Педагогическое мастерство


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическое мастерство
Автор: Тарасова Юлия Геннадьевна

Консультация для педагогов
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста
Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребёнка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха.По определению психолога Б. М. Теплова главными компонентами музыкального слухаявляются:
Звуковысотный слух
Тембровый
Гармонический
Мелодический
Динамический
Важнейшее проявление музыкального слуха – восприятие высоты звука.
Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеется. Развитие слуха зависит от многих немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей,
наличие здорового или больного голосового аппарата, от состояния здоровья ребёнка.
Согласно исследованиюпедагога-музыканта И. П. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети,которые:
Могут спеть чисто данный звук(в объёме их диапазона)
У этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни или на основе очень хороших задатков;
Большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно
У этих детей формирование слуха близко к завершению;
Поют то интонационно точно, то фальшиво;
Все звуки поют неверно;
Верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние - интонационно точно
(дети со средним диапазоном голоса);
Поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.
В последних четырёх случаях имеет место несформированный музыкальный слух.
Формирование слуха связано с восприятием музыкальных звуков. Учёные доказали, что при восприятии музыки у детей и у взрослых наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органам
восприятия. И на первом этапе формирования у детей музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом.
Обучая пению,педагогнаправляет процесс воспроизведения детьми звука путём подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребёнок при помощипедагоганаходит нужную высоту. Затем ребёнок воспроизводит мелодию, но скорее всего неосознанно. Для закрепления такого унисона, требуется неоднократное повторение акта подстраивания певческого голоса ребёнка к данной высоте мелодии.
Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса.
Помимо восприятия и пения, которые являются начальной ступенью, равное значение для полноценного развития музыкального слуха имеют такие виды музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах.