Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "КРАСКИ"
Автор: Ирина Юрьевна Беляева

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №64» г. Перми ПРОГРАММАкружкапо изобразительному искусству (платные услуги)«КРАСКИ» для учащихся 1-4 классов(первый год обучения) Руководитель: Беляева Ирина ЮрьевнаУчитель изобразительного искусства первой квалификационной категории МАОУ «СОШ №64» г. Перми Пермь, 2018 годСодержание программы Пояснительная записка……………………………………….3 Тематическое планирование…………………………………4 Методическое обеспечение…………………………………..5 Результаты изучения учебного материала….……………….6 Список литературы…………………………………………....7 Пояснительная запискаКружок по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества и изучения художественного наследия выдающихся произведений искусства, а это коллективные беседы, обсуждения, экскурсии. Цель первого года обучения развитие эмоционально-образной сферы ребёнка, его интереса к разнообразию цвета, света, форм, звуков, предметов, жестов, движений, запахов, интонаций и настроений в природе, жизни и искусстве, формирование умения изучать предметный мир и природу, видеть, слышать, чувствовать.Арсенал упражнений и техник, используемый на занятиях, многогранен. Он включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания. Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков), художественных материалов (различных видов кистей, карандашей, мелков, красок).Особенностями среды кружка являются основные принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация, здоровьесбережение. Особенности курса
  • Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
  • Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
  • Творческая направленность заданий, их разнообразие, учет индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
  • Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
  • Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
  • Основные цели курса
  • Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознание.
  • Воспитание в детях эстетического чувства.
  • Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
  • Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
  • Развитие воображения и зрительной памяти.
  • Освоение элементарной художественной грамотности и основных приемов изобразительной деятельности.
  • Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
  • Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) проектной деятельности.
  • Основные задачи курса
  • Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвященные знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
  • Воспитание зрительской культуры, умение увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
  • Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
  • Освоение изобразительных приемов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике .
  • Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики ( «Наши проекты»);
  • Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
  • С целью накопления опыта творческого общения в программу кружка вводятся коллективные задания. А это очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.На занятиях кружка необходимы следующие художественные материалы:
  • графитовый карандаш,
  • ластик,
  • маркер, фломастер.
  • гуашевые и акварельные краски,
  • кисти разных видов и размеров,
  • пастель,
  • набор цветного картона,
  • набор белой бумаги различного формата (А5, А4, А3, А2),
  • пластилин,
  • самоклеющейся плёнки,
  • ножницы,
  • клей ПВА,
  • скотч прозрачный и цветной.
  • Кружок рассчитан на 33 часа в год, занятия по 1 часу в неделюТематическое планирование кружка «КРАСКИ»(1 год обучения)Занятия 1-2 (2ч) Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником? Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер. Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний. Рисование цветными карандашами забавных человечков. Первый опыт коллективной работы. Изучение этапов коллективной работы. Выполнение композиции «Городок».Занятия 3-5 (3 ч) Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний Коллективная работа «Чудо-дерево». Теплые и холодные цвета. Изучение их свойств. Выполнение задания «Коврик», на бумаге в клетку.Занятия 6-7 (2 ч) Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий, на примере рисунков П.Пикассо. Коллективная работа «Солнечный денек».Занятия 8-9 (2 ч) Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг). Понятие аппликации. Выполнение аппликации «Любимая игрушка».Занятия 10-11 (2ч) Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Закрепление умения работать в технике аппликации. Выполнение аппликации «Осень».Занятия 12-14 (3 ч) Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Коллективная аппликация «Осенний букет».Занятия 15-16 (2ч) Развитие представлений о живописи и некоторых ее законах. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Разноцветные узоры».Занятия 17-18 (2 ч). Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств теплых и холодных цветов. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в рабочей тетради и в учебнике на закрепление полученных знаний. Углубление навыка рассказа о картине по вопросам с использованием изученных понятий. Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Фрукты на тарелочке» или «Плоды на столе» (по выбору учителя) Любая из этих работ может быть как индивидуальной, так и коллективной.Занятия 19-20 (2 ч) Понятие о графике и ее изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер черного и белого цвета. Первичное понятие о контрасте. Графические иллюстрации. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в рабочей тетради и в учебнике на закрепление полученных знаний. Выполнение черно-белой композиции «Зимний лес».