"Коррекционно- развивающая программа для воспитанников 6-7 лет с нарушениями речи, не посещавших ДОУ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Коррекционно- развивающая программа для воспитанников 6-7 лет с нарушениями речи, не посещавших ДОУ.
Автор: Луценко Татьяна Викторовна

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Шаталовский детский дом» Коррекционно- развивающая программадля воспитанников 6-7 лет с нарушениями речи,не посещавших ДОУ. Разработана учителем – логопедом Луценко Т.Т.2017 учебный годЦель:Создание условий для успешного освоения программы дошкольного образования и социальной адаптации воспитанников к школьному обучению.Задачи:1. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием.2. Расширить, уточнить и активизировать словарь.3. Развивать фонематические процессы и связную речь. 4. Развивать познавательные процессы.5. Развивать мелкую моторику рук. 6. Создать условия для развития изобразительных и творческих  способностей.Методические приемы, используемые в программе:азвивающие игры (речевые, подвижные, имитационные).еседы с детьми. екции; -практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. -анализ и просмотр текстов -самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. -использование художественных произведений Интерес воспитанников поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.В каждом занятии прослеживаются три части: -игровая; -теоретическая; -практическая.Число занятий: 105.Занятия являются комплексными как по поставленным задачам, так и по используемым средствам развивающей работы.Периодичность занятий: три раза в неделю в течение девяти месяцев.Продолжительность занятий: 30-35 минут.В занятиях принимают участие все дети возрастной группы. Из их числа формируются группы с количественным составом 5-6 человек.Принципы:
  • Принцип доступности (обучение с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста).
  • Принцип постепенного усложнения.
  • Принцип научности обучения.
  • Принцип личностно – ориентированной направленности обучения, сочетающийся с коллективным и индивидуальным подходом к детям.
  • Принцип системности и последовательности.
  • Используемые технологии и актуальность их использования:1. Технология развития лексико-грамматического строя речи. Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью. Коррекционная работа по обогащению лексического запаса проходит с учетом закономерностей развития речи школьников. Применяю разнообразные способы конкретизации речи: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу на каждом занятии.2. Технология развития связной речи. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. 3. Технология дифференцированного обучения.Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т. к. именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Коррекционные группы учащихся формирую с учетом общего речевого нарушения. Для каждой группы разрабатывается отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.Актуальность программы.Программа предназначена для детей 6-7 лет государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не посещавших дошкольное образовательное учреждение. На протяжении многих лет я работаю с детьми из социально неблагополучных семей. Как ,правило, поступая в детский дом в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, они имеют нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря, грамматического строя речи и самостоятельной речи , поэтому обучение в школе начинается с проблем. Моя задача состоит в том, чтобы за короткий период времени сформировать у воспитанников знания, умения и навыки необходимые для обучения в школе. Но, как известно «один в поле не воин», поэтому работа строится на тесном сотрудничестве учителя-психолога и педагога дополнительного образования. Их задача заключается: - в развитии познавательных интересов, - творческих и художественных навыков.На основе предъявленных в планировании учителя-логопеда тем педагоги разрабатывают свои тематические планирования, по которым проводят занятия (групповые и индивидуальные). Таким образом. идёт всесторонняя подготовка воспитанников к школе. Такая система работы ведётся специалистами нашей школы уже несколько лет и даёт высокие положительные результаты.Мероприятия.1. Знакомство с ребенком:- воспитателей подготовительной группы,- специалистов учреждения, -документацией и направлениями в работе,- с планом работы.2. Диагностика2.1. Речевого развития ребенка логопедом (по Иншаковой О. Б.)2.2. Уровня познавательных способностей психологом (по Семаго В. В).2.3. Дж. Бак «Выявление особенностей личности» (тест ДДЧ)3. Оказание помощи специалистам:3.1. В приобретении рабочих тетрадей, методических пособий, наглядности.3.2. В проведении диагностики изобразительных   способностей, развития мелкой моторики рук.4. Посещение детьми занятий по развитию речи и обучению грамоте, праздников и мероприятий.5. Посещение воспитателями и педагогами дополнительного образования консультаций, собраний, тренинговых занятий.6. Организация специальных индивидуальных и групповых консультаций с:- воспитателями – 1 раз в месяц- с узкими специалистами -1 раз в месяц- с учителями начальных классов - 1 раз в квартал Успешное овладение воспитанниками данной программой поможет им справиться с отклонениями в нарушении речи, повысить психологическую готовность детей к школьному обучению и будет способствовать формированию здорового образа жизни.Коррекционно- развивающая программа для воспитанников 6-7 лет с нарушениями речи, не посещавших ДОУ составлена на основе авторских программ: Андреева Н.Г, Крупенчук О.И, Нищева Н. В, Ткаченко Т. А. Отличия предлагаемой программы в том, что она, во-первых, разработана исключительно для детей 6-7 лет, не посещавших дошкольные образовательные учреждения; во- вторых, имеющих проблемы в развитии лексико-грамматического строя и связной речи; в-третьих, в развитии познавательной сферы; в- четвёртых, учит взаимодействовать со сверстниками в условиях детского коллектива. А также, развитие творческих и художественных способностей детей в процессе реализации программы специалистами дополнительного образования.Ожидаемый результат:- Повышение уровня готовности воспитанников к школе.Подраздел для педагогов «Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи»сент1. Аналитическое совещание учителей начальных классов и воспитателей «Организация совместной работы на основе скоординированных программ в новом учебном году»а) Утверждение совместного плана работы.б) Знакомство, цели, задачи совместной работы.окт1. Изучение социально-педагогической адаптации.2. Круглый стол на тему «Обучение через игру»3. Посещение воспитателем школы и беседы с учителями.Цель посещения:Определение совместных направлений работы в рамках реализации программных занятий.Ноябрь1. Анализ успеваемости и культуры поведения воспитанников.2. Посещение занятий воспитателей, узких специалистов и педагогов дополнительного образования. Цель посещения: наблюдение за развитием детей, корректировка дальнейшей работы по программе.Дек1.Сбор информации и обработка данных об адаптации воспитанников.2. Малый педсовет: диагностика уровня адаптации и динамика учебной мотивации.ЯнвПроведение промежуточной диагностики (по определению речевого развития воспитанников , уровня развития познавательной сферы, творческих способностей)Февраль1. Малый педсовет: анализ результатов диагностики, рекомендации и психолого-педагогическая характеристика ребенка.март1. Малый педсовет «Развитие учебных навыков у детей».2. Взаимопосещение занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов, и приемов работы в практике учителей школы и воспитателей.Апр1. Круглый стол «Комплектование первых классов»Май1. Изучение индивидуальных характеристик ребенкаПсихолого-социальная готовность ребёнка к школе.Посл. Столбец: индивидуальные и групповые консультации для педагогов по вопросам реализации программы.Учебно - тематическое планирование.Учебно – методическое оснащение:1. Андреева Н. Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Пособие для логопеда/ под ред. Р. И. Лалаевой.-М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. Ил.- (Коррекционная педагогика).2. Веракса Н. Е.,Комарова Т. С.,Васильева М. А. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- М.:Мозаика-Синтез, 2010.3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе.- СПб.: Издательский Дом «Литера». 2001.4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группедля детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: Детство-Пресс. 2009.5. Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. Левченко И.А., Забрамной С.Д. – М., 2006. 6. Ткаченко Т. А. В первый класс- без дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.: Детство-Пресс. 1999.