" Нефть и экология"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Нефть и экология"
Автор: Панова Оксана Юрьевна

Цель: Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:
  • Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.
  • Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему).
  • Воспитывать самостоятельность и инициативность.
  • Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи.
  • Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
  • Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с темами для исследований, карандаши, фломастеры, листочки бумаги, стаканчики с водой и нефтью: пипетки, трубочки, тарелочки, перья птиц, иллюстрации, мультимедийная установка.Ход занятия.1 .Сегодня мы с вами продолжаем изучать мир, будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Исследование – это значит получение новых знаний о том, что мы исследуем, изучаем что либо. Сегодня мы с вами будем исследователями.-Что же нам исследовать? В мире столько интересногоосмотрите , какой необычный сундучок. Давайте заглянем в него.(Воспитатель достает фотографии , колбу с темной жидкостью).-Кто догадался, о чем пойдет речь? Правильно, мы будем исследовать нефть.А вы знаете как образовалась нефть? (презентация «Как образовалась нефть»)В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Слайд №1. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые.Ученые считают, что она образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов, покрывавших земную поверхность. Отмирая, животные и растения скапливались на дне. Со временем их укрывали миллионы тонн песка и ила. Под давлением ил и песок превратились в твердые породы. Остатки растений и животных превратились в темную жидкость, собранную в порах породы. Перемещение земной коры превратилось часть морского дна в сушу. Некоторое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где ее и обнаружил человек.Слайд№2.Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. Слайд №3.В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники . Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и свет они отдают людям. Слайд №4. Недаром нефть служит отличным топливом. Кроме того, что нефть служит топливом, она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. Слайд №5Нефть - маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Слайд №6.то скажет как называется данное сооружение? Кто добывает нефть? (ответы детей)Слайд 7.- Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть)Слайд 8.-Куда доставляется нефть?Слайд №9.-В нашем крае добывают нефть? Да наш город – город нефтяников. Давайте рассмотрим карту и назовем места , где ведется добыча этого сырья. (Харьягинское месторождение, .. ).Сейчас мы послушаем стихотворение.Реб. Его работа не простая -Нефть добывать из-под земли.Без нефти мы, я точно знаю,Ступить и шагу б не могли.Из нефти делают бензинДля мотоциклов и машин.Из нефти делают дорогиКуда ступают наши ноги.Представьте, и не только этоНам с вами нефть одна дала.Без нефти не было бы света,Без нефти не было б тепла.Автобусы тогда б не шлиИ самолеты б не летали,Когда б нефтяники не сталиНефть добывать из-под земли.- 0 людях, какой профессии говорится в стихотворении?Физминутка .Мы насосы, мы качки, (наклоны вперед.)Нефть качаем , мы качаем , (приседание, руки вытянуты),И по трубам ,и по трубам (наклоны в стороны),На заводы отправляем . (наклоны в стороны, руки в стороны) .Д/игра «Что делают из нефти ? »Необходимо из заготовленного материала выбрать то , что сделано из нефти( парафин , керосин , бензин , краска , стол , телефон , пластилин , молоток ,линолеум , краски , резина , цветок )2. -Ребята, сейчас мы займемся опытом. Давайте пройдем в лабораторию , но прежде вспомним , как надо себя вести в лаборатории .(ответы детей ) Проведем ряд опытов с нефтью.-Проходите в лабораторию, надевайте белые халаты.-После каждого опыта мы будем делать вывод и выставлять опорную карточку .Опыт 1. Цвет нефти.На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.Вывод: Нефть чёрного цвета. Выставляем карточку черного цвета .Опыт 2. Запах нефти.Вывод: Нефть имеет запах. Карточка, где изображен перечеркнутый нос.Опыт 3. Прозрачность.2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет. Выставляется белая перечеркнутая карточка .Опыт 4. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется. Карточка синего и черного цвета.Опыт 5 . Птицы и нефть.Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.Карточка с перечеркнутой птицей.Д/и « Хорошо- плохо».У детей красные и зеленые сигнальные карточки.Нефть дает тепло.Из нефти делают асфальт.Нефть губит растения.Из нефти делают бензин.Из-за нефти гибнут птицы.Из нефти делают лекарства.3.Вывод: мы сегодня беседовали о нефти , проводили опыты , что вы узнали нового о нефти ?Воспитатель: Нефть - это природное богатство. Она приносит огромную пользу человечеству.Итог:теперь вы стали настоящими исследователями. Вам понравилось занятие? Что понравилось, запомнилось?На этом наше занятие подошло к концу, снимаем халаты и отправляемся к себе . Спасибо за внимание и участие.Цель: закрепить знания детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета и резким запахом; в воде не растворяется, а расплывается по поверхности воды; хорошо горит); основная функция нефти – топливо для различных средств передвижения.Задачи:
  • Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей; помочь увидеть, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности.
  • Учить детей рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения.
  • Развивать мышление, воображение, речь детей.
  • Активизировать словарь детей словами: нефть, жидкая, резкий запах, расплывается, топливо, водоплавающие.