Занятие 21 (1ч) Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопросам с использованием изученных понятий. Занятия 22-23 (2 ч) Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок. Выполнение, в процессе изучения нового материала, заданий в рабочей тетради и в учебнике на закрепление полученных знаний. Выполнение, в процессе изучения нового материала, задания «Морозные узоры».Занятия 24-26 (3ч) Изучение основных свойств и овладение простыми приемами работы акварельными красками. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Выполнение одного из заданий «Чудесная радуга» или «Витраж».Работа акварелью слоями. («Рыбка в море»).Занятие 27 (1 ч) Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины. Выполнение задания «Букет».Занятие 28 (1 ч), стр. Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Выполнение набросков животных и людей, для композиции «Рисунок на скале».Занятия 29-30 (2 ч) Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение, в процессе изучения нового материала, соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Выполнение, по выбору детей, одного из заданий «Рисунок на скале».Занятия 31-33 (3 ч). По желанию детей можно факультативно (дома с родителями) выполнить задания (открытки или панно) к праздникам, К Новому году: открытку «С Новым годом» или «Новогодняя елка» , к 8 марта – открытку «С Днем 8 марта», к 23 февраля – аппликацию «Праздничный салют». Тематическое планирование кружка «Краски»(2 год обучения )Кружок рассчитан на 33 часа в год, занятия по 1 часу в неделюЗанятие 1-2 (2) Понятие о композиции. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Выполнение композиции на III Всероссийского конкурса детских рисунков «Страна БезОпасности» Цель конкурса: «Культура Безопасности»Занятие 3-4 (2ч) Работа над выбранной композицией. Роль цвета в композиции.Занятие 5-6(2ч) Профессия стилист. Создай свои модели одежды на тему праздничные, вечерние, дизайнерские наряды . Найти дизайнерские решения, основанные на контрасте, где удивительным образом сочетаются ассиметричные формы, необычные украшения, фигуры, завитушки, орнамент и узоры. Под каждый наряд подобрать аксессуары - обувь, украшения или головной убор, которые символизирует какой-то образ, например «яблочко», «волна» и даже «чайничек» Занятие 7-8 (2ч.) Искусство иллюстрации. Приемы работы фломастером, ручкой. Штрих, как средство передачи информации. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между материалом и форматом. Занятие 9-10 (2ч.) принять участие в конкурсе рисунков «Астафьевские чтения» Прививать любовь к родному краю. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.Занятие 11-12 ( 2 ч.) Тематическое рисование « Моя малая Родина» Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.Занятие13-14 (2 ч.) Пейзаж. Новогодняя карусель. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.Занятие 14-16 (2 ч.) Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры. Грамотно подходить к выбору материаловЗанятие 17-18 (2 ч.) перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воспитание интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Воздушная перспективаЗанятие 19-20 (2 ч.) Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Создавать плавные переходы цвета» Пасмурный день»Занятие 21-22 (2ч.) «Лепка объемно - пространственной композиции из одноцветного пластилина. Участвовать в коллективном творчестве при создании композиции. Занятие 23-26 (4 ч.) Зарождение замысла на основе предложенной темы. «Война моими глазами» Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха. Наброски и зарисовки военной техники.Занятие 27- 28 (2 ч.) Передача настроения в форме. Три кувшина: торжественный, озорной, грустный.Занятие 29-30 (2 ч.) Красота и своеобразие произведений народного декоративно – прикладного искусства.Занятие 31-33 Посещение музея и выставок.Методическое обеспечение дополнительного образования учащихсяУникальность и значимость курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребёнка.Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в чёткой методической последовательности.Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.В цикле занятий «Чем и как работают художники» - основная задача – познакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материалов.Основной задачей следующего цикла занятий является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не строится просто так ради искусности. Искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием. Все задания имеют эмоциональную направленность, развивают способность ребёнка воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.Поисковая работа находит выражение
  • в коллекционировании репродукций по выбранным темам,
  • в устройстве выставок,
  • в чтении литературы по искусству,
  • просмотру фильмов по истории искусства,
  • рассматривание альбомов по видам искусства,
  • посещение выставок и музеев.
  • Результаты изучения учебного материала Предметные результаты: Личностные результаты:
  • в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
  • в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
  • В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
  • В трудовой сфере – умение использовать различные материалы для передачи замысла собственной художественной деятельности.
  • Список литературы 1. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», М.,1998 2. Оклендер В. «Окна в мир ребёнка» М., 19973. Савенкова Л.Г. «Изобразительное искусство», Интегрированная программа 1-4 классы. М. «Вентана-Граф», 20104. Яковлева Е.Л. «Методические рекомендации учителя по развитию творческого потенциала учащихся» М., 1998 5.. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М., 2005