Проведение в дошкольной образовательной организации семинара-практикума по формированию адекватных отношений родителей с детьми


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проведение в дошкольной образовательной организации семинара-практикума по формированию адекватных отношений родителей с детьми
Автор: Филиппова Людмила Владимировна

Методическая разработка проведения семинара-практикума в дошкольной образовательной организации по формированию адекватных отношений родителей с детьми
Согласно закону "Об образовании в РФ" 2014 статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся - образовательные организации должны оказывать помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание работе по повышению компетентности членов семей воспитанников в вопросах развития и образования.
Педагогическая компетентность родителей заключается в способности понимать потребности ребёнка и создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребёнка и социальной ситуацией.
По результатам анкетирования выявляется достаточно низкий уровень педагогической компетентности родителей. Наиболее многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста. Основными причинами таких отклонений могут быть нервно-психические нарушения, неверный подход родителей к воспитанию, а также незнание ими основных закономерностей развития детей дошкольного возраста. В подобных случаях можно использовать различные формы работы с родителями: консультирование, беседа, лекционная работа с целью профилактики отклонений в поведении детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, не всегда родители понимают необходимость в консультации специалистов, эффективность лекционной работы также бывает не слишком высока, и вызывает у родителей сон с открытыми глазами. Поэтому наиболее эффективной формой взаимодействия с родителями мы считаем семинары-практикумы. Благодаря такой форме работы мама и папа не только получают необходимую информацию относительно дошкольного образования ребенка, но и принимают непосредственное участие в беседе, дискуссии, проигрывании ситуаций, заполняют анкеты, тесты, разрабатывают памятки, рекомендации, советы. Это помогает родителям не только лучше усвоить полученную информацию, но и практически применить это во взаимодействии с детьми, в осуществлении воспитательно-образовательной работе, а создание непринужденной, доверительной атмосферы в ходе семинара-практикума только способствует этому.
Семинар-практикум должен быть основательно подготовлен. За 3 недели в вестибюле группы вывешивается объявление с указанием темы практикума, даты и времени проведения. Например:
Уважаемые родители!
Приглашаем вас к участию в семинаре-практикуме: Агрессивный ребенок. Участие во встрече предоставит вам возможность посмотреть на мир глазами ребенка, глубже проникнуть в мотивы детского поведения. Возможно, вы почувствуете себя еще более уверенными в роли воспитателя ребенка.
На первой же встрече родители знакомятся с правилами работы в группе. Ими являются:
Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.
Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться.
Выбор тем определяется путем анкетирования родителей. Практические занятия состоят из нескольких частей:
приветствие,
разминка,
основная часть,
обратная связь, ритуал прощания.
домашние задание (коллаж интересов ребенка, сочинение на тему Мой ребенок и т.д.).
Цель приветствия и разминки: Сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы, создать доверительную атмосферу.
В основной части психолог продвигает группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями.
Ожидаемые результаты:
Обработка новых способов и приемов поведения.
Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.
Обработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.
Расширение сферы психологических знаний о развитии детей.
Пример семинара-практикума по формированию адекватных отношений родителей с детьми. (2-я встреча):
1.Приветствие
Здравствуйте! Давайте отключимся от всех проблем. Все проблемы оставили за дверью. Каждый внутренне улыбнулся себе, а затем всем присутствующим. Молодцы! Я вновь рада видеть всех вместе, видеть ваши глаза и ваши улыбки! (Предлагаю приветствовать друг друга каким-либо неординарным способом).
2.Педагог обращает внимание на правила работы в группе. Они прочитываются вслух кем-либо из участников или педагогом: активность, постоянное участие, откровенность, правило Стоп.
3. Тематический опросник Что я люблю, и что мне не нравится в моем ребенке.
4.Обсуждение рассказа Ваш ребенок – совсем другое дело. Он не то, что мой!.
Вопросы для обсуждения:
Как вы считаете, что случилось?
Происходило ли подобное с вами и с вашим ребенком?
Существует ли, на ваш взгляд, чувство соперничества между матерями?
Часто ли ваш внутренний голос задает следующий вопрос: А мой ребенок хуже, чем…. Почему?
Что помогает вам избегать подобных настроений?
5.Тест На какой основе строится отношение матери к ребенку
6.Мини лекция Как построить нормальные отношения с ребенком?
7.Ответить на вопросы мини-анкеты:
Посчитайте, сколько раз в течение дня вы обращались к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой)
Сколько раз с отрицательным упреком, замечанием?
Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребенка (утренние приветствия и поцелуй на ночь не считаются)
Какие слова Вы используете в общение с ребенком?
Какими словами вы называете ребенка, когда сердитесь?
8.Памятка для родителей Секреты общения ребенка в семье Составляется вместе с родителями.
Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком.
Ребенок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
Принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Проявляйте интерес к ребенку во время общения, кивком головы, одобрением.
Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи.
Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе общения с ним.
Замечайте успехи и достижения ребенка, радуйтесь вместе с ним.
В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной стороне, но и невербальной. Используйте жесты, мимику, взгляд.
9.Обратная связь: Каждый участник, по кругу передавая мяч, отвечает на вопрос: Чем была интересна встреча?
10.Домашнее задание Коллаж интересов.
Список использованной литературы:
1.Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014г.
2. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.