  • Оборудование: пробирки с нефтью, салфетки, пипетки, пластмассовые стаканы с водой, спички, нефть в тарелочке, иллюстрации скважин, игрушки из пластмассы, пластилин, свечи, перья птиц, стаканы с водой и нефтью, мыльница, порошок, полотенца, книга “В некотором царстве, нефтяном государстве” – Т.Цаценко..Ход занятия:В-ль: Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод и вытащил…Впрочем вы эту сказку знаете. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно - не с одною тиною морскою, а как вы думаете с чем?(ответы детей).Закинул невод во- второй раз – выловил бы рваный башмак …В третий раз, как и полагается, попалась рыбка не простая, а золотая.Но вот чудо: не стала она просить: отпусти меня, старче в море! А промолвила: «Лучше брось меня в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!»В-ль: Ребята, как вы думаете, почему рыбка не захотела в море?Наш край богат различными полезными ископаемыми, а в нашем районе активно ведётся добыча нефти.Сегодня мы будем говорить о нефти, её свойствах.Возьмите пробирки с нефтью рассмотрите её и определите какая нефть?Опыт с нефтью.
  • Давайте определим цвет нефти.
  • Имеет ли нефть запах?
  • Что произойдёт с салфеткой, если на неё капнуть нефть?
  • Вывод: нефть жидкая.Опыт: определение нефти на ощупь.Попробуйте нефть на ощупь. Какая она? Растворяется нефть в воде?Горит ли нефть?Вывод: Нефть густая маслянистая жидкость, тёмного цвета, с резким запахом в воде не растворяется, хорошо горит, непрозрачная.В-ль: Нефть – это богатство нашего края. Добыть нефть нелегко: она встречается глубоко под землёй. Расскажите, как добывают нефть?:Ответы детей.
  • Её выкачивают буровыми установками нефтяники.
  • Специальными машинами они бурят глубокие отверстия-скважины, по которым нефть поднимается на поверхность земли.
  • В-ль: Как люди используют нефть и , что из неё производят?Ответы детей
  • Из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение автомобили самолёты.
  • Из нефти изготавливают пластмассу, пластилин…
  • В-ль: Иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы и нефть заливает озёра, реки, леса, землю. Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы?Ответы детей.В-ль: Давайте на опыте проверим, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории. Возьмите пробирку с нефтью и влейте ее в стакан с водой. А теперь представьте себе, что вместо стакана с водой – озеро. Найдите на столе перо, рассмотрите его, какое оно? Подбросьте перышко и внимательно рассмотрите за его плавным полетом. А теперь обмакните перо в нефть, лишнюю жидкость уберите о край банки, подкиньте его, посмотрите, как оно быстро «камнем» падает вниз. Когда водоплавающая птица садиться на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность отталкивать воду, а значит птица не может взлететь и становится легкой добычей хищника. Давайте попробуем очистить, отмыть, запачканное нефтью перо (мыло, порошок). Отмылось перо? Могут ли в природе птицы использовать моющее средство? Что произойдёт с птицами, попавшими в воду, загрязненную нефтью? Могут ли рыбы жить в водоемах загрязненных нефтью?Вывод: Разливы нефтью предоставляют большую опасность для живой природы.В-ль: – А сейчас садитесь поудобнее, расправьте плечики. Я вам загадаю еще одну загадку, сможете ли вы ее отгадать.Это что за чудесный край?Поскорее отгадай…Начинать рассказ пора!Здесь тайгой лес зовется,И представьте даже солнцуИногда в глуши таежнойСвоим светом невозможноМрак рассеять вековой.Не ступала здесь поройНи одна душа живая,Лишь туманы залеглиА зимой мели бураны. И никто не знал, ребята,Как земля эта богата,Что в огромной глубинеНефть, как девица во снеЗаколдованном лежала,Тишина там охранялаВековой ее покойЛетом, осенью, зимой…Вь: – Ну что, узнали о каком чудесном крае я вам прочла?Дети – Это наш Север, Коми край.В-ль: – Молодцы! Быстро узнали. А теперь будьте еще внимательнее, иначе не сможете ответить на мой следующий вопрос: “Почему же нефть так ценна? И зачем же непременно ее надо добывать? Все полезно нам узнать!Дети читают стихи “Нефть всему голова – по земле идет молва”1.Нефть дает тепло и свет – Ей замены просто нет.Делают из нефти много:И асфальтные дороги,И костюмы, и рубашки,Удивительные чашки!2.Вспомните как тепловозВас когда-то к морю вез…В его топках нефть горела,А без нефти что за дело?И не даром в нашем крае,Всяк нефтяник это знает,С нетерпением ее ждутЧерным золотом зовут.В-ль: – А вот и мой вопрос. Что делают из нефти?Дети – Асфальтные дороги, бензин, масла, спирт, керосин.В-ль: – С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли – нефть приносит огромную пользу человеку.Физинутка.В-льавайте рассмотримкартинки с изображением нефтяных объектов.— Вот люди идут через тайгу и болота, ищут, где же нефть спряталась.— А это буровая вышка, видите какая высокая.— С помощью этих насосов-качалок поднимают нефть на поверхность земли и направляют по трубам на заводы.ИтогВ-ль: : О чем мы сегодня говорили на занятии? Про какое полезное ископаемое мы узнали? Как оно называется в народе? Игровая обучающая ситуацияДидактические задачи:
  • Смоделировать природные процессы, недоступные для наблюдения ребенком в природе (загрязнение речки) ; помочь детям понять, как загрязнение нефтью влияет на водоемы, водоплавающих птиц. («Познавательное развитие»)
  • Помочь детям увидеть, как сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды, каким длительным и трудоемким является процесс очищения. («Познавательное развитие»)
  • Закреплять умение отличать 3 агрегатных состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. «(Познавательное развитие) »
  • Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. «(Познавательное развитие) »
  • Обогащение словаря словами: нефтяная пленка, загрязнение, аварийные и спасательные службы. («Речевое развитие»)
  • Воспитательные задачи:
  • Сформировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека. «(Социально-коммуникативное развитие) »
  • Воспитывать понимание необходимости бережного отношения к водоемам. «(Социально-коммуникативное развитие) »
  • Методы и приемы:
  • практические: экспериментирование, моделирование, игровые действия.
