Урок русского языка во 2 классе "Связь слов в предложении с помощью предлогов"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка во 2 классе "Связь слов в предложении с помощью предлогов"
Автор: Носкова Наталья Михайловна

Урок русского языка2 классУчитель: Носкова Наталья МихайловнаТема урока: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. Связь слов в предложении с помощью предлогов.Цель: 1. Сформировать представление о смысловой (семантической) значимости предлогов,  сформулировать представление о предлоге, как отдельном слове. Научить детей правильно произносить  и писать предлоги.2.Развитие речи детей, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.3.Воспитание умения работать в парах, уважения к ответам товарищей.Тип урока: Урок усвоения новых знаний.Методы и приёмы: индуктивный (умение обобщать), проблемный, частично-поисковый, метод самостоятельной работы.Оборудование: сказочный герой, предметные картинки, схемы предлогов, таблица «Предлоги»Ход урока.1.Орг. момент (психологический настрой)Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогиеЗахотели вновь прийти!2.- Я приглашаю вас в необычное путешествие в страну «Русского языка» .Где весело и дружно живут разные части речи. Какие части речи вы уже знаете?(называют)-Я имя существительное. _____Я имя прилагательное ______________Я глагол______________Я предлог ------------------- Я уверена, что вы обязательно подружитесь с новой частью речи и узнаете много интересного о ней: Для чего она нужна? Какую роль играет?- Что необходимо взять с собой в путешествие? (внимание, память, ум, книги, ручки, хорошее настроение)-Я пригласила Незнайку к нам на урок. Он желает узнать много интересного и нового. И мы ему в этом поможем. Хорошо?-Незнайка пришёл в гости не с пустыми руками, а с секретным мешочком. Секрет раскроется тогда, когда развяжутся все узелки. Каждый узелок это правильно выполненное задание.3. Орфографическая минутка (Узелок)От дома до опу*ки леса я ш*л по у*кой тр*пинке.У: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в словах.У: Как определить части речи?Д: Задать вопрос.У: Определите части речи.У: А все ли части речи мы определили? К каким словам мы не поставили вопрос? Почему?Д: Невозможно поставить вопрос.У: А может быть это не часть речи?Д: Нет, это часть речи, потому что мы говорим и употребляем в речи.У: Давайте ещё раз назовём слова, к которым не задали вопросы: ОТ, ДО, ПО.У: А как они называются?Д: ПРЕДЛОГИ.4. Сообщение темы урока. Оформление тетради.У: Сегодня мы с вами продолжим работу над служебной частью речи ПРЕДЛОГОМ и наша цель выяснить для чего же нужны предлоги, какую роль выполняют предлоги в речи.Тетрадь с наклоном положу,Ручку правильно держу,Сяду прямо, не согнусь.За работу я возьмусь.Учитель: Открыли тетради, записали число. Классная работа. 5 .Минутка чистописания (узелок). Какая часть речи повторяется в словах: на берегу, на веревочке, на мосту а.– Как пишутся предлоги со словами?– Надо красиво прописать этот предлог – 1 строчку,на на на на на на на на на на на на на на на на на на Надо прописать предлог “на” со словами:2 строчка – на веревочке на берегу на мосту(опасное место выделяем зеленым цветом)– Что же надо знать о предлогах?6. Словарная работа (узелок)– Поможем, ребята нашему гостю?На доске: (на) м... розе (в) ин (с) к...ньками (без) с...лазок (по) гол...леду– Надо вставить пропущенную букву в словах и раскрыть скобки, в скобках записаны предлоги.– Что надо помнить о предлогах?К доске 1 ученик: Рядом записать правильно слова. Выделить ударную гласную, подчеркнуть безударную. – Для чего служат предлоги?– Перед какой частью речи не бывает предлогов? (Перед глаголами.).7. Работа над новым материалом. Практическая часть. «Игра с ручкой»- Выполняйте мои команды: Положите ручку на книгу, под книгу, за книгу, в книгу, около книги.Проблемная ситуация: Положите ручку книгу- Почему вы не знаете, куда надо положить предмет? (не назвали предлог)Вывод: Каждый предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Предлог помогает понять, где находится предмет. Предлогов в русском языке много. (Таблица.)Работа по рядам:1 ряд  Придумайте предложение с предлогом из2 ряд  Придумайте предложение с предлогом к3 ряд  Придумайте предложение с предлогом через8.Взаимопроверка. Работа в парах. (узелок)9.ФизминуткаРуки подняли и покачалиЭто деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад.10.Закрепление пройденного материала (узелок)- Проверим, как вы поняли, что каждый предлог имеет своё значениеПосмотрите внимательно на картинки и запишите предложения с предлогами подходящими по смыслу:Лампа стоит … столе.Дым идёт … трубы.Обезьяна сидит … клетке.Лиса бежит … лесу.Девочка моется …душем.Проверка- Как пишутся предлоги  с другими словами? (отдельно)11.Творческое задание (узелок):– Найди ошибки, которые допустил при письме Незнайка(Плакатик с письмом)Наполянке, утропинки Пробиваются травинки. Сбугорка ручей бежит, А поделкой снег лежит Б. Заходер– О каком времени года говорится?– Какие же ошибки допустил Незнайка?– Какое правило надо знать?Задание: – Выпишите эти слова с предлогами правильно. Подчеркните орфограмму. На поляне, у тропинки, с бугорка, под елкой.12.Восстановление деформированного предложения.(узелок)На доске запись: Птичка, ветке, на, сидит.- Прочитайте слова. -Можно это назвать предложением? Почему?-Составьте предложение и запишите.Встретился ли вам предлог? Назовите.Прочтите это предложение без предлога. Что случилось с предложением? (потерялась связь между словами)Итог:13. Воспроизведение опорных знаний:(узелок)У: С какой частью речи мы работали на уроке?  -Для чего служит предлог в предложении?- Как нужно писать предлоги с другими словами? - Как нужно писать предлоги с другими словами?Назовите предлоги, которые вы уже запомнили.Памятка.
  • Предлог – это часть речи.
  • Предлог пишется отдельно от других слов.
  • Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
  • С глаголом предлога не бывает.
  • Предлог служит для связи слов в предложении.
  • -Ребята у нас закончились все узелки. Незнайка многому научился во время нашего путешествия по стране Русского языка. Теперь можно запустить руку в смешочек с секретом и взять себе что-то на память о нашем путешествии.14.Домашнее заданиеС.198 упр.570,правило с.195.- Прочитайте шутливое стихотворениеЧудесный выдался денёк,А я учу уроки…Я должен твёрдо знать урок:У нас учитель строгий!И я шепчу, закрыв глаза,Скрестив под стулом ноги:Что значит – « по»?Что значит – « за»?И « за», и « по» - предлоги…»А хорошо бы – ЗА порогИ – мчаться ПО дороге!Какой бы выдумать предлог,Чтоб не учить предлоги?                                          А. Шибаев