Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу?


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу?
Автор: Колесниченко Светлана Викторовна

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу?Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементов обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков).Вводные навыки: 1. Речевые знания и умения:
  • знание букв, умение читать;
  • звуковой анализ слова;
  • построение фразы;
  • словарный запас;
  • фонематический слух;
  • звукопроизношение.
  • 2. Математические знания и представления:
  • счет в пределах 10 (прямой и обратный);
  • состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";
  • представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
  • пространственные представления (верх – низ, право – лево).
  • 3. Навыки учебной работы:
  • посадка за столом (партой);
  • способ удерживания пишущего предмета;
  • ориентация на странице в тетради, книге;
  • умение слушать и выполнять задание педагога;
  • знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).
  • Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы с ними. Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:
  • внимательно ли он слушает взрослого;
  • выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;
  • старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
  • задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;
  • признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.
  • Графический навык. В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома. В подготовительной группе перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • лепка из глины;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
  • выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);
  • специальные упражнения для подготовки руки к письму.
  • Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.