"Методы решения физических задач"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы решения физических задач"
Автор: Бугакова Ирина Александровна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской областисредняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассымуниципального района Кинель - Черкасский Самарской областиРабочая программа элективного курса«Экология человека в современном мире»10 класс2017-2018 учебный годПояснительная запискаБиологическое разнообразие на нашей планете представляет собой ни чем не выполнимую ценность: экологическую, генетическую, экономическую, научную, культурную, рекреационную, эстетическую, образовательную. В то же время разнообразие биологических видов стремительно сокращается под воздействием антропогенного фактора, что зафиксировано во многих международных документах последних лет.Одним из действенных направлений защиты и сохранения живой природы, в том числе среды обитания видов, является создание системы особо охраняемых природных территорий(ООПТ). Однако наиболее надежным гарантом сохранения дикой природы как на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, так и за их пределами является высокий уровень экологической культуры всего населения страны. Важнейшим механизмом формирования такой культуры может выступать общее экологическое образование. В системе общего образования нашей страны предпринимается ряд усилий по развертыванию экологического образования на уровне современных требований. Однако следует отметить, что изучению особо охраняемых природных территорий уделяется незаслуженно мало внимания как в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Анализ школьных программ по географии, биологии, экологии показывает, что охраняемые природные территории изучаются в них лишь фрагментарно, как правило, в связи с характеристикой общих проблем охраны природы, или о них только упоминается.Поэтому очень актуально звучит сегодня высказанная еще в начале ХХ века мысль, что для “непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать ее корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы”.Программа составлена с учетом того, что сегодня охрана природы из чисто естественнонаучной проблемы переросла всоциально-культурную и ее нельзя решить, не предпринимая эффективных действий по изучению охраняемых природных территорий и пропаганде их деятельности среди населения. Рабочая программа адаптирована в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальным учебным планом для обучающегося с ЗПР (У/О).В специальной школе и классах выравнивания для детей с ЗПР при изучении учебного курса экологии ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в массовой общеобразовательной школе. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы. В связи с особенностями поведения и деятельности этих учащихся (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных опытов.Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по экологии приобретает опора на межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе, с такими учебными предметами, как природоведение, биологии, география, физика, химия. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по биологии, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Мир заповедной природы» автора Греханкина Л.Ф.,Захлебный А.Н., Синицына В.Я., Ясвин В.А.Мир заповедной природы: Программа учебного модуля для учащихся 6-9 классов / ЭкоЦентр«Заповедники». – М., 2011. Рабочая программа разработана на основе учебных пособий: - Программыэлективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 3, авт.- сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2012г.Данная программа - предметно-ориентированная, предназначенная для учащихся 6-х классов. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: актуальность, научность, доступность, наглядность, практическая направленность.Рабочая программа разработана на 34 часа из расчета 1 час в неделю, из них 25 часов лекций и 9 часов практических занятий. Основная концепция курса заключается в следующем: знание условий жизни человека и закономерностей взаимодействия человека (общества) и окружающей среды есть необходимое условие формирования личностных принципов «здорового образа жизни» и «экологического императива поведения»Данный курс способствует формированию у учащихся представлений о экологическом моделировании как методе познания реальной действительности. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности – дети учатся анализировать конкретные экологические ситуации, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, в том числе и встречающиеся в прессе, находить пути их решения. Происходит развитие не только общеучебных умений учащихся, но и навыков организации элементарной природоохранной деятельности.Реферативная и проектная деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.Цели и задачи обучения.Основныецели данной программы - формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности заповедных территорий, развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, Родины, нашей планеты. Реализация целей программы предусматривает решение ряда важнейших образовательных задач.Задача курса:- Формирование у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях как о ценности, имеющей национальное, мировое экологическое и культурное значение:
  • об исторических корнях заповеданияприроды;
  • о целях создания ООПТ на различных этапах развития человечества;
  • о деятельности заповедников и национальных парков;
  • о роли ООПТ в сохранении эталонов природы и уникальных культурно-исторических комплексов региона, страны, планеты в целом;
  • о замечательных людях, которые посвятили свою жизнь созданию заповедных территорий.
  • - Формирование позитивного отношения учащихся ко всему разнообразию живой природы, в сохранении которой важную роль играют охраняемые природные территории, на основе коррекции целей и мотивов экологического поведения учащихся. Эта работа связана прежде всего с эмоциональной сферой, направлена на актуализацию лучших нравственных побуждений, эстетических чувств, желания беречь природу.
  • - Формирование практических умений и навыков поведения.
  • Планируемые результаты освоения учебного курса.
  • выполнять посильные исследования в окружающей среде;
  • оформлять и представлять результаты исследований в различных учебных и реальных ситуациях;
  • оценивать простейшие экологические последствия воздействия человека на окружающую среду, в том числе на состояние видового разнообразия в ней;
  • оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта, в том числе отраженные в различных художественных формах;
  • соблюдать экологические правила поведения в дикой природе;
  • участвовать в посильной природоохранной деятельности (оказывать помощь в сохранении и восстановлении живой природы, в том числе на ООПТ, и др.)
  • Участие школьников в практических делах наохраняемой природной территории формирует у них чувство сопричастности к проблемам сохранения дикой природы. Педагогу важно учитывать психологический феномен - каждый человек стремится беречь то, во что был вложен его собственный труд.В основу содержания программы положен этико-эстетический подход к охране природы, разработанный такими учеными, как И.П. Бородин, Г.А. Кожевников, В.И. Талиев и др. Центральной его идеей является утверждение этической ценности мира природы, необходимости формирования гуманного отношения людей ко всем живым существам независимо от их практической ценности.
  • Содержание учебного курса.Тематическое планирование курсаКалендарно-тематическое планированиеэлективного курсаКлассы 10Количество часов за год - 34Количество часов в неделю – 12017-2018 учебный годКалендарно-тематическое планирование.