"Влияние типов нервной системы на развитие монологической и диалогической речи у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние типов нервной системы на развитие монологической и диалогической речи у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста"
Автор: Гагарина Мария Юрьевна

«Влияние типов нервной системы на развитие монологической и диалогической речи у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста»Выполнила: Воспитатель Гагарина Мария Юрьевна МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок» Республики Коми, г. Инты 2018г.Поведенческие неврологические и биохимические исследования проливают свет на те процессы, которые порождают половые различия в организации мозга. Психологические половые различия обусловлены преимущественно биологическими, в частности нейрогормональными факторами, и в меньшей степени связаны с реакциями на социальную среду, задающей социальные нормы правового поведения.Психологические проявления половых различий были обнаружены фактически с самого зарождения экспериментальной психологии. Если первые научные работы в области половых различий ставили целью доказать, что девочки по шкале умственного развития стоят ниже, чем мальчики, то в дальнейших исследованиях предметом изучения были уже более тонкие различия в структуре психических свойств.К. Макнерман еще в 1942 году установил, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, более тонкими математическими способностями, у них более развита речь.Джон Р. Хобсон, Р.Джон, Хавингхурст, Ф.Н.Бриз показали, что у девочек, по сравнению с мальчиками, более выражена беглость речи. Исследования показали, что различия в языковых способностях выявились лишь по нескольким показателям – словарном запасе речевой активности и ясности речи.Как отмечают авторы исследования, эти различия объясняются более ранним физическим созреванием девочек, когда таким образом раньше становятся и «биологически готовы» для развития речевых навыков. Однако возникла и социально-ориентировочная интерпретация, основанная на признании влияния стереотипов.По мнению Э.Маккоби и К. Джеклин, твердо установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у мальчиков математические способности выше, нежели, чем у девочек, а также мальчики агрессивнее девочек.Майкл Льюис установил в специальном исследовании, что матери чаще говорят со своими дочерями, чем с сыновьями. Автор исследования предполагал, что от атмосферы в семье зависит в некоторой степени и уровень сформированности языковых навыков детей.Различия наблюдаются очень отчетливо на уровне социальных норм поведения. Женщины более воспитуемы, адаптивны, обучаемы, у них выше уровень социальной желательности, в то время как мужчины более находчивы, сообразительны, изобретательны в широком смысле этого слова.Показано, что мужчины предпочитают и решают лучше новые задачи, которые предъявляют максимальные требования к новаторству и минимальные к совершенству решения, в то время как женщины предпочитают и успешно решают задачи стереотипные, требующие минимальных требований новаторства, но максимального совершенствования.В настоящее время в рамках «биологического подхода» к изучению психологических различий полов можно выполнить два дополняющих друг друга направления исследований. Одно связано с общебиологической теорией дифференциации полов, предложенной В.А. Геодакяном, а другое – с нейроандрогенетической теорией этиологии половых различий, развиваемой Ли Эллисон.Таким образом, изучив работы зарубежных авторов, можно наглядно убедиться в том, что исследований по выявлению влияния типа нервной системы на развитие речи детей очень мало. Исключительно данным вопросом занимались зарубежные психологи. К их числу относятся К. Кенеман, Джон Р. Хобсон, Ф.Н.Бриз, М.Льюис, Э.Маккоби, К. Джеклин.Следовательно, на сегодняшний день вопрос о влиянии типа нервной системы на развитие речи мальчиков и девочек остается мало изученным.