Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и умственной отсталостью


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и умственной отсталостью
Автор: Апсадикова Светлана Владимировна

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В КОЛЛЕДЖЕАпсадикова С.В., педагог-психолог ГБПОУ Мишкинский агропромышленный колледж с. МишкиноПроблема инвалидности у детей не несет в себе только чисто медицинский аспект, она больше всего связана с социальной проблемой неравных возможностей среди общества. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями нужны дополнительные ресурсы общества, направленные на видоизменение среды с тем, чтобы для детей инвалидов окружающая для них жизнь была доступна и чтоб они могли самореализоваться и развиваться в жизни [1, с.68]. В наше время редко кто сталкиваются с проблемами обучения студентов-инвалидов, и почти никогда эти проблемы не входят в сферу наших внутренних забот. Ведь каждый из нас не задумываемся о том, как много можно сделать и для этих людей [1, с.34].Основные задачи, коллектива колледжа это:
  • создание благоприятных условий для психологического комфорта, развития личности каждого студента и обучения;
  • оказание же студенту комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучении я и адаптации к новому социуму;
  • защита каждого студента в его личностном пространстве;
  • установление связей взаимоотношений в семье.
  • С первых дней наших студентов с ограниченными возможностями в нашем колледже, проблеме их социализации уделяется большое внимание. Для успешной адаптации таких как наши дети к новому виду обучения и коллективу, проводится социально– психологическая работа в комплексе педагогов: социального педагога, психолога, заведующего отделением, педагогам и классным руководителем [3,с.21 ]. Все вместе они совместно ищут способы для того чтобы эти студенты, как можно скорее и безболезненно вливались в коллектив и чувствовали себя в нем комфортно и удобно.Психологом были проведены следующие методы и методики исследования: Адаптационная анкета, «Диагностика самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)», Опросник Басса-Дарки и т.д., психологическое просвещение, психологическое консультирование (наблюдения, беседы, проективные методики) и др., тренинги при этом учитывать их индивидуальные особенности. Так же можно отметить, что работа ведется не только с детьми, но и преподавателями колледжа [2, с.45 ] . Среди студентов обучающихся в колледжах, встречаются учащиеся с различными нарушениями. Это ДЦП, нарушение зрения и слуха, а также различные соматические расстройства. С каждым студентом ведется индивидуальная работа, при этом учитываются их индивидуальные особенности.Студенты колледжа с ограниченными возможностями обучаются совместно с другими студентами. При этом время их занятий совпадает со временем занятий других учащихся. На протяжении всего обучения деятельность студентов с ограниченными возможностями наших студентов находится под контролем педагогов и психологов. На основании совместной работы педагогов был сделан следующий вывод: включенность студентов, имеющих отклонения в развитиии, в  улучшается с ростом их участия в активной жизни нашего колледжа [4, с.55]. Специалисты максимально используют свои прфессиональные знания умения и навыки со студентами инвалидами.Комплексное сопровождение включает работу по оказанию социально-психолого-педагогической поддержки и мер, направленных непосредственно на реабилитацию [2, с.52].Социальная работа со студентами-инвалидами, помощь семье, в которой растет такой ребенок – очень важная и ответственная задача, стоящая не только перед государством, но и учебном заведении.В заключении хотелось бы сказать, что весь педагогический состав колледжа стремиться к тому, чтобы обучающиеся из числа детей– инвалидов, чувствовали себя полноценными членами коллектива колледжа. И если мы будем каждый день видеть на их лицах улыбку, интерес к учёбе и стремление к дальнейшим достижениям, можно считать, что наша цель: «Жить инвалидом, но не быть им» достигнута [3, с.209].Список литературы
  • Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт.-СПб.:Речь, 2015.-244с.
  • Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.- СПб.: Речь, 2000.- 283с
  • Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья/А. Закрепина. // Школьное воспитание. 2009.-№4.-с. 94-101.
  • Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А. Психология затрудненного общения.- СПб.итер, 2009.-96с.