« Окно в мир русского народного творчества »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Окно в мир русского народного творчества »
Автор: Соколенко Светлана Александровна

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
Детский сад №360 Журавушка комбинированного вида
630054 г г.Новосибирск, Ленинский район ,ул.2пер.Крашенинникова12/1
тел.343-53-80, email-ds-360.nios.ru
НОМИНАЦИЯ
Социализация и развитие личности дошкольника
Проект на тему:
Окно в мир русского народного творчества
Новосибирск 2018 г.
1.Паспорт проекта.
Вид проекта:информационно-практический.
Участники проекта:дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
База проекта: МКДОУ д/с № 360 Журавушка.
Срок реализации:2 месяца.
Проблема: Как приобщить детей дошкольного возраста к традициям, обрядам, быту русского народа через знакомство с народным творчеством?
Цель проекта: Формирование элементарных представлений о народном творчестве через фольклор, народные промыслы, музыку и танцы.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово, хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения
Вызвать интерес у детей к народному творчеству
Воспитательные:
Воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству
Воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства
Развивающие:
Развивать технические умения и навыки кистевой росписи
Развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память
Активизировать тематический словарь
Ожидаемые результаты проекта:
В работе с детьми:
Знание детьми различных видов народного и декоративно-прикладного искусства
Умение детей ориентироваться в различных видах росписи
Развитие у детей навыков рисования узоров по мотивам народных росписей
В работе с педагогами:
Повышение профессионального уровня педагогов, формирование художественно-творческой компетентности, включающей в себя теоретическое знание народного декоративно - прикладного, устного и музыкального искусства; практическое применение знаний в работе с детьми
В работе с родителями:
• Вовлечение родителей в педагогический процесс с дошкольниками – теоретическое и практическое применение своих знаний в сотворчестве с детьми
В организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:
• Альбом о русских народных костюмах
• Дополнение центра театрализованной деятельности
• Альбом с декоративно-прикладным искусством
• Пооперационные карты с элементами росписи
• Создание мини–музея
• Подборка мультфильмов с русскими народными сказками
• Библиотека с русским народным фольклором
Музыкальный зал:
• CD-диски: инсценировок народных сказок, небылиц
• Аудиозаписи русской народной музыки, песен, оркестров
• Видео-коллекции о народных инструментах, танцах
Изостудия:
• Книги и презентации о декоративно-прикладном искусстве
• Создание центра экспериментальной деятельности
• Оснащение творческой мастерской материалами
В ДОУ:
• Подборка мультфильмов с русскими народными сказками
• Видеоматериал по проекту
• Пополнение костюмерной новыми костюмами
Основные формы работы с детьми:
• Экскурсии, беседы, викторины
• Экспериментальная деятельность
• Просмотр видео
• Сюжетно-ролевые, дидактические и игры-драматизации
• Творческие мастерские.
С родителями:
• Анкетирование
• Круглый стол
• Создание мини-музея
• Создание презентации для детей
• Творческая мастерская
• Фоторепортаж
с педагогами:
• Консультации, викторина
• Создание библиотеки по народному творчеству
• Создание видео презентаций для детей
Виды деятельности:
Игровая деятельность:
1.дидактические игры: Обведи элемент и раскрась, Найди пару, Продолжи рисунок, Сложи игрушку, Пазлы, Собери матрешку, лото Народные промыслы и т.п.
2.ознакомление с окружающим миром.
Беседы: Народное и декоративно-прикладное искусство, Народные росписи: городец, гжель и дымка,В гости к дымковской игрушке, Расписные матрешки
Развитие речи:
Активизировать словарь: матрешки, гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома, орнамент, завиток, элемент, фон, купавка, розан и т.п.
Художественная литература:
Чтение стихотворений, сказок, народного фольклора о декоративно-прикладном искусстве;
Загадывание загадок;
Заучивание стихов, потешек.
ФЭМП:
Ориентировка в пространстве;
Ориентировка на листе бумаги;
Умение складывать из частей целое.
Изобразительная деятельность:
Раскрашивание силуэтов красками и цветными карандашами;
Рисование элементов дымковской, хохломской и гжельской росписи;
Роспись дымковской лошадки.
Лепка: Дымковская лошадка.
Музыкальное воспитание:
Прослушивание народных и авторских песен о народном промысле;
Исполнение танца Танец с платками.
Игра на ложках.
Физическая культура:
Гимнастика
Народные игры
2.Актуальность проекта
Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС ДО разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . В концепции говорится: Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [2, с.11]
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Приобщение к народному творчеству способствует формированию познавательных интересов, даёт возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Произведения народного декоративно-прикладного искусства показывает ребёнку мир мудрыми глазами тысяч и тысяч других людей. Гармоничная связь народного искусства с бытом проявляется не только в декоративно-прикладном творчестве. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа. Народное искусство даёт творцу и зрителю – даже самому маленькому – цельную, мажорную, гуманитарную картину мира, его универсальную художественную модель[5,с.24].
Процесс познания и усвоения необходимо начинать как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через национальный фольклор, произведения народного декоративного искусства, народные игры - забавы, музыку, традиции, обычаи. Только в этом случае народное искусство - этот постоянный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм, художественное творчество предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
В заключении можно сказать, что яркие, весёлые, сказочные образы народного творчества побуждают эмоционального дошкольника воплощать свои чувства и мысли в собственных же изделиях. В сознании ребёнка картина мира выступает уникальным средством его интеграции в родную и общечеловеческую культуру.
3.Реализация проекта.
1 этап – Разработка проекта.
2 этап – Реализация проекта.
3 этап – Заключительный этап.
Этапы
проекта
Деятельность педагогов
Деятельность родителей
Деятельность детей
1 этап
1
неделя
 Консультация для родителей Роль родителей в возрождении народного творчества;
 Создание буклетаНародное творчество в Россииинформация для педагогов и родителей;
 Подбор методической литературы по теме;
 Подбор аудиозаписей, видеоматериалов;
 Разработка маршрута проекта
 Круглый столРоль родителей в возрождении народного
творчества;
 Подбор художественной литературы для чтения, загадок по теме;
 Подбор экспонатов для мини-музея;
Консультации Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство, Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей.
 Просмотр презентации Народные умельцы
 Беседа;
2 этап
4
Недели
 Изучение научно-методической литературы по теме Народное
творчество в России;
 Создание библиотеки в группе по народному творчеству;
 Составление планов мероприятий с детьми организованной образовательной деятельности
 Оформление центра
Экспериментальной деятельности;
 Организация выставки в мини-музее ДОУ;
 Изготовление дидактических игр по народным промыслам;
 Создание видео презентаций: Гжель, Хохлома, Городец, Дымка; Русские народные инструменты, Русские
народные танцы;
 Создание аудио фонотеки с русской народной музыкой;
 Игра – путешествие о народных промыслах Золотая хохлома;
(Приложение № 2)
 Оформление детскими работами музыкального зала к празднику творчества;
 Развлечение: Ярмарка
(Приложение № 5 )
 Анкетирование родителей Творчество в семье;
(Приложение № 1 )
 Домашнее чтение: русские народные сказки;
 Просмотр мультфильмов с
русскими народными сказками
 Создание презентаций для детей Декоративно-прикладное искусство
 Объединение в группы по желанию детей: исследователи,
художники, танцоры
- Исследователи (изучают материал о народном творчестве, вместе с родителями);
-Танцоры в музыкальном зале (Разучивают народные танцы);
-Музыканты в музыкальном центре (играют на инструментах);
- Мастера делают в изостудии посуду и игрушки из папье-маше;
- Художники в центре творчества (расписывают посуду, игрушки)
-Экспериментальная деятельность с разным
художественным материалом;
 Рассматривание иллюстраций художников к русским народным сказкам;
 Экскурсия в музей;
 Творческая мастерская по изготовлению элементов костюмов, атрибутов для танцев;
 Игры- драматизации по мотивам русских народных сказок;
 Разгадывание кроссвордов;
(Приложение № 3)
 Роспись силуэтов посуды, игрушек;
 Викторина по темеДекоративно-прикладное
искусство;
(Приложение № 4)
3 этап
1
неделя
 Анализ проделанной работы;
 Презентация опыта работы на педсовете и родительском собрании;
 Подготовка презентации о проекте для родителей на сайте ДОУ;
 Создание фоторепортажа о ходе реализации проекта (Приложение № 6)
 Ярмарка
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
ввести детей в игровую ситуацию;
сформулировать проблему;
определить задачи и продукт проекта.
