Развитие словаря глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие словаря глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Автор: Шипачева Екатерина Александровна

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 36«Центр развития ребёнка – детский сад»Развитие словаря глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняСОСТАВИТЕЛЬ: Шипачева Екатерина Александровна,учитель-логопед МАДОУ №36Кемерово 2018 «Что делают? Что делает?»Цель: Активизировать словарь детей по теме «Весна»Описание: Воспитатель называет слова и спрашивает: «Что делает? Что делают?»Солнце (что делает?) Снег..., сосульки…, ручьи…, почки…, листья…,птицы…, трава…, деревья…, сады…, яблони…, дети…«Желание»Цель: активизировать в речи детей глагол «хотеть»Материал: овощи, фрукты (муляжи), их предметные картинки.Описание: Логопед даёт детям фразу «Я хочу съесть грушу. Чего я хочу? (Вы хотите съесть грушу). Мы с Сашей хотим съесть помидор. Чего хотят Ваня с Сашей?«Серый волк»Цель: Учить детей правильно использовать глаголы в речи, обогащать их словарь.Оборудование: Маска волка.Описание: Играющие стоят в кругу. Волк медленно ходит по кругу:Это я - Серый волк. Я в лесу ищу зверей.Выходите поскорей! Стоящие в кругу спрашивают: «А каких зверей ты ищешь?» Волк отвечает: «Зайчиков, что делают зайчики?» - «Наши зайчики прыгают»,-отвечает стоящие в кругу. Дальше Волк называет других зверей.«Что какие звуки издаёт»Цель: Обогащать и активизировать глагольный словарь детей.Логопед называет существительное, а дети глагол: Дверь…-скрипит, ветер…-свистит, машина…-гудит, дождь…-шумит, листья…-шелестят, ручеек…-журчит, гром…-грохочет, бумага…-шуршит, град…-стучит.«Кто или что может это делать?»Цель: обогащение и активизация словаря глаголов.Описание: логопед бросает мяч одному из детей, ребенок, поймавший мяч, говорит кто или что может это делать: бегать - …, летать - …,ползать - …, скакать - …, стоять - …, катиться - …, летать - …«Кто как передвигается?»Цель: обогащение и активизация словаря глаголов.Описание: Логопед называет животное и спрашивает, как оно передвигается. Лошадь - скачет, змея - ползёт, птица - летает, рыба - плавает, лягушка - прыгает, и т.д.«Кто как ест?»Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь детей.Описание: Дети сидят полукругом, логопед называет животное и просит сказать, как оно ест.Например: Кошка (локает молоко). Собака (грызёт кость). Корова (жуёт сено). Курица (клюёт зерно) и т.д.«Кто как голос подаёт?»Цель: Обогащать и активизировать глагольный словарь.Описание: Дети стоят в кругу, логопед бросает мяч ребёнку и называет животное, ребенок должен назвать, как это животное падет голос.Например: Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.«Кто как голос подает?».Цели: Расширять предикативный словарь. Формировать умение соотносить предмет с действием. Оборудование: Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска). Контурные картинки с изображением животных, птиц, пресмыкающихся. Описание игры: Логопед предлагает детям побывать в «зоопарке», увидеть разных животных и птиц, а затем спрашивает детей, как разговаривают животные, дети поясняют, что животные разговаривают на своем, зверином языке. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу Мур мур... Логопед помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу мяукает, мур мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями. Ребенок, образовавший глагол от звукоподражания, забирает себе картинку с изображением животного, о котором рассказывал. В конце игры дети закрепляют навык образования глагола от звукоподражания, повторяют предложения (например: Тигр рычит.) и возвращают животных в зоопарк. После усвоения глаголов можно играть в эту игру, используя мяч. Логопед называет животное и кидает мяч ребенку, который, поймав мяч, прибавляет к названию животного название действия в возвращает мяч логопеду. «В зоопарке».Цели: Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Активизировать глагольный словарь. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему. Развивать зрительное и слуховое внимание. Оборудование: Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска) Картина «Зоопарк», составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама). Описание игры: Логопед предлагает детям отправиться в «зоопарк и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает. И т. д. Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе. «Ехали, летели, плыли».Цели: Расширять предикативный словарь за счет приставочных глаголов движения. Совершенствовать навык образования слов-названий действий с помощью приставок. Оборудование: Два игровых поля, отличающихся по цвету. Контурные картинки с изображениями самолета, корабля, Машины, дерева, моста, реки, дома, горки, тучи, воздушного шара, радуги, острова, кита. Описание игры: Картинки располагаются на одном игровом поле, другое свободно для работы. Логопед предлагает детям отправиться в «путешествие» дети выбирают вид транспорта, и путешествие начинается: Ехали мы, ехали, говорит логопед, и к реке ... подъехали, добавляют дети и наклеивают соответствующую картинку перед автомобилем. К реке подъехали, по мосту реку ... переехали, продолжают дети. Речку переехали, дальше поехали.., дальше поехали, к горке подъехали. На горку въехали, с горки ... съехали и т. д. Аналогично они «путешествуют» на самолете и корабле.«Кем ты хочешь стать».Цели: Расширять предикативный словарь. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего времени. Закреплять правильное употребление существительных в формах творительного и винительного падежей. Закреплять знания о профессиях людей. Оборудование: Два игровых поля, отличающихся по цвету. Контурные картинки с изображениями мальчика, девочки; людей различных профессий: повара, врача, воспитателя, рыбака, милиционера, музыканта, учителя и т. д. Описание игры: Игру можно начать с чтения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Затем логопед уточняет, с какими профессиями знакомы дети. На одно игровое поле наклеиваются картинки с изображениями людей различных профессий, на другое игровое поле — картинки с изображениями мальчика Коли и девочки Оли. Педагог предлагает малышам подумать и ответить, кем хочет стать Оля. Дети выбираю картинку, например с изображением учителя, наклеивают рядом с изображением девочки и поясняют: Оля станет учительницей. Она будет учить детей. (Аналогично подбираются профессии для Коли.) Затем логопед предлагает каждому ребенку подумать и ответить, кем он хочет стать. Дети отвечают: Я стану швеей. Я буду шить одежду. Я стану врачом. Я буду лечить людей и т. д. «Унылый и веселый».Цели: Пополнять предикативный словарь. Закреплять способы образования глаголов. Закреплять узнавание эмоционального состояния человека по мимике. Знакомить детей с синонимами и антонимами.Оборудование: Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска). Картинки с изображениями клоунов с прорезями вместо лиц; изображения лиц клоунов, отражающие различные эмоциональные состояния. Описание игры: Логопед знакомит детей с двумя клоунами, закрепляя картинки с их изображениями на игровом поле. У клоунов необычные имена. Одного зовут Веселый, а другого Унылый. Педагог предлагает малышам определить, кто из клоунов Веселый, а кто Унылый. (В прорези вставляются изображения лиц с соответствующими мимическими выражениями.) дети поясняют, что клоуна с веселым лицом зовут Веселый, а клоуна с грустным лицом Унылый. Логопед спрашивает: Что всегда делает Веселый? дошкольники отвечают, что Веселый веселится, смеется, радуется, хохочет, шутит, забавляется. А что делает Унылый? Унылый унывает, грустит, огорчается, скучает, печалится, расстраивается. Лица, изображающие данные эмоциональные состояния, помогают малышам назвать действия Унылого и Веселого клоунов. В конце игры логопед просит детей ответить, что делают они сами, когда вокруг них радость дети отвечают: Мы радуемся. (Веселье веселимся; смех смеемся; хохот хохочем; грусть грустим; скука скучаем; печаль печалимся) «Огород».Цель: Обогащение и активизация предикативного словаря.Материал: картинки с изображением овощейЛогопед напоминает детям, что каждый овощ убирают по-разному, затем предлагает рассмотреть картинки с изображением овощей. Выбрав картинку, ребенок называет овощи, которые: выкапывают... (картофель); выдергивают... (морковь, редис, репа, редька, свекла); срезают... (тыква, капуста, кабачок, зеленый лук); снимают... (огурцы, помидоры, горох). Затем логопед просит ответить на вопрос: как убирают разные овощи? Имя СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Артёмова В.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
  • Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 296 с.
  • Бойкова С.В. Развитие лексико – грамматического строя речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2006. –№ 3 (12) – С. 42 – 48
  • Бойкова С.В. Содержание работы по развитию лексико – грамматического строя речи у дошкольников // Логопед в детском саду. – 2005. –№ 5 – 6 (8, 9) – С. 76 – 82
  • Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду– М.: Просвещение, 1974. – 96 с.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 186 с.
  • Васильева С.А.. Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников – М.: Школа - пресс, 1999. – 79 с.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
  • Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989 – 286 с.
  • Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование , конспекты занятий , игры, упражнения / Под ред. П.Н. Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
  • Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. Пос. – СПб.: Образование, 1994. – 92 с.
  • Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие. – СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена ; Изд – во «Союз», 2001. – 191 с.
  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб.: Детство – пресс, 2004. – 528 с.
  • Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.: Корона принт, 2005. – 64 с.
  • Петрова Т. И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М: Школьная пресса, 2007. – 96 с.
  • Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно – методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований , В. Секачев, 2002. – 256 с.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи – М Айрис - пресс, 2006. – 176 с.