Ознакомление дошкольников с жанром живописи "Натюрморт"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ознакомление дошкольников с жанром живописи "Натюрморт"
Автор: Малюточкина Наталья Петровна

Методические разработки по теме:«Ознакомление детей дошкольного возраста с жанром живописи «Натюрморт»с использованием нетрадиционной техники пластилинография» (из опыта работы)Составитель: Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности Малюточкина Н.П.Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого. Выбрав из жанров живописи натюрморт, рассмотрим, как можно научить понимать язык искусства.Для достижения поставленной задачи разработала перспективный план, который отражает поэтапное ознакомление детей с жанром живописи «Натюрморт».Перспективный план по ознакомлению детей старшей группы с осенним натюрмортом.Для детей старшей группы задачи ознакомления с натюрмортом усложняются. Рекомендуется подбирать натюрморты разного вида. Продолжается формирование у детей представлений о натюрморте как особом жанре живописи, его видах различных по содержанию, средствам художественной выразительности. Дети могут принимать непосредственное участие в составлении натюрморта. Например, берется несколько предметов (не более 5), из них один или два более крупные по размеру, остальные мелкие. Детям предлагается составить натюрморт, располагая предметы по величине, цвету, а затем подобрать к нему фон. В старшем возрасте мы расширяем представления детей о разнообразии материалов, которые можно использовать для составления натюрмортов. Создавая натюрморт из различных тканей, предметов, муляжей фруктов и овощей, дети знакомятся с их свойствами и окраской, учатся правильно передавать форму и цвет предметов, развивать композиционные умения. В НОД можно использовать гармоничные по настроению сочетания элементов музыки, поэзии, устного народного творчества, изобразительного ряда (мультимедийный материал). Можно поговорить с детьми о композиции натюрморта: «Как вы думаете, какой предмет в натюрморте самый главный?», «Почему фрукты расположены так, а не иначе?», «Как мы можем назвать натюрморт?» Воспитанники под руководством педагога описывают цветовую гамму предметов (теплая, холодная).Использование дидактических игр в образовательной деятельности будет способствовать успешному выполнению самого натюрморта. Дидактические, развивающие игры «Собери натюрморт», «Из чего состоит натюрморт», «Найди ошибку», «Выставка картин» «Составь натюрморт из фруктов» и др.Натюрморт можно составить из предметов, изобразить на бумаге, холсте, а можно использовать нетрадиционную технику изображения «пластилинографию». Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.     Пластилинография - это пластилиновая живопись. Основным материалом является мягкий цветной пластилин. Это один из самых недорогих и доступных каждому материалов. Особенно широко пластилин применяют в работе с детьми. С ним интересно и легко работать, так как он очень яркий, подвижный, пластичный и долго не засыхает. Он мягкий и податливый материал, способный принимать любую заданную форму.  Предметы, сделанные из пластилина не растекаются и не деформируются.  Дети старшего дошкольного возраста могут применять знакомые приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сгибание, присоединение, расплющивание), но и учатся выполнять новые (надавливание, размазывание, вырезание, нанесение фактуры с помощью ткани, декоративные налепы разной формы, смешивание пластилина для получения различных оттенков).  Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.Работа по созданию лепной картины в технике «пластилинография» проводится в определенной последовательности по этапам:1 этап – выбор фруктов и составление натюрморта.2 этап – выполнение эскиза 3 этап - подготовка фона. 4 этап – создание картины. Каждое наше мероприятие сопровождается художественным словом и пальчиковыми играми. По окончании работы обязательно следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Рассмотрев работы детей, отмечаю их старание и творческое начало.Таким образом, проводимая работа показывает, что системность и поэтапность образовательной деятельности с использованием техники «пластилинографии» способствует формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей.