конспект занятия по окружающему миру "Птицы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект занятия по окружающему миру "Птицы"
Автор: Олейникова Валентина Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в средней группе «Птицы» Валентина Олейникова Воспитатель МБДОУ №82 г. Братск.Цель: Формирование представлений детей о птицах, об особенностях их внешнего вида.Задачи: Уточнить и закрепить представление о птицах (особенностях строения, месте обитания), закрепить знания о том, как птицы приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Упражнять в счете до 5. Упражнять в умении устанавливать размерные отношения между 5-ю предметами, располагая их в порядке нарастания или убывания величины. Расширять и активизировать словарь по теме. Развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику. Воспитывать интерес и любовь к природе, бережное, заботливое отношение к ней.Предварительная работа с детьми: Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, отгадывание загадок, беседы о птицах, дидактическая игра «Летает не летает».Оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, раскраски с изображением птиц. Ход занятия:Приветствие в кругу: Собирайтесь дети в круг. Я твой друг- и ты мой друг, дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.Звучит аудиозапись «Голоса птиц».Воспитатель: - Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (о птицах)Воспитатель: - Да действительно, будем говорить о птицах. Я вам предлагаю взять карточки - половинки и найдите себе дружочка так, чтобы у вас получилась целое изображение птицы.Детям предлагается разделиться на пары по предметным разрезным картинкам: синица, снегирь.Воспитатель : - Какая птица у вас получилась?Воспитатель: - А теперь глядя на свое изображение, пройдите за столы. На столе картинка, такая же как у вас получилась. За одним столом у нас сидят все, у кого нарисована синичка, за другим – снегири.Воспитатель усаживается на стул у мольберта.Воспитатель: - Я предлагаю вам отгадать загадку, и вы узнаете, от кого будет первое задание.1.Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку,Кто узнал ее?...(синичка)Правильно, это синичка, а вот и задание от птички – синички.У вас на столах коробочки. Что там лежит? (птички) Разложите птичек на нижней полоске линейки.- Одинаковые птицы или разные?- Чем птицы отличаются? (размером)- А сейчас, внимание, задание: ребята за первым столом («синицы») выкладывают на верхней полоске от красного круга синиц от самой большой до самой маленькой.- Ребята за вторым столом («снегири») выкладывают на верхней полоске от красного круга синиц от самой маленькой до самой большой.Воспитатель: - Посчитайте, сколько синичек к вам прилетело?Каждая группа проверяет правильность выполнения другой группы.Воспитатель: - Отгадайте загадку, и вы узнаете, от кого будет второе задание.2. Зимой на ветках яблоки Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это?...(снегири)-В какое время года можно увидеть снегирей? – Как называют птиц , которые остаются зимовать? –Как мы можем помочь птицам зимой?Воспитатель: - Снегирь для вас ребята приготовил игру «Какой, какая?» Хотите поиграть?- Нужно назвать слово по образцу. Например, у аиста ноги длинные, значит он - какой? (длинноногий)- У соловья звонкий голос, он какой?... (звонкоголосый)- У сороки хвост длинный, она какая?... (длиннохвостая)-У синицы грудка желтая, она какая?... (желтогрудая)- У сороки белые бока, она какая?... (белобокая)-У вороны черные крылья, она какая?... (чернокрылая)- У дятла длинный клюв, он какой?... (длинноклювый)Воспитатель: - У снегиря для вас еще одно задание. Компания синичек рассматривает картинку, которая есть у вас на столе, и отвечают на вопрос: «чем питаются птицы зимой?» Компания снегирей рассматривают свою картинку и называют всех птиц, которых можно назвать зимующими. Каждой компании предлагаются картинки с изображением птиц в разных ситуациях.Воспитатель: - От компании синичек кто будет отвечать? Выходи с картинкой. Дети выходят и отвечают на вопросы:- Чем питаются птицы зимой?- Каких птиц можно назвать зимующими?Если дети затрудняются, предлагаю членам компании помочь.Воспитатель: - Отгадайте загадку, и вы узнаете, от кого будет третье задание: «черная, как вар, кричит: «карр!» (Ворона)Воспитатель: - И у вороны для вас есть интересная игра: «Верно-неверно» Для каждой компании я буду предлагать свое утверждение, а вы скажите мне, верно это или нет.- Компания «синичек»: - Птенцы высиживают яйца. Верно или нет? - Компания «снегири»: - Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Верно или нет?- Компания «синицы»: - Тело птицы покрыто перьями. Верно или нет?- Компания «снегири»: - Птицы строят гнезда. Верно или нет?- Компания «синицы»: - Скворец живет в будке. Верно или нет?- Компания «снегири»: иница – домашняя птица. Верно или нет?Воспитатель: - Молодцы, хорошо отвечали, все знаете. А сейчас я проверю хорошо ли вы знаете тех кто летает. Выходите из-за столов, становитесь в круг! Если я назову того, кто летает – вы поднимите руки вверх, а если не летает – опускаете руки вниз.Проводится подвижная игра «Летает – не летает».Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эти картинки.Показывает картинки с изображением воздушного шара, стрекозы, ракеты.Воспитатель: - Шар – летает, стрекоза – летает, ракета – летает. Значит все они птицы?Дети: Нет.Воспитатель: - Так какие они – птицы? Что есть у птиц?На мольберте появляется изображение модели частей тела птиц.Дети: У птицы есть голова, клюв, две лапки, два крыла, хвост. Ее тело покрыто перьями.Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему же птицы умеют летать?Ответы детей.Воспитатель: - У птиц есть широкие крылья и хвост. Тело птицы покрыто перьями. Перья у птиц разные. Есть легкие крылья с полым стержнем, есть жесткие маховые перья. Перья хвоста рулевые, служат для управления полетом, для равновесия.Пуховые перья – согревают птицу.Воспитатель: - Ребята, покажите мне, как летают птицы?Физкультминутка «Птички»:Птички в гнездышке сидят и на улицу глядят.Погулять они хотят и тихонько все летят.Под тихую музыку дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.Воспитатель: - А сейчас вам ребята, предстоит немного потрудиться; чтобы на нашей планете стало больше ярких, красивых птиц - вы их нарисуете. Я приглашаю вас пройти со мной и выбрать все для работы. Дети рисуют и раскрашивают птиц.