Деятельность детей:
вжиться в игровую ситуацию;
осознать проблему;
принять задачи проекта.
Организация работы над проектом.
Деятельность педагога:
помогать в решение задач;
помогать планировать деятельность и организовать ее;
провести консультации для родителей на тему.
Деятельность детей:
объединение в группы (гжель, матрешки, дымка, хохлома).
Практическая деятельность.
Деятельность педагога:
практическая помощь;
направлять и контролировать осуществление проекта.
Деятельность детей:
использовать иллюстрации;
работать над рисунками и поделками.
Презентация.
Деятельность педагога:
выставка детских рисунков по декоративно-прикладному искусству;
музыкальное развлечение Ярмарка.
Деятельность детей:
готовить костюмы;
рассказывать о народных промыслах;
играть в народные музыкальные игры;
читать стихи, отгадывать загадки;
исполнять песни, частушки, танцы;
водить хоровод.
Роль родителей в реализации проекта:
чтение с детьми стихотворений и их заучивание;
загадывание загадок о народных промыслах, декоративно-прикладной росписи;
совместное с ребенком изготовление кукол в народных костюмах;
организация выставки народных промыслов;
изготовление стенгазет и т.д.
Продукт проектной деятельности:
выставка детских рисунков и поделок по декоративно-прикладному искусству, проведение совместной деятельности Ярмарка.
Вывод.Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышленияу детей.
МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ
Уровень знаний воспитанников по Основам народного и декоративно-прикладного искусства: высокий – 25%, средний – 59%, низкий – 16%.
84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знают характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). Дети научились и умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуются приемами народной росписи. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.
16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращаются за помощью к педагогу.
Литература, используемая в проектной деятельности.
Баранов Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009 год.
Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет.
А.Я.Данилюк., А.м.Кондаков., в.А.Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .: Москва, Просвещение, 2009 год.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. И доп. – М.: Мозайка - синтез, 2008 год.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-синтез, 2008 год.
Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное . Учебное пособие – М.: педагогическое общество России, 2007 год.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). – М.: ИПК.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. – 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.
Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: ИПК и ПРНОМО, 2001 год.
Электронные ресурсы:
Международный образовательный портал:
Сайт работников дошкольного образования Мой детский сад:
ГЛОССАРИЙ
Гжель– это древнее, русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель представляет собой посуду или декоративные фигурки из фаянса, фарфора или керамики, расписанную голубым или синим цветом по белому фону.
Городецкая роспись–русский народный художественный промысел, существующий с середины XIX века в районе города Городец. Городецкая роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Она традиционно украшает собой деревянные изделия – прялки, мебель, ставни, двери. Изображает жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.
Дымковская игрушка– один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток.
Жостово– народныйпромысел художественной росписи металлических подносов, существующий вдеревне Жостово Мытищинского района Московской области. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Завиток– закрученная линия.
Купавка– бутон цветка в городецкой росписи. Обычно рисуется красного, розового или голубого цвета.
Орнамент– узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Он предназначается для украшения различных предметов, строений.
Розан– устаревшее название бутона розы.
Филимоновская игрушка– древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновская игрушка представляет собой традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.,расписанные яркими акриловыми красками (малиновый, зелёный, жёлтый цвета). Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Фон– основной цвет, пространство, на котором нанесены узоры и рисунки.
Хохлома– старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
Элемент– часть орнамента, узора или рисунка. Элементами являются точки, круги, дуги, завитки, купавки, розаны, листья и т.п.
Приложение №1
Анкета
Уважаемые родители!
Для построения наиболее эффективной работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в развитии художественно-творческой деятельности детей, просим Вас ответить на вопросы:
Знаете ли Вы, что такое народное творчество?
_____________________________________________________________________________
Какие виды декоративно-прикладного искусства вам знакомы?
Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?
Надо ли знать народные сказки и былины?
5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто? ________________________________
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
Как Вы приобщаете к русскому народному творчеству в своей семье?
Есть ли в семье коллекции или предметы декоративно-прикладного искусства?
Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к народному
творчеству? ___________________________________________________________________
Хотели бы Вы предложить свой мастер-класс для детей – создание предметов
декоративно-прикладногоискусства? _____________________________________________
Приложение №2
Игра – путешествие Золота Хохлома
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству –
хохломской росписи и художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
Обучающая: помочь детям овладеть новыми способами рисования узоров – кустики, травка,
капельки, усики. Рисовать узоры различными методами – всем ворсом, концом кисти,
пальцем. Подбирать сочетание цветов для хохломской росписи.
Развивающая: развивать мелкую моторику рук, воображение, чувство цвета, ритма, интерес
к творческой деятельности.
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: доска SMART, презентация Золотая хохлома, изделия мастеров,
пооперационные карты.
Кисти разных размеров, гуашь, чашки, блюда, ложки из папье-маше, баночки с водой. Элементы хохломской росписи с названиями.
Методы и приемы: игровой – сюрпризный момент, словесный, наглядный.
Предварительная работа: чтение рассказа о Хохломе, рассматривание выставки с изделиями хохломских мастеров. Беседа о народном творчестве в России.
Ход
Входят дети и встают около хозяйки , здороваются и отдают ей низкий поклон.
Хозяйка: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.
Проходите, да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Её иногда называют золотой, а
почему? (сияет, как золото) Рассмотрите, где художники могли увидеть элементы росписи.
Ее сделали русские мастера-умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Вопросы к детям
- Из какого материала делали посуду на Руси?
Ответ: коры, металла, дерева, глины.
-Где зародился обычай украшать деревянную посуду росписью?
- Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
- Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.
- Где мы встречаем все эти элементы?
Ответ: в природе – ягодки, веточки, листки, травка.
А как называется эта роспись? Кто знает? (Хохлома)
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И
восторженное АХ!
А вы знаете как создаётся хохломская посуда? Где мы можем узнать про это? (Книги,журналы, интернет, альбомы)
Поиск информации в ЭОР.
Презентация Золотая Хохлома
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать
деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся
территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень
мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства
деревянных изделий.
У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую
неделю приезжали на базар. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду,
находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству
росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у
купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и
повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
- В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается, это совсем непросто.
Последовательность изготовления хохломских изделий
1. Вытачивание изделий на станке.
2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.
3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.
4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.
5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
6. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный
медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание Золотая Хохлома.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть (на SMART доске).
1 слайд – Какие цвета используют в хохломской росписи?
2 слайд – Расставим посуду по полочкам (хохломская , гжельская)
3 слайд – Подбери название к элементу.
4 слайд – Составь узор на посуде.
- Сегодня мы с вами будем мастерами Хохломской росписи, и распишем ложки, блюда,
чашки, что лежат у нас с вами на столах.
Дети выбирают изделия для самостоятельной росписи.
Хозяйка: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас
получились изделия.
Рефлексия:
- С какими трудностями вы столкнулись и почему?
- Кто легко справился с заданием?
- Чья работа вам понравилась?
- С какой работой необходимо ещё работать над деталями, что можно добавить?
Посмотрите, какая красота у нас получилась! Что можно сделать с нашими работами?
Ответ: Использовать работы для оформления музыкального зала на празднике Творчества.
- А теперь, я предлагаю попить чай с баранками после такой трудоемкой работы.
Приложение №3
Кроссворд Народные промыслы России
По вертикали:
1. Центр глиняной игрушки на реке Вятка.
2. Деревянные игрушки, хранящиеся одна в другой.
3. Фарфоровая посуда с сине-голубым рисунком, на белом фоне.
По горизонтали:
1. Центр производства кованых расписных подносов.
2. Деревянная посуда с золотым фоном и красно-черной росписью.
3. Центр производства и матрешек и деревянной расписной посуды.
4. Центр лаковой миниатюры на шкатулках и других предметах быта.
Приложение №4
Викторина по теме Декоративно-прикладное искусство
Цель: развитие интереса у детей к декоративно-прикладному искусству на основе дымковской и хохломской росписей.
Задачи:
Обучающие:
• Закреплять знания о дымковской и хохломской росписях;
• Закреплять умение расписывать и располагать узор на изделии;
Развивающие:
• Развивать связную речь, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, культуре общения.
