Конспект занятия по экспериментированию (старший дошкольный возраст) «Воздушные эксперименты»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по экспериментированию (старший дошкольный возраст) «Воздушные эксперименты»
Автор: Батыкян Анжела Ильинична

ЦЕЛЬ: Показать способы и приемы обнаружения воздуха (воздух можно увидеть, воздух можно почувствовать, воздух можно услышать). Объяснить способы применения свойств воздуха в жизни людей. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности. Воспитывать любознательность.Материалы для занятия:Демонстрационное: карточки – символы со свойствами воздуха, магнитная доска, магниты для закрепления символов.Раздаточный: прозрачные мисочки с водой для опытов, пластмассовые прозрачные стаканы, деревянные брусочки, веера, бумажные трубочки, музыкальные свистульки, игрушки «Мыльные пузыри»;Оборудование: ноутбук, слайдыОрганизационная частьЗдравствуйте, ребята! Меня зовут Анжела Ильинична! Ваши имена я увижу на бейджиках. Сегодня я шла в детский сад и мне на ладошку упали снежинки, я решила взять их с собой. Ой, а на снежинке загадка! Может нам нужно отгадать ее? Ребята, а вы мне поможете?Через нос проходит в грудь И обратно держит путь.Он невидимый, но все жеБез него мы жить не можем.(ответы детей)Правильно, ребята! Это воздух. «Беседа о воздухе» А кто из вас знает для чего нужен воздух? (ответы детей). Итак, вокруг нас воздух, но чистый воздух прозрачен и поэтому мы его не видим. Но если бы его не было, мы не смогли бы дышать. Давайте попробуем не дышать и посмотрим, долго ли мы сможем продержаться без воздуха. Вдохните, закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте некоторое время не дышать. Кому станет трудно – вздохните. Оказывается, без воздуха даже очень сильный человек не может долго прожить. Положите свои ладошки себе на грудь и глубоко вдохните. Чувствуете, что ваши ладошки поднялись? Это потому, что ваши легкие похожи на воздушные шарики. При вдохе они наполняются воздухом, выдохните, а при выдохе шарики сдуваются. Попробуйте подышать и почувствовать, как наполняются воздухом ваши легкие. (сделать несколько вдохов и выдохов).Как вы думаете, воздух нужен только людям? (ответы детей).Правильно. Дышит все живое: и животные и растения, и даже рыбы в воде также не могли бы прожить без воздуха. А хотите узнать о нем много интересного? Для этого давайте отправимся в путешествие в страну экспериментарию!Воспитатель: Но на чем же мы отправимся в наше путешествие? (ответы детей).А давайте полетим на воздушном шаре!Ребята, ну что, летим? (звучит музыка).Вот мы и на месте! Ребята, сегодня мы с вами превратимся в научных сотрудников волшебной лаборатории, а я буду вашим научным руководителем.Пройдем в волшебную лабораторию. (Подводит их к столам, на которых стоят предметы для опытов.). Опыт «Чистый воздух невидимВоспитатель: Посмотрите, в первой лаборатории у нас снова снежинка с загадкой! Отгадаем?- Это что то, есть везде,Но невидимо нигде.Что же это, ребята? (ответы детей). Сейчас мы можем научно доказать, что воздух можно увидеть. Как вы думаете, в этом стакане что-нибудь есть? (ответы детей)А стакан-то совсем не пустой! Хотите проверить? Возьмите стакан и медленно опустить его в мисочку с водой, над которой плавает тенисный мячик. Стакан надо держать очень прямо. Вы видите - мячик опустился на самое дно, а в стакан не попадает вода. Почему? (Выслушивает ответы детей). Стакан заполнен воздухом, который не пускает туда воду и выталкивает мячик на дно миски. А теперь давайте наклоним стакан. Что появилось в воде? Откуда взялись пузыри? (Выслушивает ответы детей). Воздух вышел из стакана, и его место заняла вода. Значит, стакан был наполнен прозрачным воздухом, для воды там не оставалось места, пока воздух не вышел.- Чем же был заполнен стакан?