По стопам великих Педагогов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: По стопам великих Педагогов
Автор: Дроздова Елена Владимировна

По стопам великих Педагогов...«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».(А.С.Пушкин)Меня всегда восхищают и вдохновляют люди, которые ставят перед собой высокие цели, идут к ним и меняют мир к лучшему.Одним из таких людей является выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский. Первый труд Сухомлинского, который я открыла для себя, была его статья «Как любить детей». Я читала и перечитывала её с восторгом, с удивлением. Надо же, так просто, страстно, ясно, мудро и смело говорить о том, что является всеначальной энергией образования и что так упорно выкидывает наука за борт своего корабля!Смысл статьи оказался всецело отражением моего духа.Статью он начинал так: в учительской среде можно услышать дискуссию – обязательно ли, чтобы каждый педагог любил детей? «А если я их не люблю? – щеголял своей оригинальностью один учитель. – (...) Если я только и знаю светлые минуты, когда не слышу их и не вижу? Что же, прикажете (...) переквалифицироваться?» Такому учителю Василий Александрович отвечает резко: «Да, надо (...) приобрести другую специальность. Или же воспитать в себе любовь к Ребёнку – третьего не дано». Это потому что «любовь к Ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к Ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».Далее последует серия цитат, которые не нуждаются в комментариях:«Нельзя познавать Ребёнка, не любя его».«Речь идёт о мудрой человеческой любви, одухотворённой глубоким знанием человеческого, пониманием всех слабых и сильных сторон личности, о любви, предостерегающей от безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные. Любовь, которая учит жить, такая любовь нелегка, она требует напряжения всех сил души, постоянной отдачи их».«Я не могу себе представить, чтобы Ребёнок когда-нибудь надоел мне, чтобы я перестал любить его».«Любить Ребёнка – значит защищать его от зла, которое ещё окружает многих детей в жизни... с тревогой смотришь в глаза детям, которые несут в своём сердце открытую рану. Я хорошо знаю этих детей, знаю их родителей, знаю боли и тревоги детской души...»Перед всеми нами стоят общие цели формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению всё более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходима углубленная разработка нового содержания образования. Людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, скрытым в собственном сердце. Образование и воспитание только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы.Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести, без умения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.В наше время, когда снижаются культурные запросы и значение духовных ценностей, распространяется низкопробная поп-культура, особенно актуально эстетическое и духовно-нравственное воспитание личности. «Без духовного созерцания человек может наделать на земле много крика и шума, совершить множество зла и пролить моря крови, совершить много ничтожного, позорного и пошлого – но великого он не совершит ничего… Напротив, духовное созерцание открывает человеку смысл вселенной, включает его в Божию ткань мира, делает его жизнь предметной и приобщает его самого к творчеству. Это духовное созерцание доступно каждому из нас; к нему способен и самый простой, необразованный или неумный человек. Если к этому созерцанию присоединяется талантливость, то начинается истинное творчество» сказал в прошлом веке известный русский философ, писатель и публицист Иван Александрович Ильин. Эти слова не потеряли, а наоборот приобрели наибольшую актуальность в настоящее время.Творчество помогает воспитать в ребёнке чуткое созидательное отношение к миру. Искусство способно пробуждать лучшее в человеке. Никакое другое искусство не способно выражать и передавать эмоции так, как это делает музыка. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: совершенствуется мышление, формируется эмоционально-духовная сфера, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Именно музыкальное звучание имеет тесную, прямую, непосредственную связь с эмоциональной стороной духовной жизни человека. Ведь главное свойство звука – это способность воплощать то, что длится и изменяется, а не пребывает, сохраняется в неизменности, способность выражать внутренние, психологические, духовные процессы. «Искусство, быть может, самое удивительное чудо из всех чудес, созданных человечеством за всю историю его существования, и в этом чуде неразрывно связаны чувство, мысль и красота. Зачем же обманывать людей, зачем обеднять их духовный мир, выдавая за наивысшие достижения искусства бездарные уродства, лишённые и чувств, и мысли, и красоты? Только любовь и привычка к подлинному искусству может стать надежным иммунитетом против пошлости, против дурного вкуса» сказал однажды ещё один мой любимый общественный деятель, изменивший мир к лучшему, Дмитрий Борисович Кабалевский. Этот великий советский педагог, выдающийся композитор посвятил воспитанию детей большую часть своей жизни. Работа Кабалевского имеет огромное педагогическое значение – будучи профессором московской консерватории и редактором многих музыкальных изданий, он создал огромное количество работ, раскрывающих методы эстетического воспитания молодежи, обучения музыке, развития у детей слуха и чувства прекрасного.Вот, что говорит Дмитрий Борисович о пользе музыки в воспитании духовности:«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».«Музыка искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного лица детей и юношества». «Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни».В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжается пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить молодежь, мы должны свидетельствовать о высших идеалах, о вечных духовных ценностях. Судьба России, её будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.Дети – наше будущее, и от того, какими мы их воспитаем, зависит наш завтрашний день. Если упустим ещё несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией – и не будет России на свете. Наша страна сегодня как никогда нуждается в сохранении и возрождении народа, а это невозможно без возобновления, усвоения, упрочения и живого развития подлинных русских традиций. Выдающиеся люди уже очень давно дали нам пищу для ума, нужно только, наконец, прислушаться к их словам, задуматься и двигаться в нужном направлении. Наше будущее будет таким, каким мы его воспитаем. Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе, зачем мы здесь? «Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, (...)Труд засевающих робко, крупицами,Двиньте вперёд!Сейте разумное, доброе, вечное,Сейте! Спасибо вам скажет сердечноеРусский народ…» (Николай Алексеевич Некрасов)