Здоровье главное направление работы в ДОУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровье главное направление работы в ДОУ
Автор: Иванова Светлана Борисовна

Факультет повышения квалификацииГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Кузбасский региональный институт повышения квалификациии переподготовки работников образования»Факультет повышения квалификацииКафедра дошкольного образования  Сотрудничество ДОУ и семьи, как условие успешной реализации ФГОС ДО ( реферат)      Исполнитель: Иванова С.Б.МБДОУ «ДСОВ № 41»Анжеро-Судженский городской округ        Кемерово 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего-люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А.С. Макаренко.Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Для всестороннего развития необходимо их сотрудничество и взаимодействие.Как показывает практика, родители признают приоритет ДОУ в решении воспитательных и образовательных задач, но не считают нужным участвовать в образовательном процессе. В свою очередь педагоги, недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому и не налаживается обратная связь. В системе ДОУ семейное воспитание является его началом, стержнем, венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам разностороннего развития детей, высокого уровня культуры. И здесь отводится важная роль ДОУ в поиске новых форм работы взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно–сотрудничества, взаимодействия доверительности. В связи, с этим вопрос поиска и осуществления эффективных форм взаимодействия и сотрудничества ДОУ с семьёй является одним из актуальных на сегодняшний день. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «сотрудничество и взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В ФГОС говорится, что одним из главных принципов по взаимодействию с семьей дошкольного образования является сотрудничество и взаимодействие.Проблему сотрудничества ДОУ и семьи рассматривали такие отечественные и зарубежные авторы, как О. Л. Зверева, И. А. Маркарян, А. А. Сидорова, Ю. М. Тонкова и др. Т.Н. Доронова провела исследование -60% родителей готовы отвечать за воспитание своих детей, 30% - сказали, что готовы сотрудничать с ДОУ, 10%- родителей хотят переложить воспитание и обучение на ДОУ. Она даёт советы педагогам и представляет новые формы работы с родителями, где педагог и родитель – сотрудники, партнёры, в методическом пособии « Взаимодействия дошкольного учреждения с родителями». Кадирова Елена Владимировна заведующая МБДОУ, «ДС №88» г. Чебоксары, в своей статье «Сотрудничество ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО», описывает поэтапную организацию сотрудничества ДОУ с семьёй, рассматривает различные формы такого взаимодействия. В МБДОУ «ДС №41» г. АнжероСудженска , теме сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи уделяется большое внимание, творческой группой в составе воспитателей: Смоляниновой Е.В, Ярулиной Т.А, Барнашёвой Т.Н., был представлен опыт работы, ими разработаны методические рекомендации по эффективной работе ДОУ и семьи.Однако, как показала практика в этой области, большая часть родителей перекладывает процесс воспитания на ДОУ, аргументируя тем, что заняты работой и у них нет времени, педагогического образования. Сегодня возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья - детский сад» в совместном воспитании дошкольников.Поэтому я поставила себе цель изучить эффективные формы работы с родителями, ориентируясь на то, что сотрудничество и взаимодействие дадут предполагаемые результаты во имя полноценного развития ребенка. Цель данной работы – исследовать особенности сотрудничества ДОУ и семьи в рамках успешной реализации ФГОС ДО.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
  • Изучить основы сотрудничества ДОУ и семьи в рамках успешной реализации ФГОС ДО.
  • 2.Рассмотреть эффективные формы сотрудничества и взаимодействия детского сада с родителями на современном этапе.3. Проверить на практике эффективность форм сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.Объектом исследования выступает сотрудничество ДОУ и семьи на современном этапе, а предметом – процесс развития ребенка в семье и ДОУ в рамках успешной реализации ФГОС ДО.Теоретическую основу исследования составили научные труды таких отечественных и зарубежных авторов, как О. Л. Зверева, Е. В. Кадирова, И. А. Маркарян, А. А. Сидорова, Ю. М. Тонкова и др.Структура данной работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Теоретические аспекты успешной реализации ФГОС ДОРазвитие дошкольника осуществляется преимущественно в семье и учреждениях различных форм общественного дошкольного образования.В течение всего существования цивилизации нуклеарная семья, состоящая из брачной пары и детей, являлась непременным компонентом человеческого общества, его простейшей и неделимой единицей.В доиндустриальный период нуклеарные семьи объединялись в группыорганизации семейного типа, которое связывали кровное родство, совместное место жительства и экономическое производство.Но в настоящее время организация семейного типа уходят в прошлое и не типичное для территорий, характеризующихся высокой степенью индустриализации и урбанизации, в том числе для значительной части Российской Федерации [, с. 42].Семью как психологическую систему рассматривали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Р.В. Овчарова, и др., педагогические положения о семье как воспитательной системе исследованы Е.П. Арнаутовой, P.C. Буре, О.Л. Зверевой, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, B.C. Мухиной и др., социально-педагогические труды, раскрывающие особенности социально-педагогической работы с семьей: В.Н. Гуров, Т.В. Лодкина, Л.В. Мардахаев, В.А. Никитина, С.И. Токарева, С.И. Голод, и др., общетеоретические модели воспитания родителей изучали Ю. Хамяляйнен, Дж. Лэм и У. Лэм, Р. Якку-Сихвонен, С.У. Бижу, Б.Л. Хоппкинс, Дж. Холл, В. Бьерл, М. Каштан, и др., взаимодействие образовательных учреждений с семьей и членов семьи между собой рассмотрены Ю.П. Азаровым, П.П. Пивненко, Т.В. Волковой и др., методологические основы семьи и семейного воспитания исследованы в трудах В.Г. Афанасьева, З.И. Васильевой, C.B. Дармодехина, А.Г. Харчева и др.Психолого-педагогические исследования (Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, Т.А. Марковой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства [, с. 2-3].В настоящее время образование дошкольника распределяется между семьей и различными дошкольными образовательными организациями, в которых процесс образования складывается иначе.В семье развитие ребенка происходит стихийно, а в детском садуупорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим существенным характеристикам. В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемой, как правило, одним взрослым. В семье развитие ребенка происходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата. В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцировано и имеет целью достижение запрограммированных результатов.Таким образом, существуют значимые предпосылки для объединения усилий обоих образовательных институтов в общем для них деле, а общие цели в сочетании с различными возможностями создают благоприятные условия для продуктивного сотрудничества.В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами [, с. 126]. В ст.44, п.1 закона РФ «Об образовании в РФ» определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [].В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ФГОС, который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.В ФГОС ДО, определены основные принципы дошкольного образования, в том числе такие, как: «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений», «сотрудничество организации с семьей», «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» [].В соответствии с вышерассмотренными принципами, необходимым условием для построения образовательной среды является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».Для успешного сотрудничества с родителями нужно придерживаются следующих принципов взаимодействия:
  • Доброжелательный стиль общения с родителями. Ежедневно во время консультаций и бесед стараться создать партнерские, доверительные отношения.
  • Индивидуальный подход. Проявляется в ежедневном контакте, когда родители приводят и забирают детей.
  • Сотрудничество, а не наставничество. В педагогических ситуациях общаться «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
  • Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями тщательно и серьезно готовиться.
  • Динамичность. В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представлять собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы работы с семьей [6, с. 126].
  • Для того чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса, и ответственными за воспитание и обучение детей определены следующие задачи:
  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;
  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
  • Функции работы ДОУ с семьей:
  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  • помощь отдельным семьям в воспитании детей;
  • взаимодействие родителей с общественными организациями города.
  • Таким образом, утверждение и введение в действие ФГОС ДО предполагает иные взаимоотношения дошкольного учреждения и семей воспитанников, а именно сотрудничества, взаимодействия, доверительности [4, с. 43].В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние [9, с. 72].Сотрудничество ДОУ и семьи: сущностная характеристика понятия, влияние на успешность реализации ФГОС ДОФормы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать [4, с. 43]. Развитие такого взаимодействия происходит в несколько этапов:
  • Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
  • Второй этап – родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка.
  • На третьем этапе предполагается ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания и развития ребенка [9, с. 73].
  • Выстраивая взаимодействие с родителями необходимо использовать новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни дошкольного учреждения. В ФГОС ДО сформулированы основные направления работы с родителями:
  • Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
  • Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
  • - Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
  • Досуговое направление: Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
  • Поэтому активно используются традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на наглядноинформационные, коллективные и индивидуальные.Наглядноинформационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, родительские клубы, минибиблиотеки, информационные стенды, выпуск газет детского сада [3, с. 13-16].К коллективным формам относятся родительские встречи, на которых целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения, конференции, «Круглый стол» (Приложение 1), «Педагогическая гостиная», «Устный журнал».К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями, тематические консультации, «заочные» консультации и др. [8, с. 64]В индивидуальных консультациях и беседах с родителями: «Если ребенок плохо ест» (Приложение 2), «Совместный труд в семье», «Одеваем детей по сезону», «Почему капризничает ребенок», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка», оказывается помощь по тому или иному вопросу воспитания, даётся квалифицированный совет. Нетрадиционные формы подразделяются на информационноаналитические, досуговые, познавательные, наглядноинформационные.Информационноаналитические формы выявляют интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности. К ним относятся проведение социологических срезов, опросов, анкетирования, тестирования, личных бесед, «Почтовый ящик» и др.С целью изучения семьи, родителями заполняются «Социальные паспорта», для определения социального статуса семьи, анкетирование «Оценка качества предоставления образовательных услуг», «Роль физической культуры в семье» (Приложение 3). Проводятся личные беседы, это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учитываются индивидуальные особенности. Данные формы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей [6, с. 127]. Досуговые формы призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение совместных праздников и досугов, участие в различных конкурсах, выставках.В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Развлечения и досуги проводятся не для родителей, а с привлечением родителей. Это делается для того, чтобы знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Например, во время досуга «Вместе дружная семья» родители принимают активное участие: папы с детьми строят дома, мамы танцуют с детьми, в завершении показывается совместная сказка «Репка».Вместе с детьми можно поздравить родителей с праздниками. Выпустить стенгазеты «Наши папы бравые солдаты», «Мамочка любимая моя». Делаются коллективные работы «Корзина с подснежниками», «Букет ромашек» [6, с. 128]. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей. В данной форме общение педагогов и родителей строится на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказа от критики и оценки партнера по общению: семинарыпрактикумы, педагогические брифинги, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей [3, с. 19].Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи являются родительское собрание и встречи за «круглым столом»– например, на родительском собрании «Вот и стали мы на год взрослее», раскрываются возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств. В процессе дискуссии за «круглым столом» «Формирование здорового образа жизни дошкольника в детском саду» вместе с родителями обсуждаются вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, знакомятся с наиболее эффективными формами взаимодействия с детьми по здоровому образу жизни в детском саду [6, с. 127]. Наглядноинформационные формы: информационноознакомительные, информационнопросветительские. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, памятки, рекламу детского сада, организацию выставок, информационные листы, буклеты и проспекты для родителей, папки-передвижки и др. [3, с. 20-21]. В группах оформляются родительские уголки, в которых содержатся материалы информационного характера: распорядок дня, расписание занятий, антропометрические данные детей, консультативный материал, советы, объявления различного характера [6, с. 127]. Стоит отметить важные моменты:
  • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
  • оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
  • содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
  • Подчеркнем, что ничто так не сближает родителей, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, изготовление атрибутов, конкурсы, экскурсии, родительские собрания, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками в любом деле. Работа над проектами ведется постоянно, а участие в них родителей уже традиция. Например, во время проекта «Знакомство с профессией «Продавец» родители изготавливают различные атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», с детьми беседуется о правилах при посещении магазина.В проекте «Здоровей-ка» изготавливается нестандартное физкультурное оборудование, корригирующие дорожки для закаливания детей. На родительском собрании делятся опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни [6, с. 127]. Одним из новых направлений в работе с родителями является использование ИКТ. Средства информационно-коммуникативных технологий, помогают педагогу, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также владение данными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:• минимизация времени доступа родителей к информации;• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;• рост объема информации;• оперативное получение информации родителями;• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.Рассмотрим подробнее возможности использования наглядных средств вовлечения родителей в совместную деятельность с ДОУ с использованием ИКТ:-Создание сайта группы, электронного портфолио воспитателей.-Создание тематических мультимедийных презентаций-Создание «семейной медиатеки»-Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду Каким образом ИКТ могут оптимизировать работу ДОУ с родителями воспитанников:-Просмотр тематических презентаций по разным направлениям-Консультации на сайте группы-Знакомство с документацией и информацией, новостями группы и ДОУ-Знакомство с портфолио воспитателей группы. Использование разнообразных форм работы даёт определённые результаты: родители, становятся активными участниками образовательного процесса, создаётся атмосфера взаимоуважения.Таким образом, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать взаимодействие и сотрудничество детского сада и семьи более эффективно [4, с. 44].Эффективные формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)Прежде чем начать работу по сотрудничеству ДОУ и семьи, стараемся к каждому родителю к каждой семье найти подход, а это очень трудно. Ведь все родители разные, так же, как и наши дети и поэтому, в работе с родителями используем дифференцированный подход, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, темперамент, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи. В своей работе используем такие формы работы:
  • анкетирование
  • посещение детей на дому
  • праздники и подготовка к ним
  • совместное составление сценариев, квестов, проведение их
  • и участие в ролях
  • концерты, театральные постановки
  • дни здоровья, походы
  • акции
  • информационный и тематический уголок для родителей
  • выставки, коллекции
  • памятки для родителей
  • папки передвижки, проекты
  • оформление развивающей среды группы
  • нетрадиционные формы организации родительских собраний
  • круглый стол, клуб - «Семейный очаг»
  • мастер-классы (воспитатели и родители)
  • дни открытых дверей
  • совместные досуги, дни рождения, развлечения, чаепития
  • участие родителей в семейных конкурсах, выставках
  • оказание дополнительных образовательных услуг (кружки)
  • организация совместной трудовой деятельности
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки
  • консультации, доверительные беседы
  • стенгазеты, газета ДОУ (где родители и педагоги, равные участники)
  • сайт ДОУ « Медвежонок»
  • электронная почта, работа сайта ДОУ……
  • Мы широко используем такую форму работы, как анкетирования, что позволяет собрать  данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. В нашей работе вошло в традицию посещать семьи на дому. Это позволяет нам познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с составом семьи, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду.  В результате, легче выстроить план работы с родителями, мы даём родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути решения насущной проблемы В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используем разные формы работы: Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводим концерты, где дети и родители вместе готовят концертные номера, оформляем группу к праздникам, делаем гирлянды, игрушки, украшения. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Здоровые дети - надёжное будущее.В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных мероприятиях - это: « Папа, мама, я - спортивная семья» «Весёлые старты» «Зарница» «Ловкие, сильные, смелые, умелые». Приглашаем родителей на прогулки-походы по окрестностям города, в парковую или природную зону отдыха. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье, к родному городу, краю.Участие родителей в акциях:«Сохраним берёзку русскую!», «Помоги птицам зимой», «Ёлочка – красавица!»,«Город-чистюля!», «День леса!», «Подари улыбку!», «Солнечная акварель», «Мусора здесь нет!», «От скуки на все руки!», «Осенняя фантазия», «Зимнее волшебство», «Весенний калейдоскоп», «Летняя акварель», «Осторожно, колодец», «Водители, вы тоже родители», «Гололедица», «Горка», «Пожарная безопасность» и другие. В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:Уголок для родителей, в котором содержатся  материалы информационного характера: «Ваши права», распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала, почтовый ящик, консультации, новости…. Разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фото отчеты о работе группы на сайте ДОУ;Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.Папки–передвижки: «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и  многие другие. Когда родители ознакомятся, с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.  Участие в социально значимых проектах: очень активная форма сотрудничества, всегда есть результат, пополняется развивающая среда, родители, педагоги, дети активные участники проектов: «Герои моей семьи», « Герб моей семьи», «Пожарная безопасность», и др. Представляли с проекты на городских конкурсах, становились победителями. В последнее время родители часто посещают сайт ДОУ, это очень удобно найти свободную минутку, и быть в курсе работы ДОУ. Пишут сообщения на почту, спрашивают, сами дают советы, много новых идей получаем именно от родителей, молодые, инициативные, очень приятно, работать вместе.На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, доверия, сотрудничества и взаимодействия.Стало традицией награждать родителей дипломами, грамотами, благодарственными письмами.Результат нашей работы:
  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • желание родителей участвовать в образовательном процессе.
