«Дидактические игры и их использование в экологическом воспитании дошкольников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дидактические игры и их использование в экологическом воспитании дошкольников»
Автор: Козлова Светлана Васильевна

«Дидактические игры и их использование в экологическом воспитании дошкольников»В экологическом воспитании детей особое место занимают дидактические игры, организуемые педагогами. Игры с экологическим содержанием стимулируют детей к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развивают творческое мышление, умение предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формируют исследовательские навыки и умения, способность принимать экологически целесообразные решения. В процессе выполнения заданий у детей формируются экологические понятия. Ребенок начинает понимать экологические закономерности, связь между средой обитания живых организмов и между собой. Происходит нравственно – экологическое воспитание детей.Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети: уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).Используются следующие виды дидактических игр:
  • предметные;
  • настольно-печатные;
  • словесные;
  • творческие.
  • Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Например: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и на индивидуальных занятиях.Настольно-печатные игры. Это игры типа: лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» …). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников. Настольно-печатные игры лучше использовать в работе с небольшой подгруппой детей.Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» «Я знаю 5 названий животных, птиц, рыб, насекомых…» Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке. Дидактические игры необходимо использовать, начиная с младшей возрастной группы.В младшем дошкольном, среднем возрасте на начальном этапе:- воспитатель выступает активным участником игры:- рассказывает детям ее содержание, - выполняет роль ведущего,На втором этапе - также активно включается в игровую деятельность детей. Но дети уже играют самостоятельно, а воспитатель со стороны наблюдает за ходом игры, исправляет ошибки детей, разрешает конфликтные ситуации.Творческие игры. Особенностью данных игр является то, что они организуются по инициативе самих детей. Самостоятельный характер творческих игр дошкольниковпомогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношение детей к природе.Виды дидактических игр-Предметные / листья, шишки, камушки…/-настольно-печатные / лото, домино, разрезные картинки/-словесные /их содержанием являются вопросы/ -творческие /организуются по инициативе самих детей/Наблюдение как основной метод экологического воспитания дошкольников. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы складывается из следующих моментов:- выделение самих объектов и частей, из которых они состоят,- Определение свойств и характеристик объектов и их частей: цвета, размера, формы, особенностей поверхности К организации наблюдений предъявляются следующие требования:1. Пространственная организация наблюдений. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. Хорошо, если ребенок может потрогать объект.Хорошо помогает в организации наблюдений раздаточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке.2. Время рассматривания, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Такая деятельность трудна для дошкольников. Поэтому наблюдение должно продолжаться от 3 до 10 минут. 3. Структура наблюдений. Каждое наблюдение должно иметь начало, основную часть и конец. В начале наблюдения необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя - использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки - и все это по поводу наблюдения.4. Поведение живых существ. Ведь животные не всегда ведут себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения. Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т.е. ее не следует кормить заранее). По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательностьэто умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы. Выделяют следующие виды наблюдений:Распознающие наблюдения. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?».Длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения.Воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы.Кроме приведенной выше классификации предлагается по длительности выделять эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цельпервичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цельустановление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цельобобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации). В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за птицами, гербарии, детские рисунки и т. д. Фиксация наблюдений даст детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту, поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок испытал и пережил в процессе организуемых наблюдений за миром природы. Наряду с использованием наблюдений в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал.Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно.К наглядно-иллюстративному материалу предъявляются определенные требования:
  • реалистичность изображаемых предметов и явлений;
  • ясность замысла художника;
  • художественная выразительность материала.
  • Можно выделить следующие виды наглядно-иллюстративного материала:- картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С. А. Веретенникова), «Дикие животные с детенышами» (С.А.Веретенникова), «Времена года» (С.Н.Соловьева), «Картины о сельской местности» (С.Н.Соловьева) картинки, иллюстрации, фотографии;- гербарии, коллекции;- кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.Руководство наблюдениями в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями. Именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцахВ старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают все необходимые сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников. Многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми. Модель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей:
  • Предметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений.
  • Например: аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре),- глобус – модель земли / модель лесного массива «Этажи леса», модель древнего мира «Динозаврия»…
  • Предметно-схематические модели. В них некоторые признаки представлены в виде предметов-макетов.
  • Например: цвет листьев в виде полосок бумаги разного цвета, для характеристики поверхности листьев бумажные полоски разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.)- «Значение покровительственной окраски животных» (модель способствует усвоению детьми понятия «мимикрия», как проявление одного из способов защиты от врагов, связи животного со средой обитания.
  • Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить:
  • -календарь природы и погоды,-Цветовые модели дней недели,-признаки живого: дышит, питается, размножается, двигается, растет; -потребности растений: свет, вода, тепло, земля,-«хвосты»-мнемотаблицы, на составление рассказа о временах года, о погоде сегодня,-«Что сначала, что потом» (стадия развития рыбы, лягушки)-игра «Данетка»Вначале ребенок рассматривает модель, затем может самостоятельно создавать модели. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования.Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.Процесс овладение навыками моделирования имеет несколько этапов:
  • Освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными;
  • Использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;
  • Построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно ребенок учится создавать достаточно сложные модели.
  • Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах и явлениях природы.Виды моделей-Предметные модели-Предметно-схематичные модели-Графические моделиДидактические игры«Приготовь  лекарство»Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства, и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.Ход игры.Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);- подбери "посуду" для приготовления лекарства;- расскажи о своем лекарстве.«Построй домик животному»Цель. Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.Материал. Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.Правила. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного "стройматериала" только те, что нужны для вашего животного. Выбрать "домик" для животного.Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.Ход игры.Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь. Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.Игра «Разведчики»        Цель: закрепления знаний о цветах.Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.«Что было бы, если из леса исчезли…»        Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.«Какого растения не стало?»        На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.«Где что зреет?»        Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.        Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.«Угадай, что в руке?»        Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.«Цветочный магазин»        Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.        Ход игры:Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.        Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.        Вариант 2.  Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.        Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах. «Вершки-корешки»        Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.«Узнай и назови»        Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например: ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает, ( 2-3 рассказа детей).«Да – нет»        На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.«Где снежинки?»        Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова:Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать?Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.        Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.«Чудесный мешочек»        В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь… Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.«Где спряталась рыбка»                        Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.        Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.        Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.«Назовите растение»        Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.- Как нужно ухаживать за ними? -Чем ещё отличаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.? «Четвёртый лишний»        Цель: закрепить знания, что не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные.        Ход игры: Детям предлагается цепочка картинок, из которых он должен выбрать лишнего, в соответствии с правилами игры.-заяц, ёж, лиса, шмель;-трясогузка, паук, скворец, сорока;-бабочка, стрекоза, енот, пчела;-кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;-пчела, стрекоза, енот, пчела;-кузнечик, божья коровка, воробей, комар;-таракан, муха, пчела, майский жук;-стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;-лягушка, комар, жук, бабочка;-стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.Игра в слова        Воспитатель читает слова, а ребенок должен определить, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.) «Птицы, рыбы, звери»        Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.  Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».«Воздух, земля, вода»        Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.         Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.«Цепочка»        У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например: «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.«Кто где живёт»        У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.«Летает, плавает, бегает»        Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.«Выбери нужное»        На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.«Две корзины»        На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху. «Отгадай, от какого дерева эти семена»Цель: Знакомить детей с семенами – крылатками. Развивать умение соотносить лист дерева с его семенем. Закреплять знания о названиях деревьев.Воспитывать любовь к природе. Развивать мышление, память.Материал: В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена. Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку.