Театр в начальной школе, как одна из форм внеурочной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театр в начальной школе, как одна из форм внеурочной деятельности
Автор: Плотникова Ксения Николаевна

Пояснительная запискаТеатр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника – своя творческая задача, даёт ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребенок, оказавшиеся в позиции актера-исполнителя, режиссера, сценариста, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно- воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ актерской деятельности, развитие навыков исполнительской деятельности, развитее навыков сценографии, накопление знании о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, театрального искусства. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Ребенок, познавший школу театрального искусства, способен легко общаться, действовать ситуативно, творчески, находя выход из любой жизненной ситуации, даже если она – достаточно сложная. Он раскован, свободен, уверен в себе, готов к созиданию. Это – творец, открытый нестандартным, парадоксальным и красивым решениям (и жизненных ситуации – в том числе). И это, что не менее важно, человек способный сопереживать, сочувствовать не только на сцене, но и в жизни. Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой.Программа строится на четырех блоках :
  • Принцип «наглядности»
  • Принцип представляет собой основное базовое положение теории, и практики. В первом полугодии дети изучают основы актерского мастерства, основы режиссуры, а так же сценографии. Педагог на практике показывает процесс отработки сценографии и режиссуры. Конечным результатом является постановка спектакля, в котором каждому учащемуся предоставлена роль и возможность увидеть изнутри основы сценографии и режиссуры.Цель : Обучить практическим основам актерского мастерства, сценографии и режиссурыЗадачи:
  • создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства,
  • организовать  их досуг путем вовлечения в театральную деятельность.
  • «Я-актер»
  • Практическое знакомство с природой актерской профессии, с комплексом первоначальных актерских умений (раскованно двигаться на площадке, видеть, слышать партнера, исполняя поставленную задачу), с навыками работы над образом, пониманием индивидуальности актера, умением раскрыть его - все это позволит профессионально, творчески, осмысленно работать с актером. Этот блок способствует, одновременно, воспитанию и развитию таких навыков, как чувство пространства и времени, темпа и ритма, владение вниманием, развивает наблюдательность, фантазию и воображение. Это своеобразная школа человековедения, позволяющая лучше понимать психологию человека.Цель: Развить через сценическое действие обычные человеческие качества, очень полезные в жизни: внимание, фантазию, воображение, чувство правды, логики.Задачи:
  • способствовать целенаправленному овладению актерским мастерством.
  • воспитание квалифицированных людей.
  • использовать многообразные возможности для достижения наиболее убедительной интерпретации актерского образа.
  • «Я- режиссер»
  • Весь процесс воспитания режиссёров связан с развитием различных граней̆ способности молодого художника к восприятию явлений действительности и искусства. Образное мышление – главная особенность художественного творчества. Однако сценическая образность – она неразрывно связана с обобщением и отбором сценических событий, их ярким и выразительным выявлением, с поэтизацией̆ действия, главного выразительного средства режиссёрского творчества. Этот блок – знакомство с основными элементами режиссёрской «грамматики»Цель: освоения дисциплины «Режиссура» является изучение и практическое овладение навыков и личностных компетенций, способных к самосовершенствованию и развитию в условиях непрерывно меняющейся духовной и культурной жизни общества, со сформированными гражданскими и нравственными качествами личности.Задачи:
  • воспитание в ученике способности выстроить зоны восприятия, сделать их заразительными для зрителей, вовлекаемых в процесс сопереживания;

  • овладение необходимым набором навыков для проведения репетиций с применением технологии режиссёрского показа
  • освоение с учениками основных элементов системы К.С. Станиславского
  • «Я-сценографист»
  • Смысл сценографии, ее потенциал. Создание на театральной сцене жизненного пространства для комфортного и функционального существования персонажей, для решения постановочной задачи спектакля. Работа над системой «знаковых», лаконичных элементов декораций, освещением, бутафорией и реквизитом, костюмами и гримом актеров в целях создания единого художественного целого, характер сценического действия, подчиненного замыслу спектакля.
Путь от эскиза к макету и оформлению сцены; связь с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. Поиски соответствия (в каждом отдельном случае) конкретного содержания, жанра и стиля воплощаемому на сцене образу (через найденную ранее метафору спектакля). Соотношения по звуку (включая музыкальное содержание), свету, цветовым эффектам в процессе создания ощущения искомой эмоциональной атмосферы сценического действия.Цель: дать целостное представление об основах сценографии, технических возможностях сцены и сценического оборудования, оптимальной нагрузке на сценическое пространство.Задачи:
  • дать фундаментальные знания по театральной технике;

  • сформировать представление о средствах и принципах сценографии;

  • научить учеников основам работы со сценической техникой;

  • научить ставить и решать проблемы, связанные с оснащением сценического пространства.
  • Каждый̆ блог имеет взаимодополняющиеся и взаимозаполняющие предметы: актерское мастерство, основы режиссуры, основы сценографии. Репетиционный̆ процесс - ведется в микрогруппах. Такое разделение помогает педагогу увидеть у воспитанника физические и умственные способности, исправить дефекты речи, поведения на сцене, культуры слова и т.д. Если в первое время ребенок не может преодолеть свою природную стеснительность и зажатость, и не может выйти на сцену, он вправе заниматься бутафорией или шитьем костюмов.Направленность программы-художественная.Возраст детейПрограмма предназначена для обучающихся 15-17 лет.Сроки реализации программыПрограмма «Талантино» реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся из расчёта: 38 учебных недель, 152 часа в год.Программа театральная студи «Талантино» реализуется первый год.Формы и режим занятийПервый год обучения 15-17 лет. Занятия проходят 1 раза в неделю - 2 часа, 1раз в неделю - 2час. Учебный материал рассчитан на 38 недель – 152 часов.