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;  
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
  • размышление родителей о методах воспитания;
  • повышение активности родителей в совместных мероприятиях. 
  • положительное отношение родителей к ДОУ
  • высокая оценка работы ДОУ (98,6% результат анкетирования родителей).
  • доверительное отношение обоих сторон.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕЗа тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья, традиционно семья главный институт воспитания. Все, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни, в семье закладываются основы личности.Детский сад первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение.Создание образовательного пространства в дошкольной организации с привлечением семьи как среды развития личности ребенка дошкольного возраста является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одним из главных принципов по взаимодействию с семьей дошкольного образования является сотрудничество.Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.К новым принципам сотрудничества относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.Подводя итог, следует отметить, что сотрудничество родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа:
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа:
  • Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  • Кадирова, Е. В. Сотрудничество ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО [Текст] / Е. В. Кадирова // Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. – № 1 (2). – С. 43-44.
  • Казихова, Л. Э. Особенности взаимодействия детского сада с семьей на современном этапе [Текст] / Л.Э. Казихова, Н.И. Азизова, Д.И. Гасанова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 4. – С. 41-47.
  • Клевцова, М. Н. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / М.Н. Клевцова, С.Ф. Ходеева // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 126-128.
  • Маркарян, И.А. Взаимодействие детского сада и семьи приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации [Текст] / И. А. Маркарян // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 6 (25). – С. 1-11.
  • Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. – 2015 – №2. – С. 64.
  • Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71–74.
  • ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Конспект круглого стола с родителями «Как играют наши дети?»Цель: Формирование согласованной позиции по предмету обсуждения.Методика проведения: В заседании «круглого стола» участвуют примерно 10 человек из числа родителей и педагогов ДОУ. Круглый стол ведут 2 человека с противоположными мнениями. Слово предоставляется каждому участнику круглого стола. В процессе дискуссии участники должны выработать общее мнение.Примерный ход:1 ведущий: Уважаемые взрослые, сегодня мы собрались, чтобы попробовать решить вопрос, который вот уже несколько лет находится на пике актуальности: что же все-таки правильней, учить дошкольника или играть. Поэтому тема круглого стола звучит так: «Играть не надо учить!» Вы обратили внимание: эта фраза, как в известной сказке, не имеет знака препинания. И от нас, также как от той принцессы, зависит будущее наших детей.Перед началом дискуссии предлагаю познакомиться (все присутствующие по очереди представляются).2 ведущий: Считаю, что в современных условиях, когда заказ формирует все-таки школа, которая ждет первоклассника читающего, имеющего определенный набор знаний, умений, навыков, нужны специально организованные занятия. Ведь еще Александра Платоновна Усова, выдающийся педагог отмечала, что обучение на занятиях – одна из основных форм прямой передачи детям знаний важное звено их умственного воспитания. Здесь, на мой взгляд, большой потенциал имеют школы развития личности, воскресные школы, в которых преподают учителя будущих первоклассников.1 ведущий: Мне интересно мнение родителей: какие качества мы, педагоги детского сада, должны сформировать у детей, чтобы они были успешны в школе? (мнения родителей – записать). Какие преимущества в этом отношении имеет воскресная школа перед детским садом? (мнения родителей – записать).1 ведущий: Таким образом, общими усилиями мы сформулировали социальный заказ на то, каким видим выпускника детского сада. Перечислить качества.Хочу предложить небольшую игру. Представьте, что вы все воспитатели. Я выдвигаю свой заказ: из куска пластилина (зеленого, коричневого цвета):- слепите мальчика или девочку (все лепят),- чтобы у него обязательно были светлые волосы,- голубые глаза,- а одет он или она в красную курточку.Инструкция дается поэтапно: сначала слепить мальчика или девочку – родители лепят, затем следующая инструкция; таким образом, появляется противоречие между желаемым и действительным).Получилось? Как вы думаете, почему не получилось? (Обсуждение). Задумайтесь, может быть, не удалось выполнить задание из-за того, что мы не учли особенность данного материала? Ведь пластилин однотонный. Проведем аналогию с ребенком: зачастую, мы также стараемся слепить из него свое видение, не учитывая, при этом, его возрастные и индивидуальные особенности.Выслушаем мнение на этот счет заведующей детского сада (заведующая продолжает тренинг): я, как педагог дошкольного образования, вижу выход из данной ситуации: у меня есть пластилин нужных цветов (дает пластилин белого, голубого, красного цветов, все заканчивают поделки).1 ведущий: Таким образом, с помощью, образно говоря, детского сада получился человечек с набором тех качеств, которые мы от него ожидаем.