"Проблемы самовольных уходов детей-сирот"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проблемы самовольных уходов детей-сирот"
Автор: Савтырева Вероника Викторовна

«Причины самовольных уходов несовершеннолетних» Типы, причины и классификация побегов Система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.Сегодня, как никогда за последние годы, актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной дезадаптации, распространением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.Глубоким кризисом оказались охвачены основные социальные институты общества, в том числе и институт семьи и брака, что, в частности, проявилось в резком увеличении числа детей и подростков, убегавших с постоянного места жительства и бродяжничавших в своей местности или других.Основными задачами по предупреждению самовольных уходов и организации розыска несовершеннолетних являются:1.                  Защита прав и законных интересов несовершеннолетних.2.                  Предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних.3.                  Проведение социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам, и оказание им медицинской помощи.4.                  Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении их.Основные понятия:несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (ст.1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (ст.1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).самовольный уход - отсутствие несовершеннолетнего без оповещения о своем местонахождении родителей или иных законных представителей, с момента наступления времени, оговоренного для его возвращения, произошедшее в результате осознанного решения несовершеннолетнего.Одним из внешних проявлений социального неблагополучия ребёнка или подростка считаются самовольный уход из дома, и последующее бродяжничество (А.У. Нураев, Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, Т.М. Бициев). Бегство и самовольный уход определяется как определённое социально-психологическое явление, ситуационно-функционально зависимое от системы отношений в ближайшем окружении и отсутствия чувства безопасности (А.В. Гоголева). Самовольные уходы являются следствием различной индивидуальной мотивации (А.Н. Елизаров, А.И. Зак, Ю. Саар).Классификация самовольных уходов несовершеннолетнихВыделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).Эмансипационные побеги.Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% - с алкоголизацией во время побега.Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен при психопатиях и акцентуациях характера неустойчивого типов.Импульсивные побеги.Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.Демонстративные побеги.Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев.Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих.Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.Дромоманические побеги.Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков.В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома.Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности. К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести:1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.2. Переживание «драйва».Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.3. Скука.Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Чаще всего скука – это следствие какой-либо из описанных ниже причин:Отсутствие смысла жизни.•                     полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения;•                     тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);•                     чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть – у него всегда слишком много;•                     чрезмерной критичности взрослых.Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятия значимых взрослых.Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.Неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением: когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.4. Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.5. Протест против родителей.Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.6. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.7. Замкнутый круг.Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Но несправедливое наказание, неадекватное их проступку, замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.Весьма удачной представляется также классификация, в которой типы беглецов представлены в зависимости от уровня конфликта между родителями и детьми.