«Тревожно-агрессивное поведение обучающегося, как проявление личностной позиции «Я – есть»!»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Тревожно-агрессивное поведение обучающегося, как проявление личностной позиции «Я – есть»!»
Автор: Киселёва Людмила Константиновна

Киселёва Людмила Константиновна, педагог-психолог ФГБОУ СОШ № 1699 Управления Делами Президента РФ«Тревожно-агрессивное поведение обучающегося,как проявление личностной позиции «Я – есть»!»«...Формула тревоги очень проста: тревога – это брешь между сейчас и тогда».Ф. ПерлзКак известно, агрессия - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве). Такая форма злонамеренного поведения нацелена на оскорбление или намеренное причинение вреда другому живому существу. Помимо агрессора и жертвы в круг конфликта могут входить зрители, то есть группа людей-свидетелей агрессивного поведения. Сами зрители при этом не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.Внешние характеристики агрессора включают громкую речь, сарказм, критическое настроение, сжимание кулаков, движение лицевых мускулов, покраснение лица, наклон вперед в угрожающей манере, жестокое оскорбительное поведение. Внутренне агрессор твёрдо убеждён: «Я хороший - ты плохой».Известный швейцарский психолог и психиатр Алан Гюггенбюль, анализируя насилие в современной школе, называет несколько причин роста детской агрессивности. Вот некоторые из них.Уличные игры детей в наше время стали достаточно редким явлением, родители стараются так занять свободное от школы время ребенка различными занятиями, что для улицы времени не остается. Прежде на улице подростки проживали свою жизнь, там же происходило то, что психологи называют «групповой динамикой». Пребывание в группе позволяло им переживать феномен человеческого бытия полноценно, хотя и не всегда позитивно. В уличных играх дети определяли своё место, свой статус в группе, свою идентичность. Там же происходили достаточно жёсткие столкновения «кто кого», выяснение лидерства между группами и внутри групп. Теперь эти выяснения отношений переносятся в школу. В школе такие процессы происходят более скрыто и не так быстро, как на улице. Перегруженность детей учебными программами и домашними заданиями тоже не способствует пребыванию на улице. Ещё одна причина, по мнению Аллана Гуггенбюля, связана с гуманизацией и демократизацией образования. Последний фактор обеспечивает отсутствие «страха и трепета у детей перед школой и учителями», уравняв детей и взрослых в правах так, что учитель перестает быть непререкаемым авторитетом, способным остановить насилие и агрессию.Между трудностями в обучении и школьной агрессией тоже есть определённая связь. Растёт число детей с проблемами в обучении и растёт школьная агрессия. Всем детям в школе хочется быть успешными в учебе, иметь друзей, быть популярными, но не всем это удаётся, тогда вместо этого дети заявляют о себе агрессивными поступками.Ряд социальных факторов влияют на рост детской агрессии: насилие в обществе, войны, терроризм, расслоение общества на богатых и бедных, пьянство и наркомания, неблагополучные семьи, в которых взрослые не довольны собой или своей жизнью и это имеет значение для детей. Любое поведение имеет смысл. И агрессивное тоже. Когда мы ищем ответ на вопрос «Почему ребёнок так поступает?», мы ищем причину, мы пытаемся в прошлом найти то, на что сегодня человек «отреагировал». И бывает, что ничего не находим, так как не тот вопрос задаем. Другой вопрос «Для чего он это делает?» заставляет нас искать цель или смысл поведения. Может быть, например, для того, чтобы заявить о себе: «Пусть я не такой как надо, но Я есть»вот возможный смысл его поведения. «Я – есть» - это есть чувство бытия, это то, чего не хватает многим детям. Родителям часто «некогда», а школа и учитель тоже не могут уделить каждому ребенку позитивное внимание («не за что!» - скажет родитель или учитель). Для ребенка даже негативное внимание (возмущение, злость, недовольство других) лучше безразличия. Если внимания не хватает в школе, дома, если у школьника нет популярности в группе сверстников, ему нужно как-то о себе заявить. Один из таких способов – агрессивное поведение, особенно, если по-другому не получается.