Заведующая: Этой игрой мы хотели продемонстрировать, что у нас есть педагогические знания и опыт подготовки ребенка к школе. А еще, мы владеем очень важным инструментом (ключом) – умением играть с детьми. Тот пластилин, который я вам дала – это инструмент, которым мы владеем. Научно доказано, что ребенок-дошкольник способен воспринимать информацию, усваивать учебный объем только если он преподносится в игре. Далее заведующая говорит свое мнение о посещении детьми воскресных школ.Обсуждение.2 ведущий: Одна из насущных проблем нашего времени – дети разучились общаться. Учителя начальных классов в голос твердят, что современные первоклассники не умеют вступать во взаимодействие друг с другом и взрослыми, у них часты конфликты, нездоровая конкуренция. Следовательно, необходимо обучать детей коммуникативным навыкам. Думаю, в воскресных школах опыт взаимодействия дети могут получить. Как правило, они не знакомы друг с другом и учителем, поэтому им приходится находить общий язык. А учитель имеет возможность скорректировать поведение дошкольников потому, что их в воскресной группе немного. У кого есть мнение по этому поводу? Обсуждение.Музыкальный руководитель или воспитатель может продемонстрировать простые коммуникативные игры, которые родители могут предложить ребенку дома, например, на семейном празднике.1 ведущий: На данный момент остро стоит вопрос: почему дети не хотят учиться? Уважаемые присутствующие, я обращаю его к вам. Обсуждение.Отсутствие интереса к учебе отмечается, как правило, у недоигравших детей. Ребенок до семи лет способен воспринять информацию только в игровой форме. На самом деле, он играет не с игрушкой, а со своим знанием о мире. Таким образом, у детей формируется собственный познавательный мотив. Подчеркну – собственный. Именно он и является основой учебной мотивации первоклассника.2 ведущий: Еще одно важное качество будущего школьника – это произвольность поведения. Приведу пример. В детском саду основная форма организации обучения – это разнообразные игры. Дети свободно перемещаются по групповой комнате, разговаривают, то есть может сложиться мнение, что их не приучают к будущей школьной жизни. А начальная школа насыщена огромным количеством формальных требований, которые нужно выполнять: нельзя ходить во время урока, запись в тетради должна строго соответствовать образцу и тому подобное. Для ребенка, который не может управлять своим поведением, они оказываются настолько трудны, что могут развить у него отвращение к школьному обучению. Может быть, занятия все же необходимы в детском саду, чтобы таким образом подготовить детей к новой для них ситуации? Ваши мнения. Обсуждение.1 ведущий: Любая игра несет в себе игровое правило, которое ребенку необходимо выполнить, иначе другие дети с ним не будут играть. А это самая мощная мотивация для дошкольника, чтобы соблюдать правила. Я хочу наглядно показать, как, например, в словесной игре формируется у ребенка произвольность поведения. Игра «Придумай предложение». Я – ведущий, говорю какое-либо слово, например, «близко» и передаю ручку рядом сидящему соседу. Он возьмет ручку и быстро составить предложение с этим словом. Затем назовет свое слово и передаст ручку рядом сидящему. Передавать ручку другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным словом. Когда говорит один – остальные молчат. Один раз проигрываем игру. Уважаемые взрослые, как вы думаете, заложено ли в этой игре правило? Как оно звучит? Что бы произошло, если бы мы это правило проигнорировали? Обсуждение. Таким образом, в элементарной игре дошкольник учится соблюдать правило и регулировать свое поведение.2 ведущий: Уважаемые родители, для нас всегда был и остается важным опыт семейного воспитания. Ведь семья – это основной институт воспитания ребенка, а родители – это первые и главные воспитатели. Предлагаю поделиться опытом.Возможно, многие подходы мы сможем использовать и в своей педагогической практике. Родители рассказывают о воспитании в семье. Один из педагогов проводит практикум, как можно использовать неудачно купленную игру.1 ведущий: Уважаемые взрослые, подходит к концу наша дискуссия. Предлагаю вернуться к тому, с чего мы начали: необходимо поставить знак препинания. Как будет звучать фраза «Играть, не надо учить!» или «Играть не надо, учить!». Мнения.Рефлексия: Я думаю, у каждого участника круглого стола была своя мотивация и цель его посещения. Например, мне было важно услышать от родителей отношение к игровым методам воспитания детей. Участники высказываются о том, что они ожидали и что получили в результате данного мероприятия.Сегодня все слепили маленьких человечков – они олицетворяют детей, которых мы воспитываем, еще раз обращаю на них внимание и напоминаю об опасности, с одной стороны, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, а с другой, увлекшись занимательностью игры, уйти от задач обучения.Спасибо за сотрудничество!Приложение 2Консультация для родителей на тему: «Если ребенок плохо ест»Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее, дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.Как предотвратить проблему?Вы являетесь для ребенка главным примером поведения за столом. Поэтому, должны есть вместе с ним и то же, что и он. Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно. Можно сказать: «Пожалуйста. Скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо».Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнет есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней. Во время еды вовлекайте ребенка в неторопливый разговор. Почаще что-нибудь готовьте вместе.Как справиться с проблемой, если она уже есть?Если ребенок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте ему в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили достаточно и можете дать ему добавки. Объясните ребенку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким. Красивым и сильным.Если ребенок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте слишком много внимания на этой проблеме, чтобы не усугубить ситуацию.Если ребенок слишком привередлив в еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте его есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте свое положительное отношение к конкретной еде.Приложение 3Анкета «Роль физической культуры в семье»Уважаемые родители! Мы рады, что ваш ребёнок посещает нашу группу. Для более успешной работы воспитателей просим вас ответить на следующие вопросы:Фамилия, имя, отчество ребёнка ____________________________________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О. родителей, место работыМама_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Образование_______________________________________________________Папа__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Образование_______________________________________________________Полная, неполная семья _____________________________________________Что, по вашему мнению, должны знать воспитатели о здоровье вашего ребёнка______________________________________________________________________________________________________________________________О чём бы вы хотели поговорить с воспитателями вашей группы ____________________________________________________________________________________________________________________________________Какие проблемы вы испытываете в воспитании вашего ребёнка, консультации на какие темы вам необходимы ____________________________________________________________________________________________________________________________________Уважаемые родители!Просим Вас ответить на ряд вопросов, ответы на которые помогут совершенствованию качества физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения. С целью получения предельно достоверной информации просим Вас заполнить опросный лист в течении 5 минут. Отвечать на вопросы нужно в строгой последовательности: только ответив на предыдущий вопрос, можно переходить к следующему. Отвечая, на вопросы, Вы должны подчеркнуть или дополнить выбранный ответ.1. Ваш ребёнок в семье:а) первыйб) второйв) третий______________________2. Если бы была возможность, то вы завели бы ещё ребёнка?а) даб) нетв) не уверены.3. О ком мечтает ваш малыш?а) о сестрёнкеб) о братишкев) не хочет других детей________________________4. Вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий?а) даб) нетв) не помешало бы5. Вы проживаете в одной квартире сродственниками?а) даб) нет6. Это родственники:а) мужаб) жены7. У вас есть загородный домик или садовый участок с домиком? а) даб) нет8. Вы гуляете вечером с ребёнком после того, как забираете его из детского сада?а) даб) нетв) иногда9. Кто преимущественно гуляет с вашим ребёнком?а) мужб) женав) старший ребёнок г) другие члены семьи10. Вы считаете, что вечером гулять с ребёнком необязательно, так как он достаточно бывает на свежем воздухе в детском саду?а) даб) нетв) затрудняюсь ответить______________________11. Вы ежегодно вывозите ребёнка на море?а) не вывозим совсемб) ежегоднов) иногда12. Вы гостеприимны, к вам часто ходят гости?а) даб) нетв) не совсем так13. Ваш ребёнок находится среди гостей?а) даб) не всегдав) нет14. Кто из вашей семьи курит?а) мужб) женав) обаг) другие члены семьид) все15. Они курят:а) за пределами квартирыб) в специально отведённом местев) где хотят16. Посещаете ли вы тренажёрные залы, спортивные комплексы другое? а) даб) нетв) иногда17. Вы не посещаете спортклубы, и т.п. по причине:а) недостатка времениб) недостатка средствв) не видите необходимости18. Вы любите плавать?а) даб) в) нетне умею19. Сколько раз вы с семьёй в среднем бываете летом на пляже?а) один раз в неделюб) два раза в неделюв) большег) не бываем вообще20. Вы бываете в бассейне?а) даб) нетв) редко21. Ваш ребёнок смотрит телевизионные передачи?а) вместе со всемиб) только детские22. У вашего ребёнка отдельная комната?а) даб) нет23. Ваш ребёнок находится в одной комнате:а) с вамиб) с вашими родителямив) с другим ребёнком24. Вы ужинаете вечером:а) всей семьёйб) ребёнок ест отдельнов) когда как25. Вы чистите зубы:а) утромб) утром и вечеромв) когда как26. У вашего ребёнка своя зубная щётка и полотенце:а) даб) нет27. Какую зубную пасту любит ваш ребёнок?_________________________________________28. Он её ест?а) даб) нетв) не знаю29. У вас есть в семье больные родственники, за которыми приходится ухаживать?а) даб) нет30. Ваш ребёнок принимает участие в уходе за больным?а) даб) нетв) иногда31. Вашей семье есть родственники, имеющие вредные привычки?а) даб) нетв) затрудняюсь ответить32. Эти привычки:а) очень сильныеб) умеренные33. Что вы делаете утром:а) гимнастику, пробежкуб) принимаю холодный душв) завтракаю и иду на работу34. Ребёнок присоединяется к вам?