«Современные образовательные технологии как средство развития познавательного интереса и творческой инициативы детей дошкольного возраста».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные образовательные технологии как средство развития познавательного интереса и творческой инициативы детей дошкольного возраста».
Автор: Сибирцева Валентина Иосифона

Мастер-класс для педагоговЦель: повышение компетентности педагогов и совершенствование их профессионального мастерства через применение в образовательной деятельности метода интеллект карт.Задачи:
  • Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.
  • Способствовать профессиональному росту педагогов в целях повышения результативности освоения ООП.
  • Повысить интерес педагогических работников к возможности применения метода интеллект карт на практике.
  • Развивать творчество профессиональную активность педагогов.
  • Форма проведения мастер- классаЛекция с элементами презентации + практическая работа.Участники: педагоги районного семинара.Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.Дидактический материал: презентация, раздаточный материал (маркеры, ватманы для практической работы, карандаши, клей, ватман, корзина, яблоки).Структура мастер – класса:1. Вступительная часть.Объявление темы и цели мастер-класса.2. Теоретико - демонстрационная часть.3. Практическая часть.4. РефлексияПодведение итогов.Ход мастер- класса1. Вступительная часть.1 слайд.Здравствуйте уважаемые коллеги!Тема нашего мастер-класса «Современные образовательные технологии как средство развития познавательного интереса и творческой инициативы детей дошкольного возраста».2 слайд.Мастер-класс я бы хотела начать с притчи:Шёл снег. Было тихо и спокойно.Две маленькие снежинки, летевшие рядом, завязали разговор. Чтобы их не отнесло друг от друга, они взялись за руки и одна снежинка весело сказала:— Какое невероятное ощущение полёта!— Мы не летим, мы просто падаем, – грустно отвечала вторая.— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! – сказала первая.— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, – возражала ей вторая.Наконец им надоело спорить.Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.Задача каждого педагога – сформировать у детей способность быть успешными, чтобы наши маленькие снежиночки смотрели в будущее с оптимизмом и интересом. Эта задача для педагога невыполнима без применения новых, продвинутых технологий и методов.Я хочу вас сегодня познакомить с методом интеллект-карты.Наш детский сад работает по проектно-событийному планированию. В этом году мы стали использовать метод интеллект-карты для решения педагогических задач при реализации проектов.2. Теоретико-демонстрационная часть.Я думаю, что здесь присутствуют педагоги которые знакомы с этим методом. Ну а кто впервые об этом методе слышит, ну что ж давай те будем знакомиться!№ 3.Данный метод стал известен во второй половине ХХ века благодаря работам специалиста по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблемам мышления Тони Бьюзена. Обратите внимание на цель этого метода. Цель метода – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.№ 4. Человеческий мозг – самый мощный суперкомпьютер.Умственные карты работают по тем же принципам, что и мозг.Вы, вероятно, знаете, что наш мозг состоит из двух полушарий. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за образное, творческое мышление.Мыслительные карты - это инструмент, для запоминания практически любой информации.Они воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты. Метод интеллект-карты основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.Освоить интеллект - карту способны дети с разными возможностями, в том числе дети с Ограниченными Возможностями Здоровья. № 5.Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский«Учите ребенка, каким – ни будь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».Как следует из цитаты свяжите свои слова с картинками и запомнятся!Что же из себя представляют умственные карты?№ 6Что это такое?Мыслительные карты можно сравнить с картой города, с деревом.
  • центральная часть УК похожа на центр города, в ней заключена главная, основная идея;
  • главные, широкие улицы, идущие от центра – это основные мысли;
  • улицы поуже, или ответвления – мысли второстепенные и т. д.
  • рисунками можно обозначить значимые места на карте города и наиболее интересные идеи в УК.
  • Что нам для этого нужно?Чистый лист бумаги;Цветные ручки и карандаши;Голова;Воображение!Начиная работать с педагогами по применению интеллект-карт в проектной деятельности мы взяли за пример эту карту.№ 7В центре листа, расположенного по горизонтали (альбомный вариант), обозначаем основное понятие (тема).Начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке от центра рисуются ветки первого уровня, на которых пишутся слова, раскрывающие идею.От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, уточнения. Она составляется в виде коллажа. При составлении карты мы используем разные цвета.Какую роль играет цвет?№ 8.Конечно же при составлении мыслительных карт очень важен цвет.Скорость восприятия у всех цветов разная. Педагог сам выбирает на что следует обратить внимание.№ 9.Особенности составления: 1. Помещать слова именно на ветках, а не в кругах, прямоугольниках.2. Использовать гибкие ветки. Рисование ментальной карты в виде традиционной схемы противоречит идее ментальной карты. 3. Писать на каждой линии только одно ключевое слово. 4. Все сложные понятия сводить к простым.5. Записи вести печатными буквами, ясно и чётко. 6. Все повторяемые элементы обозначать одним символом. 7. Размер букв и толщину линий изменять в зависимости от степени важности ключевого слова. 8. Использовать разные цвета для основных ветвей. 9. Не создавать ветви слишком плотно. № 10-14.Давайте посмотрим на примеры умственной карты, составленной нашими педагогами.Размер мыслительной карты увеличивается до листа А3 или еще больше. Готовая мыслительная карта занимает почетное место на стене группы, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации своего рабочего места.3. Практическая часть.№ 15А сейчас я приглашаю вас поучаствовать в составлении ментальных карт.№ 16Надеюсь, что знакомство с мыслительными картами станет подспорьем в работе и для других педагогов-дошкольников.4. РефлексияВ заключительной части нашей мастерской я вам представляб «Корзину ПОЖЕЛАНИЙ».Яблоки - символизируют работу нашей мастерской. Насколько для Вас была полезна эта работа? Выберите любое яблоко, напишите свои пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…».№ 17Спасибо за внимание.