Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний учеников на уроке


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний учеников на уроке
Автор: Карпова Елена Вячеславовна

Доклад«Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний учеников на уроке»ВведениеОбразование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем среди которых немалое место занимает необходимость повышения качества и доступности образования. Одним из средств достижения данного результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Основная частьОсновными образовательными технологиями, которые можно положить в основу изучения химии, биологии и географии являются:
  • Технология проблемного обучения – это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
  • Информационно-коммуникационные технологии это изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодейтсвие.
  • Технология разноуровневого обучения даёт учителю возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. При данной технологии реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации ученья.
  • Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
  • Технология исследовательских методов в обучении дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
  • Лекционно-семанарская система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к сдаче экзаменов и обучению в ВУЗах. Она дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. Однако данной технологией нельзя злоупотреблять, так как может сделать образовательный процесс малоэффективным: скучным для учащихся, что понижает мотивацию к обучению. Кроме того, большие объёмы информации не успевают осмысливаться, а потому плохо запоминаются учащимися. Однако в качестве периодического применения данная технология допустима в современной школе, особенно в сочетании с семинарами на проблемную тематику, когда ученики могут актуализировать и применить полученные знания и умения.
  • Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
  • Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.
  • Здоровьесберегающие технологии Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
  • Система инновационной оценки «портфолио» - это формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
  • Технология дистанционного обучения становится всё более и более актуальной в современных школах, особенно с введение инклюзивного образования. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки. Элементы данной технологии можно использовать и для дистанционного общения учителя с учениками при выполнении домашнего задания (индивидуально-консультативная дистанционная методика), при работе над проектом, а так же для полноценного обучения при временной нетрудоспособности учеников.
  • Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
  • Это лишь часть существующих педагогических технологий. Однако уже применение выше названных в различных сочетаниях ощутимо повышает качество обучения и эффективность образовательного процесса.А теперь немного подробнее о некоторых педагогических технологиях.У каждого учителя своя дорога, свои методы и свои наработки. Основным направлением учителя биологии, как преподавателя естественнонаучного цикла, должно быть практикоориентированное обучение. На мой взгляд, самую важную и запоминающуюся информацию ученики добывают своими руками. И необходимо стараться, по возможности, давать им на каждом уроке возможность реализовывать свои творческие и исследовательские задатки, что существенно повышает мотивацию изучения моего предмета и повышает качество обучения.Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии и технология дистанционного обучения позволяют сделать школьное обучение более доступным, наглядным, интересным и материальным, сближая его с практической деятельностью учеников, повышая их самостоятельность и позволяя полнее реализовать творческие способности.    Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной. А ещё лучше, как показала практика, начинать с внедрения в образовательный процесс элементов модульного обучения, сочетая их с игровыми или проектными методиками, и лишь затем переходить на построение модулей.Технология разноуровневого обучения позволяет осуществить в действии индивидуализацию обучения и практически снять ситуацию неуспешности, поскольку определяет изначально определённый минимум знаний, умений и навыков, которыми ученик должен овладеть, а далее работает принцип «от каждого по способностям», что позволяет слабому ученику освоить базу, а сильному реализовать свои творческие способности и предметные интересы, что в рамках нового ФГОСа является основой для становления личностных характеристик ученика.Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:
  • к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;
  • к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
  • к самообразованию и самоорганизации;
  • к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;
  • делать выбор и принимать решения.
  • В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Она позволяет заложить фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу как в системе урочной, так и во внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. ЗаключениеОднако, не смотря на все сложности их внедрения в образовательный процесс и на титанический труд, который предстоит учителю, пока данные технологии и приживутся в школах, результаты будут стоить потраченных сил и времени. Ведь главная радость для учителя – это его успешный ученик, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем более успешными и развитыми будут наши ученики, тем большее удовлетворение от своей работы мы получим.Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Я твердо верю в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.Никогда не падайте духом!У Вас все получится!Какие бы у вас не были дети одарённые и неодарённые, послушные и непослушные, я желаю вам слышать только слова благодарности от учеников, их родителей и от всех окружающих. Желаю вам успехов в решении задач, которые ставит перед российским учительством реальная жизнь.Список литературы
  • Голованова Е.А. «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», журнал «Завуч» №6, 2007г.
  • Каунов А.М. «Современные технологии и методы обучения». Волгоград. ВГПУ «Перемена» 2008.
  • Мальцева Е.В. « Использование новых образовательных технологий при обучении будущих учителей начальных классов», журнал « Педагогическое образование. Начальная школа» №12, 2006 г.
  • Романовская М.Б. « Проекты в младших классах», журнал «Завуч» №6, 2007г.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.