Педагогическая этика как основа педагогической культуры


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическая этика как основа педагогической культуры
Автор: Уварова Наталия Николаевна

Педагогическая этика как основа педагогической культуры«Только личность может действоватьна развитие и определение личности,только характером можно образовать характер».  К.Д. УшинскийПроблема педагогической этики как основы педагогической культуры становится все более актуальной в современном мире. Ведь именно культура, по словам П.А. Флоренского, является «средой растящей и питающей личность».Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога. Ее главное назначение - способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт и знания.В современной педагогической науке нет общепринятого определения педагогической культуры, авторы понимают ее с различных точек зрения.Педагогическая культура педагога - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Но обучение и воспитание, ориентированное на личность ребенка, возможно лишь при условии сформированности у современного педагога высокого уровня развития педагогической культуры. Педагог не только передает свои знания, но и воспитывает будущее поколение, поэтому, можно утверждать, что основой педагогической культуры является этика.В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. В основе этики педагога лежат гуманистические ценности: доброта, любовь к детям, доверие, понимание позиции другого, стремление к саморазвитию и самоактуализации, открытость к новому опыту и др. «Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).Педагогическая этика выступает отдельной и очень важной характеристикой работы педагога и его личности, определяя систему критериев оценки его поступков и поведения.В трудах В.А. Сухомлинского подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической этики внесли В.И. Андреев, Д.А. Белухин, Т.В. Мишаткина, В.И. Писаренко и И.Я. Писаренко, П.К. Холмогорцев, В.Н. Чернокозова и И.И. Чернокозов. Они описывали, что нравственное сознание педагога формируется, по существу, также стихийно, как и любого другого члена общества. Оно соответствует времени. На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз. Развитие профессиональной нравственности в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития педагогической этики в достаточной мере. В то же время содействие развитию педагогической этики представляет собой важнейший резерв повышения качества образования.Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки, который изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.Гуманистическая природа педагогической этики имеет значение для правильной постановки педагогом задач, выбор форм и методов обучения, помогает отыскать правильную линию в каждой уникальной ситуации деятельности. Конечно же, новые задачи, которые ставятся перед педагогом в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и не эффективное. В нашем дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия (консультации, круглые столы и др.) при подготовке к педагогическому совету «Педагогическая этика в дошкольном учреждении». Ведь педагогический совет – это площадка, где проявляется новаторство каждого педагога, осуществляется поиск решений проблем и обобщение опыта.В настоящее время возрастает значение педагогической этики как основы педагогической культуры. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональной подготовки педагога. Успешно решать сложные задачи воспитания и обучения может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.Таким образом, совершенно очевидно, что этика играет главенствующую роль в профессиональной деятельности педагога.Для педагога важно умение    правильно создавать систему педагогических условий для воспитания и обучения подрастающего поколения.Литература:
  • Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин. М.: МПСИ, 2007. – 123 с.
  • Лаврентьева, Н.Б. Педагогическая этика: учеб. пособие / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2010. – 155 с.
  • Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учебное пособие / Т.В. Мишаткина. Ростов н/Дону: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.
  • Наумчик, В.Н. Этика педагога: учеб.-метод. пособие / В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко. – Мн., 1999. – 216 с. 
  • Ожегов С.И, Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Азбуковник, 1997. – 944 с.
  • Педагогическая культура и этика профессиональной деятельности.