Главным условием хорошего самочувствия ребёнка является жизнь в семье, где ему хорошо, ему рады, его любят именно таким, какой он есть, и как нужно именно ему. Ведь родитель может много заботиться о ребёнке, но при этом сам ребёнок порой считает, что его не любят. Если родители не справляются со своей жизнью или она идёт «не так, как надо», то дети в таких семьях могут быть «лишними». Постоянные упрёки, замечания, смысл которых можно обобщить фразой «ты не такой, как надо» воспринимаются детьми как отвержение. Возможен и другой вариант: дети обязаны стать воплощением неосуществившихся замыслов своих родителей, дети должны постоянно «оправдывать надежды», то есть осуществлять не своё бытие, а мечту родителей. Здесь ребенок часто испытывает вину за то, что он «не такой», «подводит» близких, считает. Что он – «плохой». Ещё один вариант - гиперопека, когда родители контролируют все сферы жизни своих детей под девизом «как бы чего не вышло» или «без нас ты не справишься». По сути дела для ребёнка это означает недоверие к его попыткам самому проживать свою жизнь и нести ответственность за свои действия. В его душе возникает протест, несогласие, которые принимают форму бессознательной агрессии. Когда ребёнку плохо, он ведёт себя неадекватно с точки зрения окружающих. Если дома он не чувствует, что нужен маме и папе, если мама озабочена своими отношениями с отцом, если в школе им недовольны или его никто не замечает, то ребёнок ощущает себя заброшенным и свою агрессию может направить на сверстника, на более слабого человека, на учителя, на кошку, собаку, на телефонную будку или на самого себя (саморазрушающее поведение в виде наркомании, суицидов и др.). Если говорить о конкретном ребёнке, которого в школе считают агрессивным, нарушающим дисциплину, то один на один с учителем, родителем, психологом он обычно агрессию не проявляет. Дети ведут себя по-разному, когда они находятся на расстоянии от авторитетного взрослого и, когда они оказываются рядом, «глаза в глаза» с этим человеком. Когда мы взаимодействуем «глаза в глаза», то ребёнок знает, что он для вас есть и что вы принимаете его без всяких условий. Когда обучающийся находится близко, о чём-то разговаривает, видит внимание к себе, чувствует, что он что-то значит для другого, он и ведёт себя по-другому. Значимость себя для другого, исключает агрессию. Агрессивным детям часто не хватает ощущения того, что они что-то значат для других людей. Социологи подсчитали, сколько разрешённого времени во время уроков ребёнок имеет для ответов, для выражения себя и своей точки зрения. Оказалось, что очень мало. Всего 2 минуты в день. То есть, в школе у него очень мало возможностей открыто проявить себя на уроках через разговоры. Неудивительно, почему детям так хочется разговаривать во время уроков. Чем строже учитель, чем меньше он позволяет разговоров во время урока, тем чаще дети во время перемены выпускают агрессию, особенно, если были недовольны своей ролью на уроке.Далее затронем тему влияния СМИ и агрессивных фильмов на поведение детей.Аллан Гуггенбюль рассказывает об исследовании, в котором принимала участие большая группа детей. Им предлагалось просмотреть фильмы с элементами насилия и убийства. Часть детей воспринимала их как что-то нереальное, существующее только в виртуальном мире; часть детей закрывала в страшные моменты глаза, не желая воспринимать отталкивающие их ужасы; часть испытывала благородные чувства и выражала свое моральное отношение к злу и жестокости; и лишь единицы юных зрителей получали от сцен насилия удовольствие. Причём, именно эти дети, по словам людей, которые их знали, сами нередко проявляли жестокость. Таким образом, не наблюдение зла воспитывает в детях жестокость, а внутренняя готовность некоторых детей к насилию объясняет их повышенный интерес к просмотру сцен жестокости и даже желание им подражать. Если мы будем запрещать и осуждать такого рода продукцию, то дети будут «оберегать» нас от столь неприятного знания, замыкаясь в себе. Но можно, посмотрев вместе с детьми фильм или поиграв вместе с ними в соответствующие компьютерные игры, вместе пережив увиденное, поделиться затем впечатлениями, чувствами и суждениями, выразить своё отношение к тому, что есть добро и зло и прийти к какому-то заключению. Это как раз то, чего так не хватает современным детям, предоставленным самим себе. Жестокость, получившая осуждение, послужит детям хорошим уроком.Ещё очень важно рассказать детям о том, что мы, взрослые, тоже бываем в гневе, тоже испытываем неудовлетворенность, тоже бываем отвергнуты, тоже порой готовы совершить зло. Что мы делаем с этими чувствами? Как мы удерживаемся от зла? Что мы делаем потом, если всё же совершили его? Что мы делаем, когда рядом с нами происходит зло? Важно понимать, что агрессия не возникает сама по себе. Она возникает между людьми, когда есть непонимание, противостояние, отвержение, манипулирование, предательство, страх. Когда человек живет не своей жизнью. Когда его нет для тех, для кого он хочет быть. Когда ребенок ждёт любви, а его отвергают. Каждый человек хочет быть важен для другого, хочет быть любим, и если этого нет, он может отвечать агрессией. Он может отвечать злом на зло. Но может найти и иное решение: позитивное, дающее внутренний рост, формирующее адекватную самооценку и самоуважение. Задача взрослых – не уйти в сторону, выслушать, пройти с ребёнком вместе трудный этап и дать ему чёткое и надёжное осознание позиции, что он для вас – есть!