Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Автор: Василенко Майя Викторовна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №120»Проект: Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Разработала: заведующая Василенко М.В.Март 2018 г. Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Риск — это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления. Анализируя деятельность ДОУ № 120 на современном этапе, можно сделать вывод об имеющем место кризисе перехода на ФГОС. Для учреждения характерны следующие риски:- в педагогическом коллективе преобладают традиционные устаревшие подходы к образовательному процессу, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС;- учреждением на современном этапе руководит новый руководитель, который имеет недостаточно опыта деятельности в условиях ФГОС ;- в учреждении отсутствует автоматизированные рабочие места воспитателя; - оборудование и инвентарь учреждения не соответствует современным требованиям СанПин;- нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны риски допустимых ошибок;- риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;- финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития В данной ситуации имеется трудность в принятии оптимальных решения. Можно говорить о том, что большинство стратегических для учреждения решений принимаются в условиях неопределенности и риска. Пути решения задач дошкольного учреждения можно проследить в следующ направлениях:- улучшение законодательства, разрабока нормативно – правовых актов учреждения;- повышение уровня образования руководителя;- повышение квалификации педагогов ДОУ, использование самоменеджмента;- оптимизация структуры управления ДОУ. Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью, являются организационными решениями. Данные решения могут быть запрограммированными, так и незапрограммированными. Следует учитывать, что любое организационное решение – это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. В различных организациях различные решение могут приниматься как одним человеком, так и коллегиально. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.Необходимо учитывать, что процесс принятия решений – процесс психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают логичные решения. Решения варьируются от спонтанных до высокологичных. Поэтому процессы принятия решений делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории. Интуитивное решение – это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.Решения, основанные на суждениях часто, кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.Рациональное решение – это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса. Это структурированный процесс, состоящий обычно из 5 шагов, хотя количество шагов зависит от самой проблемы. Кроме всего вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д. При данных условиях необходимо соблюдать требования, предъявляемые к управленческим решениям:- правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству); - непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их); - своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано); - обеспеченность ресурсами; - ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).Также необходимо учитывать классификацию управленческих решений:- По степени влияния на будущее организации (стратегические, тактические);- По масштабам (глобальные, локальные);- По продолжительности периода реализации (долглсрочные. среднесрочные, краткосрочные);- По направленности воздействия (внешние, внутренние);- По обязательности выполнения (директивные, рекомендательные, ориентирующие);- По функциональному назначению (регулирующие, координирующие, контролирующие)- По широте охвата (общие, специальные)- По степени запрограммированности (запрограммированные. незапрогромированные)- По сфере реализации (научные исследования, финансово- экономическая, хозяйственная, педагогичсекая деятельность. Работа с кадрами);- По способам принятия (интуитивные, адаптивные, рациональные).При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величинутепень риска — это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.Важное место при этом занимает прием экспертной оценки, т.е.проведение экспертизы, обработка и использование ее результатов при обосновании значения вероятности. Риском можно управлять, т.е. использовать различные приемы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. Исследование риска целесообразно проводить в следующей последовательности: - выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска; - анализ выявленных факторов; - оценка конкретного вида риска с финансовых позиций, определяющая либо финансовую состоятельность проекта, либо его экономическую целесообразность; - установка допустимого уровня риска; - анализ отдельных операций по выбранному уровню риска; - разработка мероприятий по снижению риска при принятии управленческого решения. После проведения анализа рисков в процессе разработки управленческого решения используются специальные приемы управления риском. При принятии управленческих решений применяем основные приемы: - избежание риска — уклонения от мероприятия, связанного с риском; - снижение степени риска — уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.Наиболее распространенные приемы для снижения степени риска в сфере экономических вопросов учреждения: - диверсификация; - получение дополнительной информации о ситуации принятия решения; - лимитирование за счет установления предельных сумм расходовакупок; - самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных (страховых) фондов; - страхование.Таким образом, в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений. Разрабатываем этапы рационального решения проблем:1.Диагоностика проблемы;2.Формулировка ограничений и критериев принятия решения; 3.Определние альтернатив;4.Оценка альтернатив;5.Выбор альтернативы;6.Реализация;7.Обратная связь.При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска принимаем во внимание имеющиеся ресурсы дошкольного учреждения:- сплоченность и работоспособность коллектива; - авторитет заведующего;- действующий Управляющий совет учреждения;- внедрение современных образовательных технологий;- желание профессионального состава педагогов обучаться новым подходам в условиях перехода на ФГОС;- отлаженная работа пищеблока;- просветительская работа педагогов, медицинской сестры на темы здоровьясбережения;- привлечение социального партнерства в работу учреждения, сотрудничество с ТОС;- педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, проходят аттестацию;- Педагоги пользуются дошкольными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом.