Социальная динамика развития ребенка в социологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная динамика развития ребенка в социологии
Автор: Крашенниникова Екатерина Александровна, Заикина Вероника Ивановна

Социальная динамика развития ребенка в социологииСоциальная динамика развития ребенка в социологии рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, как внешне обусловленный процесс изменения его в соответствии с отношениями, нормами, это усвоение традиций общества, культуры, окружающей среды, в которых растет ребенок, формирование его ценностей, коммуникативные навыки; с другой - как его собственная, часто спонтанная деятельность, выраженная в индивидуальных стратегиях поведения, личных решениях. Социализация - это процесс усвоения человеком социальных норм и ролей, способов взаимодействия и деятельности сопровождающая человека всю жизнь начинающаяся практически с рождения.Социализация охватывает все социальные процессы, посредством которых ребенок усваивает определенные знания, нормы, ценности, которые позволяют ему развиваться полноценному и полному члену общества. Ведущим и решающим началом социализации является целенаправленное воздействие - образование, обучение, воспитание. Однако социализация включает и неожиданные, спонтанные процессы, которые каким-то образом влияют на формирование личности.Процесс социализации длится всю жизнь, потому что вся жизнь в процессе социальных взаимодействий человек столкнется с новыми, требующими адаптации, аспектов социальной среды. Перед очень старостью человек может изменить свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. Д. Теория социализации объясняет, как человек из биологического существа превращается в социальное существо.Социализация начинается в детстве. В первые годы жизни формируются основные составляющие личности, ее общая структура. Более того, каждый этап социализации предполагает определенные этапы и, особенно в раннем детстве, возрастные ограничения, в нарушение которых могут начаться необратимые процессы, например, регресс личности, невозможность дальнейшего развития, различные психические патологии. В детстве закладывается основа социализации, а дети, изолированные от общества, гибнут в обществе, о чем свидетельствуют реальные случаи социальной изоляции детей (лишения).Социализацию можно разделить на два основных этапа:1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс становления и формирования личности, то есть он является первоначальным. В это время интернационализируются ценности и нормы, способы коммуникации (язык). Во время первичной социализации преобладает пассивное овладение информацией, навыками и представлениями. 2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает остальную часть «взрослой» жизни человека. На этом этапе развитие социальной среды происходит сознательно, большая часть информации, поступающей извне, подвергается критическому анализу. Теперь мало что считается само собой разумеющимся, в основном человек делает значимый выбор из нескольких вариантов.Социально-личностное развитие детей является сложным, противоречивым процессом и имеет сложный характер: задачи, интеллект, эмоции, моральные основы личности развиваются в контексте, и невозможно отделить одни от других. Поэтому организация педагогического процесса требует, чтобы учитель обладал специальными навыками, знаниями о детях, собственным опытом, четко определенными отношениями.Социализация не может произойти без постоянного контакта с социальной средой. Но социальная среда никогда не взаимодействует с индивидом как таковым, он всегда представлен прямым окружением, некоторые из представителей которого называются агентами социализации. Это конкретные люди, которые занимаются образованием и обучением и воспитанием. В дополнение к агентам социализации выделяются институты социализации - социальные институты, в рамках которых происходит процесс социализации (например, образовательных учреждений). Поскольку социализация делится на первичную и вторичную, агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.Первичная социализация в основном происходит в сфере межличностных отношений, а вторичная социализация происходит в сфере более или менее формализованных общественных отношений в рамках социальных институтов. Один и тот же человек может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, изначально являющийся агентом вторичной социализации, если между ним и учеником установлены доверительные отношения, может быть среди агентов первичной социализации. Его роль наставника в определенной академической дисциплине может расширяться до роли педагога, авторитета.Среди агентов социализации не все играют ту же роль. Кроме того, эта роль и степень ее влияния на процесс социализации могут значительно меняться со временем. Например, в период первичной социализации родители выполняют доминирующую роль, которая в конечном итоге уменьшается, а роль сверстников возрастает с течением времени. Функции первичных агентов социализации взаимозаменяемы, а вторичные агенты - нет. Это объясняется тем, что агенты и институты вторичной социализации всегда специализируются, и призваны проводить социализацию в определенном контексте. Другое ключевое различие заключается в том, что первичные агенты социализации чаще всего заинтересованы в социализации конкретного человека (родителей, родственников, друзей), в то время как для вторичных агентов социализации эта деятельность в основном профессиональна (учитель в школе, воспитатель).Социализация проходит через этапы, которые совпадают с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают самые важные вехи в биографии человека. Жизненные циклы связаны с изменением социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни.Рано или поздно ребенок оказывается среди незнакомцев, и ему нужно будет правильно строить отношения с ними, найти свое место в команде, чувствовать себя комфортно в обществе и, как следствие, иметь все возможности для самореализации и успеха в жизни.Кроме того, социальные роли и статус в семье всех его членов стабильны и устоялись, а в коллективе сверстников у вашего ребенка есть возможность «выбрать роль». Здесь он может стать лидером или научиться вести себя с лидером, ему придется научиться сопротивляться недоброжелательности или давлению, что, конечно же, является очень важным умением в жизни.Естественно, во время такого сложного процесса, как социализация, часто возникают проблемы: ваш ребенок не может найти друзей, чувствует себя некомфортно в команде, непопулярен, не знает, как правильно разрешать конфликтные ситуации и т. Д. Каждый переход на новый уровень социального взаимодействия связан со значительными трудностями, часто сопровождающимися стрессовыми ситуациями, требует длительного переподготовки, разработки нового набора ролей.Этот ключевой момент сопровождается двумя сложными процессами. Первая из них называется десоциализацией, то есть отъемом, отнятием от старых ролей, нормами и правилами поведения. Второй процесс называется ресоциализацией, то есть переподготовкой, овладением новым набором ролей, правилами и нормами поведения, которые предназначены для замены старых, потерянных в процессе десоциализации.Социальное развитие стоит на одном уровне с развитием интеллектуальных, творческих, и физических способностей. Современный мир настроен так, что одним из предпосылок успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия и понимания с людьми, с которые вас окружают. И, конечно же, эмоциональный комфорт, эмоциональное удовлетворение ребенка напрямую зависит от того, как будут развиваться его отношения с другими людьми, какую роль он играет в коллективе, в котором он будет и кого он будет чувствовать. И наша задача - помочь ему правильно и умело приобрести социальные навыки.