"Песок терапия"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Песок терапия"
Автор: Зенченко Алена Алексеевна

Песок - терапияПроцесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".К.Г.ЮнгАктуальность: На сегодняшний день в нашем детском саду, наблюдается увеличение числа гиперактивных детей, детей с девиантным поведением, которым требуется помощь логопеда и психолога, а также детей с особыми возможностями здоровья. Для этих ребят характерны ярко выраженные эмоциональные нарушения, повышенная возбудимость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, повышенная тревожность. Все эти проявления негативно сказывались на микроклимате в каждой группе. И я начала искать возможности, методы и приёмы для решения данной проблемы. Вы знаете, в теории я знала о том, что игра с песком – это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится, но, как-то не придавала этому значения, пока однажды, в попытке успокоить ребенка, я не предложила ему поиграть с песком. Изначально у меня в кабинете, как наверное и у многих из вас, стоял самодельный планшет с зеркалом, пригласив за него ребенка, я предложила ему просто пересыпать песок из ладошки в ладошку, а затем он увлекся, успокоился, и достаточно долго рисовал на нем пальцами. В следующий раз я уже сознательно предложила детям порисовать на песке, и получился хороший терапевтический эффект. Я очень заинтересовалась данным вопросом, и начала искать более углубленное теоретическое обоснование данной проблемы. Я поставила перед собой цель: использование песка в различных видах детской деятельности.И определила задачи:
  • найти и изучить теоретическое обоснование данного вопроса;
  • реализовать полученные знания в работе с детьми своей группы;
  • проанализировать результаты своей работы;
  • транслировать свой опыт, в случае успешной реализации данного направления работы.
  • Проблема  заключается в том, что методы взаимодействия детей с песком описаны в основном только для работы психоаналитиков.Гипотезой является предположение о том, что использование игр-занятий с песком в работе с детьми дошкольного возраста позволяет повысить интерес ребёнка к занятиям, более интенсивно развивать познавательные функции, обогащать эмоциональный опыт, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение детей, развивать мелкую моторику рук. Теоретическая информация:
  • В книге даны основные принципы игр на песке. Рассмотрены игры с песком на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, на развитие фонематического слуха, обучающие игры, рекомендации по использованию песка на индивидуальных и групповых занятиях.)
  • В книге представлены традиционные и нетрадиционные приемы обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта в сочетании с другими формами патологии.)
  • Эта книга дает читателю представление о песочной терапии.
  • В книге приводится подробное описание классического юнгианского направления Sandplay, а также модификаций песочной терапии, применяемых для работы с дошкольниками, подростками, семьей.
  • В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития.
  • В книге представлены игры с песком и водой для детей 1-3 лет.
  • Книга представляет собой компактный и высокоинформативный обзор истории, теории и практики юнгианского подхода в песочной терапии как составной части терапии через искусство.
  •     В данной книге описаны современные методы и техники терапии творчеством или креативной терапии. Авторы раскрывают секреты песочной терапии.
  • . В книге описаны символические значения песочного поля и миниатюрных фигурок, способы ведения консультаций, а также оборудование кабинета.
  • .  Русскоязычное издание книги знакомит воспитателей и учителей с различными игровыми методиками рисования на песке, которые открывают широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Изначально, как я уже сказала выше, у меня в кабинете был только самодельный планшет с зеркалом, на котором дети просто рисовали, а также выполняли задания: «Нарисуй половину от целого», «Нарисуй, что ты сегодня видел интересного», «Нарисуй картину, свое настроение», и т.д. Затем я приобрела цветной песок, и тут началось: всем детям очень хотелось поиграть с такой красотой, но планшет-то был один! И я нашла выход из положения! Мы с детьми начали рисовать песком на досках для изобразительной деятельности (для работы с пластилином). Для того, чтобы поддержать интерес детей к данному виду деятельности я знакомила их:
  • с картинами известных художников,
  • с художественными произведениями писателей,
  • со странами мира, на территории которых очень много песка, с особенностями климата этих стран,
  • смотрели видео о том, как можно рисовать песком,
  • пригласили в наш сад представление сказки «Дюймовочка», где сюжет рисовал художник на планшете и проецировал это на большой экран.
  • И вот какие картины стали получаться у детей. Уместно наверное будет сказать о том, что это способствовало развитию художественного вкуса, цветовосприятия, и т.д. Детям сначала было очень жалко ломать свои работы, но я смогла им объяснить, что это не произведения искусства, которые должны жить постоянно, даже если мы находим их очень красивыми и внушительным. Они не должны остаться во внешнем мире. Это - образы вашей души, вашего настроения, ставшие на время видимыми. А завтра, придя в детский сад, вы вновь нарисуете себя, свое настроение. Вы знаете, мне было очень тяжело убедить в этом детей, так как в силу своего возраста ребенок считает, что все должно «жить вечно». Зато сейчас, нарисовав картину, они зовут меня и говорят: «Алена Алексеевна, смотрите, какое у меня сегодня настроение!». Но меня не оставляла мысль о том, что мне просто «жизненно необходим» кинетический песок, ведь я столько о нем прочитала! В мыслях я уже представляла, как обрадуются и удивятся дети, когда он появится у меня в кабинете, строила замки и дворцы, лепила дороги и фортификационные сооружения. И вот, случилось! У нас появилось «долгожданное чудо». Сказать по правде, он и не оправдал и превзошел все мои ожидания. Вот такое двоякое чувство! Но, объясняю по-порядку:не оправдал – потому, что он плохо держит форму, и из него невозможно, как из простого мокрого песка построить какое-либо высокое сооружение;превзошел - потому, что он настолько текуч, приятен на ощупь, отлично успокаивает нервы даже взрослым, что уж тут говорить о детях, и не марает рук. И все-таки дети лепят из него города и дороги, очень красивые с их точки зрения, дополняют их деревянными моделями элементов ландшафта и архитектуры, деревянными игрушками, просто бездумно пересыпают его из руки в руку, пропускают сквозь пальцы, лепят снежки и колобки, используют формы для песка. А значит, развивают фантазию и воображение, мелкую моторику рук и ориентировку в пространстве, активизируют творческие способности, снимают психоэмоциональное и мышечное напряжение. Я настолько увлеченно рассказывала коллегам о «волшебных» свойствах песка, который «творит чудеса», провела мастер-класс по использованию песка в работе педагога, что мы решили купить профессиональный планшет для песка с подсветкой. Мы его только начинаем осваивать, учимся рисовать картины, выбираем тона, которые больше всего подходят для той или иной картины, придумываем свои истории и сказки. Хотелось бы, на последок, еще сказать о том, что дети все-таки убедили меня в необходимости хоть иногда сохранять свои нарисованные картины, и мы освоили с ними технику рисования песком на бумаге, и вот что из этого получается…Ребятишки настолько вовлекли родителей в этот процесс, что когда мы объявили конкурс на лучшую работу, то результат превзошел все наши ожидания. Практически каждая семья приняла участие в этом конкурсе, а некоторые родители принесли по несколько работ, говорят, что не могли остановиться. Поэтому, я разработала и реализую коррекционную программу для дошкольников «Песок - терапия, кинетический песок» по профилактике девиантного поведения детей дошкольного возраста. С уверенностью могу сказать о том, что привлекая детей к взаимодействию с разными видами песка, у ребят снизилась возбудимость, улучшился самоконтроль, стало меньше возникать конфликтов, улучшилась сплоченность коллектива, дети стали более усидчивыми, значительно микроклимат в группе.Я считаю, что нам, педагогам-психолагам просто необходимо использовать разные виды песка в течение всего времени пребывания детей в детском саду!