки.
Огромный золотой кокошник с мерцающими драгоценными камнями венчает хрупкую голову сказочной царевны, а невесомая белая ткань с широкой серебряной каймой прикрывает ее длинные темные волосы, заплетенные в тугую косу.
Тихий трепет исходит от картины, на которой падают алые отсветы закатного солнца на морскую рябь, прозрачную воздушную вуаль и огромные белоснежные крылья. Царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с оттенками серебра, настолько легкими, что они почти незаметны. Причем цвет платья и крыльев не мягкий и жизнерадостный, а кристаллический с оттенками голубого – такой поразительно холодный.
На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот закипит, поднимет вой, слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить.
Гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы, верность и твердость истинной любви, могущество и вечная сила добра соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.
Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну.
Начинается та самая загадка – превращение. Через долю секунды белоснежные крылья станут морской пеной, а само превращение кажется бесконечным.
Загадочный и манящий образ Царевны-Лебеди стал своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.
Работа была куплена меценатом С.Морозовым, а затем по его завещанию попала в Третьяковскую галерею. Два подробных эскиза к картине хранятся в Государственном Русском музее в Петербурге.
Картина Царевна-Лебедь вдохновила многих творческих людей на создание своих произведений (Приложение 9). Особенно ее любил Александр Блок. Фотография с картины висела всегда у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком Врубелю.
Заключение
Народный женский костюм в живописи русских художников сохранился так, как он не может сохраниться в музеях. В музее костюмы настоящие, но люди их могут видеть редко, и в музее их никто не носит, костюмы живут отдельно от людей. А для костюма это большая потеря.
В сюжетах картин костюмы всего лишь изображены. Это образы. Но они изображены вместе с людьми, поэтому костюмы живут в картинах. Их образы живут там так же, как и образы людей.
В работе рассмотрены шедевры отечественной живописи XIX века, отражающие женский русский народный костюм. С этой целью подобраны репродукции картин русских художников, на которых изображены женщины в народной одежде, детально рассмотрен русский народный женский костюм, его элементы и символика.
На полотнах многих живописцев XIX века остановилось время. Художники сохранили красоту женского русского народного костюма и дали нам возможность почувствовать связь с нашими предками, с их пониманием себя и мира.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
– женский русский народный костюм несет большое количество информации о своей владелице (информационная функция) и тем самым способствует культурному взаимопониманию различных социальных групп, осуществляя передачу художественного и исторического опыта от поколения к поколению;
– костюм несет в себе образную характеристику не только отдельного человека, но и нации, народности и даже целой эпохи;
– красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам;
– русские художники XIX века изображали народный женский костюм с соблюдением исторической точности, стараясь передать его невероятную красоту и красоту духа тех женщин, которые его носили. Наиболее ярко и точно передана красота костюма в работах С.С. Соломко и К.Е. Маковского;
– традиции женского русского народного костюма широко используется дизайнерами и модельерами при создании современной одежды. Они не копируют народный костюм, а берут от него богатство колористических сочетаний, разнообразие орнаментальных мотивов, выразительность геометрического строя. Образы русских красавиц с портретов художников выступают в качестве источника вдохновения для людей творческих профессий.
Тема отражения женского русского народного костюма в отечественной живописи XIX века очень интересна и практически неисчерпаема. Серьёзного изучения требует анализ деталей костюма, головных уборов и украшений как в целом, так и в творческом наследии конкретных художников. Цель работы достигнута, все поставленные задачи решены.
Информационные источники
Литература
Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005.
Беловинский Л.В. История русской материальной культуры: учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.
Исенко С. П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. – М.: Изд-во МГУК, 2002.
Казиева М. Сказка в русской живописи. – М.: Белый город, 2006.
Каминская Н.М. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1977. – 128 с.
Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и дрададемовый платок: Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. – М.: Книга, 1989. – 119 с.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1988.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М., 1994.
Работнова И. П. Русская народная одежда. – М.: Легкая индустрия, 1964.
Русская народная одежда / Под ред. Г.А. Храмцова. – М.: Изобразительное искусство, 1974.
Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. – СПб.: Искусство, 1998.– 400 с.
Электронные ресурсы
Кокошники входят в моду. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . Дата обращения: 27.01.2018.
Русский костюм в живописи Константина Маковского. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . Дата обращения: 27.01.2018.
Мода и русский национальный костюм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . Дата обращения: 27.01.2018.
Царевна-лебедь. Аугусте Абелюнайте для Numro
Коллекция свадебных платьев Царевна-Лебедь от бренда Papilio
Джон Гальяно a-la Rus
Коллекция дизайнера Agnieszka Osipa
Царевна-Лебедь из коллекций Zuhair Murad, Кати Бурак и Алисы Максимовой
Эскизы коллекции по теме исследовательской работы
Маковский молча снял с меня шапочку и вытащил шпильки из моей прически. Волосы рассыпались по плечам. Оглядев меня, Маковский стал заплетать косу, и я удивилась, как ловко он это делает. Покончив с косой, достал из венецианского резного шкафчика великолепный голубой штофный боярский сарафан с самоцветными пуговицами и голубую повязку с жемчужными поднизями. По-прежнему молча, он повел меня к венецианскому граненому трюмо, накинул на меня сарафан поверх платья и надел мне на голову повязку. Ни слова не говоря, он поворачивал меня то так, то этак. И смотря то на меня, то в зеркало, щурил глаза… (Из воспоминаний писательницы Е. Фортунато).
HYPER13PAGE HYPER15
17