Предварительная работа:
- Дидактические игры: Укрась барышне платье, Народные промыслы, Обведи
элемент, Обведи и раскрась, Продолжи рисунок, Найди пару, Собери целое;
- Беседы о народных промыслах: Золотая хохлома, Дымка, Гжель, Городецкая
роспись;
- Разбор пословиц и заучивание пословиц, частушек, разгадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций по декоративно-прикладному искусству.
- Чтение художественной литературы: М.Г. Смирнова Дымка, Красная девица; А.
Дьякова Весёлая дымка; Л. Гулыга Пёстрый хоровод; В.В. Гаврилова Индюк,
Водоноска;П.Синявский Хохломская роспись; Ю. Николаева Чаша; В. Набоков Хохлома
- Игры математического содержания: Ориентировка в пространстве, Ориентировка на листе бумаге.
- Разучивание песен, хороводов, русских народных игр: Игровая, Гори-гори ясно, Горелки;
Словарная работа: орнамент, декоративно-прикладное искусство, кухонная утварь.
Материалы для занятия: предметы декоративно-прикладного искусства, кисти,
акварель, ватные палочки, салфетки, стаканчики для воды
Ход викторины
- Поссорились хохломская и дымковская роспись. Никак не могут решить: кто из них главный.
- А как мы можем узнать кто из них главнее? (хохлома – потому что она золотая, богатая; дымка
– потому что она яркая, праздничная игрушка)
- Я хочу вам предложить принять участие в викторине. И тогда мы сможем узнать кто же главнее: хохлома или дымка. Но для этого надо разделиться на две команды и дать им название.
А называние своей команде придумайте от названия росписи.
Дети предлагают варианты деления на команды.
Дети делятся на две команды.
- За каждый правильный ответ команда получает фишку, цветом, используемым в росписи.
Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество фишек.
Первое задание Конкурс загадок
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
А внутри секреты есть: может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко. Это русская… (матрешка).
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины.
И синица вдруг запела голоском самой весны. (Свистулька)
3 . Все игрушки не простые, ярко-ярко расписные,
Белоснежны, как березки, клеточки, кружочки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор. (Дымковские игрушки)
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, цветёт земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Веселая белая глина, полоски, кружочки, на ней.
Бараны, козлята смешные, табун разноцветных коней,
Водоноски, всадники, ребятня, гусары,
Собачки и рыбы, а ну скорее назови меня! (Дымка)
Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют Хохломой.
- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
В народе есть много пословиц о труде, а знаете ли вы их?
Второе заданиеОбъясни пословицу
1. Труд человека кормит, а лень портит.
2. Упорство и труд все перетрут.
3. Что посеешь – то пожнешь.
4. Делу время – потехе час.
5. У лентяя Федорки, всегда отговорки.
6. Кончил дело – гуляй смело.
- Хорошо поработали молодцы! А нас ждёт следующее задание.
Третье задание Найди элементы росписей
На столе разные элементы росписи. Каждая команда должна найти и собрать все элементы своей росписи.
Команда Дымково - дымковские элементы, команда Хохлома хохломские элементы росписи.
- Молодцы ребята, потрудились на славу.
Физкультурная минутка
Мы игрушки расписные (дети стоят прямо)
Хохотушки вятские (поворачивают голову с улыбкой)
Щеголихи слободские (поворот вокруг себя)
Кумушки посадские (приседания-пружинка)
У нас руки крендельком (руки на пояс)
Щёчки будто яблочки (касаются руками щёк)
С нами издавна знаком (стоят прямо)
Весь народ на ярмарке (кланяются)
Четвёртое задание Дидактическая игра Дорисуй изделие
Сейчас распишем предметы красиво, чтоб все восхитились, чтоб было на диво,
Возьмем заготовки, присядем за стол. Процесс разрисовки почти уж пошел.
Дети дорисовывают изделия, рассказывают о них.
1 команда.
Древние мастера жили в селе Хохлома. Они вырезают из дерева ложки, чашки тарелки, покрывают их глиной, льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду, покрывают лаком и обжигают. После этого посуда становится золотой. Поэтому хохлому стали называть золотой. Это хохломская ложка. В хохломской росписи используют цвета красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Хохломская роспись имеет свои элементы — это завиток, ягодка, листок, цветок, капельки, травинки.
2 команда.
На берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди топили печки, и из труб вился голубой дымок. Поэтому село прозвали Дымково. Люди в нём любили лепить яркие игрушки.