  • наглядные: показ, рассматривание картинок.
  • словесные: чтение художественной литературы, вопросы, беседа, разъяснение.
  • Материалы и оборудование: Конверт с различными картинками, в том числе с изображением воды в различных ее состояниях; мяч; ширма, куклы: старик, рыбка; фартуки, контейнер с водой, растительное масло, трубка, прищепка, перышко; картинка с изображением речки, картинки рыбок, ножницы, клей.Ход занятия.В-ль: Сегодня мы получили странный конверт, а в нём письмо. Посмотрим? Здесь картинки с заданием. Давайте прочитаем.(читают дети).Дидактическая игра «Где живет вода? » (Из всех картинок дети выбирают те, на которых нарисована вода в различных ее состояниях: облака, снежинка, сосулька, туман, айсберг, речка, пар над носиком чайника и т. д.) .Подвижная игра «Лед, вода, пар» (Воспитатель называет состояние воды, а дети выполняют игровые действия в соответствии с названием: пар – дети-капельки бегают по площадке свободно, вода – бегают рядом друг с другом, а при слове лед – прижимаются друг к другу и стоят неподвижно) .Игра с мячом «Кто не может жить без воды? » (Воспитатель бросает мяч ребенку, и он называет объекты живой природы: цветок, человек, кошка и т. д.) В-ль: А вы любите отдыхать на берегу речки, посидеть на берегу с удочкой, посмотреть на бегущую волну? После отдыха , что нужно сделать?(убрать ли за собой мусор)еки в нашем крае полноводные и богаты рыбой, на её берегах гнездятся птицы. Но иногда случается беда. Нефть идёт по трубам через леса, болота, речки. И случаются аварии на нефтепроводе. Что же произойдёт, если в речку, где водится рыба, раки, водные растения попадётнефть? (Высказывают предложения) .В-ль подводит итог: плёнка нефти перекрывает доступ воздуха, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели.Показ сценки «Нефтяная рыбка» с помощью кукольного театра.Автор: Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод, пришёл невод:Старик: (печально) тиной морскою, с ржавыми банками, битыми бутылками.Автор: Он второй раз забросил невод, пришёл невод:Старик : рваным башмаком, пластиковыми пакетами.Автор: В третий раз забросил он невод, пришёл невод:Старик: С одной рыбкой, да не с простою, а золотою, нефтью чешуя покрыта.Автор: Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолиласьРыбка: Не отпускай меня, старче, в море,Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою,Нынче много средь морейРазвелось кораблей.Превратили в свалку море!Гибнут рыбы, крабы, птицы.Завтра всё может случиться:Голод, мало кислороду,Поскорей спасайте воду!Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною»,А хочу остаться рыбкой золотою!В-ль: Почему же рыбка попросилась в аквариум с чистою водой?В-ль: На тех предприятиях, где существует определённая опасность для здоровья и угроза для окружающей среды, создают аварийные и спасательные службы, чтобы быстро и оперативно устранить аварию.Чтение стихотворения.Планета наша – общий дом,И много лет мы в нем живем.Но, как известно всем кругом,Должны беречь мы этот дом!В-ль: Запасы нефти не бесконечны. С каждым годом их становиться меньше. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устранятьсяа местах, загрязненных нефтью ничего н растет, а птицы и звери обходят их стороной. Называются эти места мертвыми. Наш дом Земля, и для того ,чтоб нам наслаждаться её природой: лесами, реками, озёрами …необходимо её беречь. Не загрязнять! Ведь рыба могут жить только в чистой речке, птицы гнездиться на чистых берегах, звери жить в чистом лесу. Давайте все вместе очистим речку и её берега от мусора и нефтяных пятен и поселим там рыб, птиц, животных. Показываю картинку речки с загрязнённой водой и берегами, Для этого детям предлагается вырезать рыбок и опустить их в речку (приклеить), на берег – птиц.Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды).В-ль:ребятапосмотрите, какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые, и птицы. Такое могли сделать только добрые дети.В-льам было интересно на занятии, что больше всего понравилось?