(Дети объясняют)Воспитатель : Почему мы не видели воздух? Да, он прозрачный как это окошко. Но мы, при помощи опыта смогли его увидеть. Всю работу, проведенную в лаборатории, ученые обязательно записывают в журнал. А мы наши исследования запишем на доске. Мы выяснили, что воздух прозрачный, но его можно увидеть. Давайте отметим это значком. (закрепить значок на магнитной доске).Воспитатель: Я предлагаю пройти во вторую лабораторию.Здесь нас снова ждет снежинка! А на ней новая загадка!Я березку качну, Я тебя подтолкну,Налечу, засвищу,Даже шапку утащуА меня не видатьКто я ? Можешь отгадать?(ответы детей) Опыт «Воздух можно почувствовать».Воспитатель: А вы знаете, что воздух можно почувствовать?- Как воздух можно почувствовать? (Дети размышляют). Возьмите в руки веер и помашите на себя.- Что вы чувствуете?Да это тоже воздух. С помощью веера вы начинаете его двигать. А когда воздух движется – начинается ветер. Итак, ветер – это движущийся воздух. -Дети, что такое ветер?- Если ветер – это движущийся воздух, то о каком свойстве воздуха мы говорим. (Воздух движется).- Как человек использует это свойство воздуха? (Дети размышляют. Показ слайдов: Ветряные мельницы, кондиционеры, вентиляторы. Сопровождаются рассказом воспитателя. Мы можем почувствовать дуновение ветра на нашей коже. Это мы выяснили в нашей лаборатории. Давайте отметим это свойство воздуха значком. (закрепить значок на магнитной доске).Игра. Давайте поиграем с нашим волшебным веером. Положите веер перед собой.-Солнце светит очень яркоИ ребятам стало жарко.Достаем красивый веерПусть прохладою повеет!А теперь нам пора в третью лабораторию. Здесь нас ожидает третья снежинка с загадкой.Фырчит, рычит,Ветки ломает,Слышишь его, Да не видишь его. Да, ребята, это ветер. Многие поэты писали о том, что ветер воет, поет в трубах, гудит. Но мы с вами выяснили, что ветер - это движущийся воздух.Опыт «Воздух можно услышать»А как вы думаете, воздух можно услышать? (ответы детей). Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется (колебание). Что бы услышать движущийся воздух возьмите бумажные трубочки, подуйте в них. Что вы услышали? Как вы думаете, где человек может применять это свойство воздуха? (духовые инструменты) Возьмите свистульки, подуйте в них, что вы слышите? Все эти звуки появляются при помощи направленной струи воздуха. Значит воздух можно услышать.Давайте отметим это значком (закрепить значок на магнитной доске).Итоговая частьВоспитатель: Ну что друзья, теперь вы знаете, что такое воздух и для чего он нужен и теперь сможете отгадать загадку?Такой большой, что весь мир занимает.Такой маленький, что в любую щель пролезет.Давайте еще раз расскажем, что мы узнали о воздухе. (Дети рассказывают опираясь на карточки символы «Свойства воздуха».)Но это далеко не все свойства воздуха, их еще много. Мне очень понравилось как вы занимались и я хочу подарить вам игру, для которой тоже нужен воздух. Это конечно – это мыльные пузыри.С.Я.Маршак написал стихи о мыльных пузырях:Воды обыкновенной в стаканчик набери.Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.Взлетает шар надутый прозрачнее стекла, Внутри его как будто сверкают зеркала.Он воздухом надутый по воздуху плывет.Но и одной минуты на свете не живет. (Воспитатель предлагает детям мыльные пузыри.)Литература:Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург «Детсво-пресс», 2006Рыжова Н.А. «Воздух невидимка», М. «Линка-Пресс»,1998Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», М., 2001Белавина И.Г., Найденская Н.Г. «Планета – наш дом», М. «ЛАЙДА», 1995МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ № 208 СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУКонспект занятия по экспериментированию(старший дошкольный возраст)«Воздушные эксперименты»СоставилаВоспитатель МБДОУ № 208Батыкян Анжела Ильинична