а) Даб) Нетв) Иногда35. Ваш материальный достатока) Ниже среднего по странеб) Среднийв) Выше среднегог) Высокий36. Образование жены:а) Среднееб) Среднее специальноев) Высшее37. Образование мужа:а) Среднееб) Среднее специальноев) Высшее38. Вы работаете по специальности?а) Даб) Нет39. Вы считаете, что чистить зубы ребёнку лучше:а) Домаб) В детском садув) Вообще лучше пользоваться жевательной резинкой40. Вы даёте ребёнку сладости:а) Регулярноб) Каждый деньв) Изредка41. Кто в вашей семье большой лакомка?а) Мужб) Женав) Все любят сладкое42. Как часто члены вашей семьи, исключая детей, болеют гриппом, и ОРЗ?а) Не более одного раза в годб) Один-два раза в годв) Часто43. Вы ложитесь спать:а) После одиннадцатиб) До одиннадцатив) Раньше44. В вашей семье все ложатся спать одновременно?а) Чаще всего такб) Не всегдав) Все ложатся в разное время45.Вы укладываете ребёнка в одно и то же время?а) Даб) Бывает по-разному46. Ваш ребёнок засыпает:а) Под звуки музыкиб) Прослушав вечернюю сказкув) В абсолютной тишине47. Ваш ребёнок спит:а) Не просыпаясьб) Беспокойно, но не просыпаетсяв) Просыпается48. У вас дома есть спортивный инвентарь (лыжи, мячи, коньки и пр.)?а) Даб) Нет49. Кто-нибудь из членов вашей семьи занимается спортом?а) Даб) Нет50. Вы делаете генеральную уборку:а) По буднямб) В выходныев) Когда как придётся51. Вы считаете, что в детском саду следует приучать ребёнка к хозяйственному труду?а) Да, следуетб) Нет, пусть это делают родители52. Вы довольны физическим развитием своего ребёнка?а) Даб) Нетв) Затрудняюсь ответить53. Вы знаете возрастные стандарты развития детей?а) Даб) Имею приблизительное представлениев) Не знаю54. Ваш ребёнок болеет чаще:а) Простудными заболеваниямиб) Соматическими (не инф., ОРВ, коньюктивит, ларингит, бронхит…)в) Инфекционными55. В своём питании вы придерживаетесь преимущественно:а) Растительно-молочной пищиб) Белковой пищи (мясо, рыба)в) Смешанной56. Сколько человек в вашей семье:а) Двоеб) Троев) Больше57. Вы используете для укрепления и профилактики здоровья народные средства?а) В системеб) В периоды межсезонья и гриппав) Когда болеемАнализ результатов опроса проводится следующим образом:Со знаком «плюс» оценивается:Ответ а) в вопросах 7,8,15,16,18,19,20,22,25,26,27,34,39,44.45,47.49,50,51,53.57,58 – оценивается в 3 балла. Максимально возможное число баллов – 66Ответ б) в вопросах 1,4,5,11,13,21,24,25,31.35,42,43,57 –Оценивается в 2 балла. Максимальное возможное число баллов – 26Ответ в) в вопросах 1,35.36,37,39,40,43,46Оценивается в 1 балл. Максимально возможное число баллов – 8.Все ответы с положительным значением суммируются.Со знаком «минус» оценивается:Ответ а) в вопросах 1,4,5.10, 11, 13, 14. 17, 21,23,31,32,35,57,59Оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов-15Ответ б) в вопросах 2,8,12,14,15,16,17,18,20,22,23,26.32,34,40,41,44,45,47,48,49,50,51,53,55 Оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов-25Ответ с) в вопросах 15,17,18,23,25,28,31,39,41,42,44,47,50,53,54,57Примечание: некоторые вопросы не оцениваются. В вопроснике подчёркнуты ответы только для примера и последующей инрерпритации.Порядок работы с опросным листом:Подсчитать общее количество баллов с положительным значением.Подсчитать общее количество баллов с отрицательным значением.Из суммы баллов с положительным значением вычесть сумму баллов с отрицательным значением.Дать интерпретацию (объяснение) специально-гигиенических условий семьи, пользуясь ключами к опроснику.Чтобы получить общее представление об условиях и образе жизни семьи группы, следует суммировать баллы всех опросных листов и полученный результат разделить на их количество. Мы получим «групповой портрет» семьи.Ключи к опроснику:101-80 баллов – ответы не достоверны79-40 баллов – семья ведёт в целом здоровый образ жизни.40-33 баллов – семья тяготеет к здоровому образу жизниНиже 32-19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложилсяНиже 19 баллов – вас игнорируют. Приложение№4Родительское собрание Тема: « Родительский дом начало начал» ЗАДАЧИ: 1.Донести до родителей важность темы, размыслить над тем, какие знания есть у родителей об истории своей семьи. 2. Познакомить родителей с методами передачи информации детям исторических данных о семье, о связи поколений. 3.Воспитывать гордость за свою семью. 4.Подвести к пониманию того, что любовь к своему Отечеству, Родине начинается с воспитания любви к своей семье, роду, городу, краю. Тема нашей сегодняшней с вами встречи очень важна и актуальна: «Родительский дом начало начал. Вы, наверное, согласитесь со мной, что ребёнок выносит из семьи из своего родительского дома многое - и своё отношение к людям, к окружающему миру, к своей Родине. Семья, с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это мама и папа, бабушка и дедушка, сёстра и братья и ещё много кровных родственников. Слово семья понятно всем, как слово хлеб и вода. В семейном кругу мы с вами растём, основа основ родительский дом. Невозможно воспитать патриота, любящего свою Родину, без любви к своему дому, своей семьи. «Знание своей истории – вот, что отличает дикость от современности» - говорил А.С.