"Значение ЛЕГО-конструирования в развитии мелкой моторики школьников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Значение ЛЕГО-конструирования в развитии мелкой моторики школьников"
Автор: Ануфриев Никита Владимирович

Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования
Дворец творчества детей и молодежи
Центр Творчества и Спорта Лора Плюс
Методический материал
Значение ЛЕГО-конструирования в развитии мелкой моторики школьников.
Автор: Ануфриев Н.В.
г. Оренбург
В.А.Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью, способностью выполнения поставленных задач, координацией движения, взаимодействием со сверстниками. А если учесть патологическую занятость современных родителей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной для системы образования в целом и конкретно для дополнительного образования.
Логопеды и детские психологи установили прямую связь между развитием речи и мелкой моторикой рук. Планомерное развитие мелкой моторики будет являться своеобразной гарантией такого же планомерного развития речи. Неспособность ребенка к основным действиям пальцев, соответствующим его возрасту, в большинстве случаев будет связана и с отставанием в развитии речи, а отсюда и неумением общения со сверстниками, замкнутостью, неспособностью и проблемой выполнения простейших учебных действий, отсутствию творчества.
Как и почему связаны мелкая моторика и речь ребенка младшего школьного возраста? Корни этой связи уходят в далекое прошлое. Много тысяч лет назад люди для общения пользовались жестами, сопряженными с отдельными выкриками. Результатом стало отличное развитие мелкой моторики рук с попутным увеличением площади двигательной проекции кистей рук в человеческом мозге. Развитие речи происходило в несколько этапов.
Примерно такую же картину можно наблюдать у детей. Первоначально у них развиваются пальцы рук, которые они используют для изучения окружающего мира, и только после этого стартует процесс развития речи.
Учителя первых и вторых классов часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей с диагностированным отставанием в речевом развитии. Как правило, таким детям сложно делать что-то самостоятельно, в том числе и по образцу, они имеют проблемы с ориентацией, как в пространстве, так и во времени.
Также для младших школьников с подобными проблемами характерен низкий темп работы в области графической деятельности, что, в свою очередь, становится причиной слабой успеваемости в школе.
На самом же деле, если своевременно диагностировать проблему, можно начать работу по ее устранению и помочь малышу овладеть мелкой моторикой рук, а заодно и усовершенствовать речевые навыки.
Как правило, педагоги и логопеды, планируя развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, разрабатывают несколько направлений работы. С малышами занимаются:
пальчиковой гимнастикой;
играми для развития пальцев рук;
прикладным трудом.
На развитие мелкой моторики у ребят младшего школьного возраста отлично влияют правильно подобранные дидактические игры. Во время манипуляций с такими игрушками дети не теряют интерес к процессу, ищут варианты для экспериментов, неожиданные конструктивные решения.
Чтобы понять принцип игры с такими игрушками, детям необходимо запоминать алгоритм действий, показанных взрослым, стараться воспроизвести их в той же последовательности, что дополнительно развивает зрительную память и внимание.
Дидактические игрушки предлагают младшим школьникам поработать с нанизыванием предметов друг на друга или на основу, с комплектованием, раскладыванием и так далее. Выбирая дидактические игры для ученика младших классов, нужно изначально ставить перед малышами посильную задачу и усложнять ее по мере выполнения.
Важную роль в развитии мелкой моторики играют занятия по ЛЕГО-конструированию. Это новое направление в дополнительном образовании открывает широкие возможности в развитии психических, физических и творческих способностей детей.
На занятиях с конструктором ЛЕГО дети приобретают усидчивость, навыки работы в команде. В современной педагогике практически нет программ для занятий ЛЕГО-конструированием со школьниками. В основном это программы, разработанные для детских садов. Из имеющихся в наличии в Интернете программы для младших школьников узкой направленности и с минимальным количеством часов.
Педагог дополнительного образования ДТДиМ ЦТиС Лора Плюс Ануфриев Никита Владимирович – новатор ЛЕГО-конструирования. Этот молодой энтузиаст взялся за создание действенной программы для детей школьного возраста практически с нуля. Методом проб и ошибок нарабатываются темы занятий, отслеживается интерес детей, определяются их возможности в данном виде деятельности. Втечение учебного года идет корректировка программы, ведется поиск новых путей успешного достижения поставленных целей.
Экспериментальная программа является открытой системой, то есть воспринимает влияния внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Использования этих педагогических условий в проектировании экспериментальной программы создает условия для:
. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
. Ориентации педагога на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе, как ребенка, так и педагога.
. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Немаловажным является тесный контакт установленный педагогом с родителями. Мамы и папы в курсе всех творческих достижений своих детей. Никита Владимирович ведет сайт своего предмета, регулярно обновляя информацию, наполняя его содержание статьями, рекомендациями для родителей, фотографиями занятий. Педагог создал группу в Вайбере, проводит беседы и индивидуальные консультации с родителями, устраивает выставки работ обучающихся, отправляет лучшие конструкции для участия в дистанционных конкурсах, готовит с ребятами модель для участия в городском конкурсе.
В заключение отметим, что детям младшего школьного возраста развитие мелкой моторики рук необходимо не только для корректировки речевого развития, но и для расширения общего кругозора, коррекции эмоционального фона, тренировки навыков самообслуживания, обучения работе в команде. Занятия по ЛЕГО-конструированию способствуют интеллектуальному творческому развитию детей. Лего-конструирование и робототехника являются технологиями современности, способствуют развитию у обучающихся коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, самостоятельного принятия решений, раскрытию их творческого потенциала.