Основные черты рельефа, климата, природы Антарктиды и определяющие их факторы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные черты рельефа, климата, природы Антарктиды и определяющие их факторы
Автор: Пацукова Лариса Васильевна

УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ Учитель: Пацукова Лариса Васильевна, учитель географии, МБОУ «Центр образования № 20» г.Тулы Тема урока: Основные черты рельефа, климата, природы Антарктиды и определяющие их факторы. Цели: формирование представлений об основных чертах Антарктиды: особенностях ледяного покрова, рельефе, климате, природе материка, о факторах, влияющих на них, о влиянии Антарктиды на природу Земли. Планируемые образовательные результаты: предметные: - характеризуют особенности ледяного покрова, рельефа, климата Антарктиды; - определяют факторы, повлиявшие на эти особенности; - описывают природу материка, находят взаимосвязи с особенностями ГП, рельефа, климата; - объясняют, как влияет Антарктида на природу Земли; метапредметные: регулятивные УУД: - планируют свою деятельность под руководством учителя; -высказывают свое предположение на основе учебного материала; -проговаривают последовательность действий на уроке; - работают по плану, инструкции; - осуществляют самоконтроль; познавательныеУУД: - умеют вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию; - выявляют причинно-следственные связи; коммуникативные УУД: - слушают и понимают речь других; - оценивают работу одноклассников; - формулируют и аргументируют своё мнение и позиции; -умеют устно и письменно выражать свои мысли, идеи; личностные: - формируют учебно-познавательный интерес, самосознание, позиции самоопределения; -осознают ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Основные понятия, изучаемые на уроке: Антарктический оазис, стоковые ветры, Полюс холода, Южный магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник, айсберг, пингвин, кит-касатка, морской леопард, «кухня погоды». Географическая номенклатура: Трансантарктические горы, массив Винсон, Западная и Восточная Антарктида, станция «Восток», вулкан Эребус. Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, ноутбуки на каждую группу учащихся (4), мультимедийная презентация, видеоролик. Образовательные Интернет-ресурсы: Оборудование: физическая карта Антарктиды, глобусы (4), атласы, карточки 4-х разных цветов (по 6 штук – разрезанная контурная карта Антарктиды), магниты, магнитная доска, экспедиционный журнал (4 экземпляра), набор карточек с основными понятиями урока: Антарктический оазис, стоковые ветры, Полюс холода, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник, айсберг, пингвин, кит-касатка, морской леопард, «кухня погоды». Ход урока ОРГМОМЕНТ 1. При входе в класс учащиеся получают разного цвета карточки (4 цвета по 6 карточек) и рассаживаются по столам соответствующего цвета. Слайд 1 У. Добрый день! Я рада вас приветствовать на борту корабля, который поведет нас в далекое плавание. Первоначально я буду вашим общим капитаном. Зовут меня: Лариса Васильевна. С собой в путешествие мы возьмем еще и туристов, которым очень интересно с нами попутешествовать. Любой капитан уважает свою команду, но в силу своих должностных обязанностей всегда оценивает работу практически каждого, кто с ним на корабле. 2. Оценка вашего вклада в общее дело в течение урока будет проводиться карточками различного цвета: красная – «отлично», зеленая – «хорошо», белая – «нужно подумать». В конце нашего путешествия проведем подсчет. 3. Для ответа используем правило поднятой руки! Куда плывём? Подождите, не отвечайте, ведь на прошлом уроке вы уже начали своё плавание. Сейчас вы сложите свои цветные карточки на столах и ответите на мой вопрос! (Складывают карточки, получают изображение Антарктиды). У. Куда же мы плывем? Да, да, именно так! Слайд 2 К Антарктиде! (На экране появляется название материка «Антарктида»). У. Но я не была с вами в начале путешествия. Помогите мне вспомнить его подробности. Заступаем на вахту! Смотрим на экран. Будьте внимательны! АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Видеофрагмент научного мультфильма с задержкой: ( за ответы учащиеся получают карточки) 1) 0.42 ´ Какой известный мореплаватель так сказал? Почему? (Джеймс Кук, искал Южный материк и так и не дошел из-за льдов) 2) 1.14´ На каких кораблях началось плавание? («Восток» и «Мирный») 3) 1.21´ Кто стал командиром «Востока»? («Ф.Ф. Беллинсгаузен») 4) 1.38´ Почему Беллинсгаузена ставят в один ряд с Колумбом и Магелланом? (Колумб открыл Америку в 1492 году, Магеллан – в 1519-1522 годах совершил первое кругосветное путешествие, Беллинсгаузен – открыл Антарктиду) 5) 1.41´ Кто стал командиром «Мирного»? ( М.