Пушкин. Современный образованный человек должен знать свою родословную до 7 колена. К большому сожалению многие из нас живут по принципу Ивана не помнящего родства. Родственные связи у каждого человека, как правило - обширны. К родственникам относятся те, кто был до нас и те, кто живёт в наше время. История их жизни накладывает отпечаток на человеческое общество, от прошлого мы, как эстафету принимаем их дела. И наша задача – продолжать те из них, что служат людям добром, исправить своими делами допущенные ими огрехи. Мы веточки одного дерева, рода. «Род - это ряд поколений , происходящих от одного предка». Свою родословную через века пронесли только аристократические семьи, составляя генеалогическое древо. К сожалению не многие могут этим похвастаться. Сегодня учёных всё больше беспокоит судьба нашего народа, всё больше развивается генеалогия. Родина начинается с родных тебе людей, близких и далёких. Человек, который не интересуется своими родственниками, испытывает самые большие трудности в жизни. Ему не с кем поделиться своей радостью, разделить своё горе. Про такого человека говорят « один как перст». Посмотрите, как составлена родословная А.С.Пушкина, как можно с детьми составить генеалогическое древо, можно поселить своих родственников в большом многоэтажном доме, в паровозике, расположить на виноградной ветке… Составление генеалогического древа Давайте с вами попробуем составить своё древо ( составляют, делятся результатами проделанной работы). Мы надеемся, что вы после нашей встречи составите своё генеалогическое древо вместе с детьми. ( объявление конкурса на «Лучшее генеалогическое древо»). Не откладывайте это на потом знакомьте детей со своей родословной, рассказывайте о своих родственниках с гордостью, гордитесь ими, передавайте это отношение детям, чтобы они потом передали своим. Очень важно показать ребёнку, что он часть своей семьи, часть рода, часть своей страны, он носитель своей культуры и традиций. Ведь самые яркие впечатления из детства. Вы наверное помните, как длинны были в детстве дни, как много событий умещалось в каждом часе. Как приятно было летать во сне, как высок был обычный потолок в комнате, какие огромные были деревья. Солнце, от которого радостно расходились тоненькие, как ниточки сияющие лучи. Их никогда не видят взрослые. Дети видят и даже рисуют. И чтобы у ваших детей остались яркие воспоминания о своём детстве, сделайте его проживание в семье радостным, интересным. У Вас наверное есть свои традиции в семье, у кого – то висят фотографии родственников, кто то из вас бережно хранит альбом, посещает памятные места, у кого то эти традиции особенные, может кто то из вас уже создал свои новые традиции, просим вас поделиться своим жизненным опытом. Игра для родителей: « Семейная мозаика». Родителям предлагается выбрать кусочек из мозаично – собранного круга, на обратной стороне вопрос, на который они отвечают Вопросы:1. Расскажите о месте, где вы родились! 2. Что есть в семье из прошлого? Семейные реликвии. 3. Расскажите нам о своей бабушке! 4. Что вы делаете, для сохранения памяти о дедушке, бабушке? 5. Какие традиции передаются в вашей семье из поколения в поколение? 6. Какие нации есть в вашем роду? 7. Кто в вашем роду защищал Родину от врагов? 8. Вы хотели бы со своей семьёй уехать за границу? 9. Что бы вы хотели рассказать иностранцу о своём городе? 10. Пробовали ли вы когда - нибудь составить своё генеалогическое древо? 11. Знаетели вы историю своей фамилии? 12. Гордитесь ли вы своей семьёй? Молодцы, из ваших рассказов видно, как бережно вы относитесь к членам вашей семьи, как храните память об ушедших. За ваши семьи мы спокойны, и надеемся, что всю свою любовь вы сможете передать своим детям. Все мы с вами понимаем, как трудно найти время для своего малыша. Этот современный ритм жизни почти не оставляет нам время для общения, но постарайтесь всё – таки найти час, другой для вашего ребёнка. Ведь семейное воспитание – это первая и самая главная школа в жизни вашего ребёнка, а какая это будет школа, всё зависит от вас уважаемые родители. Ребёнок, который любит свою семью будет любить свой дом, улицу, город, край и конечно же нашу Россию матушку, так ласково называли старики нашу землю, нашу Родину. Советы для родителей: *Рассказывайте о своей семье, о её традициях. *Посещайте краеведческий музей. В музее ребёнок знакомиться с родным городом, его достопримечательностями, вкладом своих предков в развитие города, края, учится осознавать себя частью общества, частью истории. *Совершайте экскурсии по родному городу и за его пределами. Знакомьте детей с достопримечательностями, памятными местами, учите видеть прекрасное вокруг себя, рассказывайте детям об этом , обращайте внимание на изменения, на красоту родной природы. *Играйте с детьми. Знакомьте детей с событиями связанными с историей города, в игровой интересной форме, не скупитесь на эмоции ( организуйте путешествие по памятным местам, напишите письмо о своём городе мальчику или девочки из другого города, сходите в гости к интересному человеку, кот сможет рассказать о своём городе, крае и т. д. *Собирайте фотографии, репродукции, видеоматериалы о своей семье, городе. Создавайте макеты своей улицы, двора, любимой улице города. Рассматривайте книги и альбомы, посвящённые городу, краю, где вы живёте, заучивайте стихотворения. *Рассматривайте герб своего города, учите гимн города, в дальнейшем изучайте герб и гимн России. * Смотрите городские новости. Знакомьте детей с социальным календарём. Решения собрания: 1.Знакомить детей с родословной. 2. Посещать городской музей. 3. Применять советы педагогов, по воспитанию патриотических чувств. 4. Составить вместе с детьми своё генеалогическое древо и принять участие в конкурсе.