Мульттерапия как средство творческой деятельности, применяемое в реабилитации детей с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мульттерапия как средство творческой деятельности, применяемое в реабилитации детей с ОВЗ
Автор: Гончарова Анна Анатольевна, учитель начальных классов

Мульттерапия как средство творческой деятельности, применяемое в реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидовГончарова Анна АнатольевнаМБОУ гимназия № 69 г. КраснодарКраснодарский крайВ настоящее время содержательное и структурное обновление российского образования наиболее ярко проявляется в его переориентации на новую модель, при которой ребенок перестает быть пассивным объектом педагогического воздействия и становится самостоятельным субъектом образовательной деятельности. Усиление гуманистических тенденций, основанных на культуре самоопределения личности, свидетельствует о том, что в психологической и педагогической науке формируется особая проблемная область, связанная с сопровождением развития детей в образовательном процессе.Под психолого-педагогическим сопровождением понимается создание оптимальных условий, обеспечивающих как социально приемлемый уровень образования, так и гармоничное развитие личности. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для которых характерны врожденные и приобретенные нарушения физического или психического развития, нуждаются в особом сопровождении.Каждый ребенок – уникальная личность, и ее право на свободное развитие выступает как высшая цель и ценность образования. А реализация особых образовательных потребностей, присущих детям с ОВЗ и детям-инвалидам, гарантирована целым рядом российских и международных законодательных актов. На сегодняшний день процесс включения детей с ОВЗ в школы принял в нашей стране формы широкой инклюзии как государственной образовательной стратегии. На пути реализации этой концепции возникают потребности в новых технологиях и методиках, которые бы подходили для работы с детьми без ограничений и, так и для детей с особыми возможностями. Все это подчеркивает своевременность и актуальность такого направления работы, как Мульттерапия, которое посвящено созданию в образовательном процессе таких условий, в которых каждый ребенок вне зависимости от типа развития мог бы стать субъектом своей жизни, деятельности и общения.Мульттерапия основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами. Этот метод работы с детьми имеет ряд преимуществ. Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Особенность мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у взрослых.Многочисленные исследования детей с различными видами нарушений развития показывают, что у них имеются сходные проблемы в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, которые успешно коррегируются средствами искусства, в том числе и Мульттерапией.Использование Мульттерапии для работы с детьми с проблемами в развитии предполагает две формы: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом. Форма организации определяется характером нарушений в развитии ребенка и задачами. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективно на начальном этапе использование индивидуальной формы, а когда трудности в развитии ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, то предпочтительной является групповая форма работы. Это важно! Практический опыт психокоррекционной работы средствами Мульттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи – заикающимися детьми, с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), с проблемами в эмоциально-личностном развитии, с задержкой психического развития. Метод Мульттерапии является успешным для некоторых категорий «особых» детей. Век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Поэтому Мульттерапия, как средство творческой деятельности формирует у ребенка свободу в творческом мышлении, дает возможность импровизировать, увеличивает желание достигать новых высот! Мульттерапия включает в себя много возможностей для реабилитации и социализации ребенка. Дети, занимающиеся мультипликацией, обретают волю к преодолению жизненных трудностей, становятся более открытыми. Синтез различных видов искусства в Мульттерапии позволяет вызвать любопытство ребенка к миру. Дети получают новые жизненные ориентиры. Тем самым Мульттерапия является моделью сотворчества взрослых и детей.Цель Мульттерапии – формирование социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства.Основные задачи:
  • Коррекционная, направленная на компенсацию или коррекцию проблем в развитии;
  • Образовательная, направленная на развитие личности через освоения ею окружающего мира посредством искусства;
  • Воспитательная, формирующая нравственно-эстетические основы личности, повышающие социальную адаптацию.
  • Ведущие направления:
  • Создание в образовательной организации специальных условий обучения и развития для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая соответствует образовательным потребностям наших детей.
  • Программа Мульттерапии состоит из серии коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Освоение новых методов и технологий, которые бы подходили для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами приведут к освоению новых возможностей детей.