Они продавали их на ярмарках в разных городах и деревнях. Это – дымковский олень. У него яркие цвета – голубой, желтый, красный, зеленый. Дымковская роспись имеет свой орнамент.
Он состоит из 5 элементов: прямых и волнистых линий, кругов, точек – горошин и клеток.
- Теперь давайте подсчитаем, чья команда набрала наибольшее количество фишек.
- Так кто же главнее? Какая роспись? Почему Вы так думаете?
- Что вам помогло расписать изделия? (краски)
- Конечно, без красок у нас не получилось бы такой красоты! Значит не росписи главные, а краски и люди, которые их расписывают.
Приложение 5
Совместная деятельность с детьми Ярмарка
Программное содержание:
Развиваем интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
Продолжаем учить детей пониманию содержания произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам (пластика формы, связь предмета между его назначением и его украшением, элементы узора, колорит, композиция).
Продолжаем знакомить детей с видами народно-прикладного искусства.
Учим детей самостоятельно выбирать узоры и элементы росписи, придерживаясь характерных особенностей.
Способствуем развитию фантазии, мелкой моторики пальцев рук.
Совершенствуем навыки работы с гуашью и кистью.
Воспитываем самостоятельность и творчество.
Материалы:
Предметы народно декоративно-прикладного искусства (хохломская и гжельская посуда, дымковские игрушки, матрешки).
Глиняные игрушки, кисти, краски, салфетки для росписи, деревянные ложки для игры на ложках, платки для танца.
Дидактические игры Узнай элементы узора, Собери игрушку.
ТСО (прослушивание аудиозаписей русской народной музыки).
Словарная работа: закрепить значение слов: ярмарка и коробейник.
Оборудование:мольберт, краски, кисти, изделия народно-прикладного искусства, Петрушка, коробок.
Оформление зала:в стиле ярмарки.
Предварительная работа:
Знакомство с народными промыслами и историей их появления.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, лепка дымковских игрушек из глины.
Знакомство с декоративными приемами рисования.
Заучивание стихов, потешек.
Разучивание с детьми игры на ложках, танца с платком.
Ход работы.
Ведущий:
- Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь. Я пойду, посмотрю. Ребята, да это же Петрушка!
Петрушка:- Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить вас на ярмарку.- А вы знаете, что такое ярмарка?
(это шумный большой базар, на котором продают свои изделия).
- Молодцы! Вы знаете, что такое ярмарка! Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит музыка).
Петрушка:
Солнце яркое встает.Спешит на ярмарку народ.А на ярмарке товары:Продаются самовары,
Сушки, плюшки, да ватрушки,И отменные игрушки!
- Ребята, пойдемте, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.
Ведущий:
-Ой, дети, посмотрите, что это такое стоит? Петрушка, ты не знаешь, чье это? (достает лоток коробейника).
Петрушка:Это, наверное, коробейника.
Дети:А кто он такой?
Петрушка: Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке.
Ведущий:Ребята, коробейник, наверно потерял свой товар. Посмотрите только, чего здесь нет в коробке? (вынимаю хохломскую посуду, гжельскую, дымковские игрушки, матрешки).
- Давайте пойдем, погуляем по ярмарке. Может быть, найдем хозяина этого товара. Как ты думаешь, Петрушка? Будешь проводником ?
Петрушка:Пойдемте, ребята. Вот только знаете, я сомневаюсь, хорошо ли вы знаете, названия разных промыслов?
Ведущий:Они знают!
1.Гжель
Ведущий:Веди нас, Петрушка, дальше. Куда же мы попали?
- А это, какие это изделия?
Мастерица:
-Здравствуйте гости дорогие! Милости просим!
Бело-синее чудо,Соловьиная трель.Всем ты в душу запала,Наша русская Гжель!
Ведущий:
-Ребята, давайте посмотрим на гжельскую посуду. Мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые. В цвете бело-голубом. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? (гжельская роза).
- Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
- А как люди еще называют гжель? (бело-голубое чудо).
Петрушка:Молодцы, ребята, как вы хорошо разбираетесь в русских промыслах! Идемте дальше. Ой, что это такое, смотрите разбитая посуда. Наверно свалилась с телеги. Давайте ее соберем, сложим.