П. Лазарев) 6) 2.08´ Назовите год отплытия и город, откуда отправились в плавание (1819, Кронштадт) 7) 3.50´ Год открытия материка? (1820) 8) 5.30´ Дата открытия материка? (28 января) 9) 6.13´ Слайд 3 (Фото карты и самой Антарктиды) У. Итак мы у берегов материка. Теперь мы точно можем увидеть его на уменьшенной модели Земли (?) – (глобусе). Покажите. (учащиеся показывают материк на глобусе) У. Но помогите нашим туристам, они затрудняются сами найти материк. Опишите его географическое положение. Внимание, на экран. Работает каждый! Слайд 4( текст описания ГП Антарктиды из тетради-практикума с.102, по щелчку появляются правильные ответы – слова цветным) (учащиеся вставляют пропущенные слова в описание географического положения материка на экране, за ответы получают карточки) У. Покажите названные в тексте объекты на настенной карте мира (учащиеся показывают Антарктиду, нулевой меридиан, Южное полушарие, экватор, Южный полярный круг, крайняя северная точка мыс Сифре, Тихий, Атлантический и Индийский океаны, Южная Америка, пролив Дрейка и получают карточки за ответы) У. Что ж мы у цели! Слайд 5 ( виды Антарктиды и стихотворение) Кто прочитает слова об Антарктиде? Затем читает учитель, показывая на глобусе положение А. Антарктида, перед нами Самый южный континент. Только здесь перед глазами Лед и снег, а солнца нет. Здесь, друзья, не поныряешь, Юг, сказали, - ну и что ж. Даже не позагораешь, Если только ты – не морж. (Агибалова Т.) СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ У. Странно, автор, похоже, заблуждается! На юге всегда тепло, а он нам про какой-то снег и лёд! Что-то здесь не так! Вот проблема встала перед нами! Что делать? Может, в учебник заглянем? Страница 39. (открывают учебник) Что же нам нужно доказать? (ответы учеников: что Антарктида ледяной континент, Антарктида-холодное сердце). У. Ну как же мы можем доказывать, что авторы правы? Мы ведь только у берега материка! Как быть? Что делать? Ребята, какие есть варианты решения? Ваши предложения? (предложения ребят) ИЗУЧИТЬ ТО, ЧЕГО МЫ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕМ ОБ АНТАРКТИДЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Слайд 6 (тема урока) Тема урока: Основные черты рельефа, климата, природы Антарктиды и определяющие их факторы. ПЛАНИРОВАНИЕ У. Снаряжаем несколько экспедиций на материк, каждая из которых будет иметь своё направление исследования Антарктиды. Слайд 7 (На слайде: Экспедиции на материк Антарктиду. Задачи экспедиций: 1/ изучить ледяной покров материка; 2/ изучить геологическое строение и подлёдный рельеф Антарктиды; 3/ познакомиться с климатом материка; 4/ описать органический мир Антарктиды) У. Приглашаю представителя каждой экспедиционной группы выбрать задачу для своей экспедиции. (учащиеся по очереди выбирают задачу для экспедиции) Слайд 8 (Задача: на основе анализа текста учебника (параграф 34) и других источников информации, в том числе Интернета (главный сайт Антарктиды ), подготовьте краткий отчет о результатах работы экспедиции и представьте его перед классом) У. Итак, задача у каждой экспедиции есть. Что же будет конечным результатом работы каждой экспедиции и всех вместе? (ответы учеников) -Краткий отчет вы заносите в бортовой журнал. -Выбираете выступающих. -Двое будут работать над оценкой Значения Антарктиды в жизни нашей планеты, а кроме того они помогут нам провести экспертизу экспедиционных отчетов. -И не забудьте, что в научном путешествии по суровому материку для успешной работы обязательно нужна взаимовыручка, взаимопонимание, умение прислушиваться друг к другу! ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ 1. Учащиеся работают с информацией, заполняют «бортовой журнал», вывешивают основные, готовят отчет по обозначенной тематике, самостоятельно распределяют роли в группе. Экспедиции имеют набор материала, ноутбук, фломастеры, листы экспедиционного журнала, магниты, чистые листы (на них выписывают основные понятия и прикрепляют на магнитную доску) 2. Отчеты экспедиций (4 группы) ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ Игра: «Повторим новое» Учитель бросает любому ученику мячик и задает вопросы о природе Антарктиды Слайд 9 («Повторим новое», СТИХ+КАРТИНКИ) Антарктида – полюс южный, Климат там суровый, вьюжный, Сильный холод, снег и льдины, Ходят важно там пингвины. В чёрных фраках, как артисты, И в рубашках белых чистых Чередой шагают чинно Королевские пингвины. Всем, кого они встречают, Головой слегка качают – Очень уж собой гордятся: Ведь во фраках все родятся. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. КТО У НАС РАБОТАЛ АКТИВНЕЕ ВСЕГО? У КОГО СКОЛЬКО КАРТОЧЕК? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 34, тесты с.58-60 после параграфа (устно) Дополнительное творческое задание. Выполнить проект: «Полярная антарктическая станция» Конечный продукт: макет полярной станции (показать пример) РЕФЛЕКСИЯ Слайд 10. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. 1. Название – это тема синквейна. УРОК – «АНТАРКТИДА» 2. Два прилагательных о прошедшем уроке. 3. Три глагола, описывающих действия, относящиеся к нашему уроку. 4. Фраза, несущая определенный смысл, с помощью которой характеризуется прошедший урок. 5. Резюме, вывод – одно слово, которое выражает личное отношение к уроку. Билет на выход: Смайлы У. Урок окончен! До новых встреч!