Игра Собери игрушку (Узнай элементы узора)
Ведущий: Какие вы умницы, ребята, из осколков собрали игрушки, а какие они? (гжельские, дымковские, хохломские).
- Да вы просто волшебники! У вас так ловко все получается!
2.Хохлома
Петрушка:Идемте к другому лотку. Посмотрите, и здесь продают посуду, а какую угадайте? (хохломскую).
Мастерица:-Здравствуйте гости дорогие! Милости просим!
Хохлома, хохлома,Наше чудо дивное,Мы рисуем хохлому,Красоту невиданную.
Ведущий: Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.
- Ребята, а о чем напоминает вам хохлома? (о прошедшем солнечном лете).
Петрушка:Я тоже хочу сделать какое-нибудь чудо. Вот у меня есть хохломские ложки, давайте с вами сыграем на ложках, народ порадуем.
(Дети берут ложки и исполняется музыкальный номер на ложках
муз. Рус.нар песни Ах, вы сени мои сени)
3.Матрешки
Петрушка:Идемте к другому лотку. Посмотрите, и здесь продают игрушки, а какие угадайте? (матрешки).
Мастерица:
-Здравствуйте гости дорогие! Милости просим!
Матрешка расписная
Украсила весь свет,
Одежкой похваляется-
Другая появляется!
-Ребята, а что вы знаете о матрешках?
-Какие они бывают?
Ведущий:
-Петрушка, а почему ты такой печальный, тебе не понравились ответы детей?
-Не переживай, мы тебя развеселим!
Наши девочки станцуют.
(Танец с платками)
4.Дымка
Петрушка:
-А вот и следующая лавка!
-Ух, много товару в ней!
-А мы сейчас проверим что тут продают (подходит к столу, на котором расставлены дымковские игрушки , рассматривает их).
Мастерица:
-Здравствуйте гости дорогие! Милости просим!
Вечера зимой длинные.Лепит мастер здесь из глины.Все игрушки не простые,А волшебно-расписныеКружочки, клеточки, полоски.Простой казалось бы узор,А отвести не в силах взор.
Ведущий:
-Мы подошли к лотку, где продают игрушки. Чьи они? Дымковские!
Ведущий:
-А как вы узнали? (рассматриваем, из чего они сделаны, кого изображают, как расписаны).
Петрушка: -А как, по-вашему, веселые эти игрушки или наоборот грустные?
Петрушка:
-У меня тоже для вас есть сюрприз – это чудо-мастерская. Давайте побудем немного художниками и распишем вот эти игрушки . Выбирайте, и подумайте, каким узором вы их украсите, какие краски возьмёте, чтобы они сочетались.
(Дети под музыку расписывают образцы лошадок)
Входит корабейник
Корабейник:
-Здравствуйте ребята! Здравствуйте люди добрые!
-Не видали вы мой лоток с товаром разным?
Ведущий:
-Встречали дорогой Корабейник, мы с детьми нашли его.
Корабейник:
-Вот спасибо вам огромное! Примите же от меня в благодарность угощение к чаю.
-А, теперь мне пора домой. До свидания!
Ведущий:
Ой вы, гости дорогие!У нас игрушки расписные.Писали их старались.Подарить вам собирались.
Приложение № 6
Фоторепортаж
В процессе реализации проекта мы использовали:
Подвижные игры: жмурки, горелки, ручеёк, карусель, игры с платками
Сюжетно-ролевые игры: экскурсия по музею русского народного творчества, народная ярмарка
Дидактические игры :
домино, лото, сложи узор, найди лишнее и др.
Чтение русских народных сказок: Чудесные русские сказки, Пути-дорогои, Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки, Старинная потеха, Русские пословицы и поговорки,
Хрестоматия по детской литературе.
Лепка, аппликация, рисование, конструирование
Лепка, аппликация, рисование, конструирование
Совместная деятельность воспитателя с детьми, роспись барынь, роспись дымковской игрушки, роспись матрёшки
Мастер класс от родителя воспитанника (в рамках УчСиб 2015 год)
( изготовление куколки из березовой чурочки)
Выставка кукол в народных костюмах
(совместная работа с родителями)
Была проведена Ярмарка русского народного творчества
Консультации для родителей
Участие в масленичных гуляниях
58