Программа для детей с ОВЗ по ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа для детей с ОВЗ по ФГОС
Автор: Кархина Виктория Николаевна

Адаптированная основная общеобразовательнаяпрограмма начального общего образованияобучающихся с задержкой психического развития(7.2 вид)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениелицей №10Ростовская область гатайскНормативный срок освоения    1 годПодготовил  учитель начальных классов Кархина В.Н.                   СОГЛАСОВАНОРодитель (законный представитель)_____________/___________________/           (подпись)                                (ФИО)                                                                                                  «____» ___________20___г.20172018у.г.Пояснительная Записка Адаптированная образовательная программа МБОУ лицей №10 представляет собойдолгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты. Программа разработана в соответствии- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общегообразования обучающихся с задержкой психического развития;- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г.№1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (МинобрнаукиРоссии) от 11.03.2016 г. № ВК –452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2015 № 38528)- Примерной адаптированной основной образовательной программе (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1);- Уставом МБОУ лицей №10 с учетом рекомендаций примерной основнойобщеобразовательной программы начального общего образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа».Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования предназначена для обучающегося 4-В класса.Характеристика обучающегося: В 4-В классе инклюзивно получит образование один обучающийся наосновании:1) рекомендаций ПМПК (Копия протокола от 11.09.2017г.) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития по адаптированной программе разработанной с ориентировкой на содержание АООП 7.1 с учетом особенности его психофизического развития, индивидуальных возможностей и с учетом специальных условий получения образования. В адаптированной основной общеобразовательной программе начального общегообразования детей с задержкой психического развития используются следующие сокращения:ФГОС–федеральный государственный образовательный стандарт,ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования,ООП – основная образовательная программа,АОП – адаптированная образовательная программа,АООП – адаптированная основная образовательная программа,АООП НОО – адаптированная основная образовательная программа начального общего образования. Общая характеристика АООП НОО обучающегося с ЗПРВариант 7.1предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО МБОУ лицей №10 предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции. Реализация АООП НОО МБОУ лицей№10 вариант 7.1 предполагает, чтообучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Вариант 7.1АООП НОО обучающихся с ЗПР может быть реализован в разных формах: как совместнос другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность1. В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта АООП НОО на другой осуществляется МБОУ лицей №10 на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с учётом ИПРА и с согласия родителей. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не служит препятствием для выбора или продолжения освоения варианта 7.2 АООП НОО, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей восвоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнять структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения или взаимодействия сосверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей.__Психолого-педагогическая характеристика. В МБОУ лицей №10 на начало 2017-2018 учебного года- из учащихся, зачисленных в 4-В класс: 1 обучающийся имеет рекомендации ПМПК об обучении по программе АООП НОО (вариант 7.1).АООП НОО вариант 7.1МБОУ лицей №10 адресована обучающемуся с ЗПР, который характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставаниеможет проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, ночасто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективнойпривлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Настоящая адаптированная индивидуальная образовательная программа для учащегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) разработана на основе следующих нормативных документов: 1) Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ). 2) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (проект). Настоящая образовательная программа разработана для Скорикова Дмитрия 4.04.2007 года рождения.Скориков Дмитрий обучается в МКОУ лицей №10 с 1 сентября 2014 года. До поступления в школу ребёнок дошкольные учреждения не посещал, воспитывался в семье. Степень подготовленности к школе была слабой (знал несколько букв, умел считать до 5, но не знал цифр, не развита речь). Плановый профилактический осмотр при поступлении в образовательное учреждение показал, что у ребёнка дизартрия. Рекомендованы занятия с логопедом. Занятия посещала не регулярно. 10.09.17года Дмитрий прошёл обследование психолого – медико – педагогической комиссии. Согласно заключению комиссии психолого-медико-педагогической комиссии, коллегиальное заключение от , Протокол № ,ребёнку поставлено заключение: ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умственную отсталость. Цели коррекционно-развивающей работы с Дмитрием Скориковым:
  • создание условий, способствующих усвоению программного материала, развитию у учащегося механизма компенсации имеющегося отклонения.
  • удовлетворение потребностей учащейся в программах обучения,
  • обеспечивающих её личностное становление;
  • коррекция умственного развития на основе индивидуальных возможностей ребенка;
  • коррекция познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств;
  • улучшение качества жизни, возможностей в развитии и коррекции личности ребенка индивидуально;
  • создание и реализация условий по совершенствованию трудового обучения учащихся с целью дальнейшего трудоустройства;
  • социальная реабилитация и интеграция выпускника школы в общество;
  • обеспечение возможности продолжения обучения в учреждениях
  • профессионального начального образования;
  • достижение социальной адаптации.
  • Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач:■ оптимальная организация учебного дня и учебной недели с учётом особенностей возрастного развития;■ внедрение новых педагогических технологий;■ создание ситуации успеха для обучающегося;■ осуществление дифференцированного подхода;■ внедрение личностно-ориентированной модели обучения;■ раскрытие творческих возможностей и способностей, обучающийся черезурочную и внеурочную деятельность.УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 6-дневная учебная неделяАдаптированная рабочая программапо математике для 4 класса 4 часа в неделю, за год 136 часаПояснительная запискаАдаптированная рабочая программа начального общего образования для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Данная программа реализуется с помощью УМК:
  • - «Перспективная начальная школа»: учебник математика для 4 кл. общеобразовательных учреждений Академкнига/Учебник, 2014, на основе авторской программы по математике, разработанной Чекиным А.Л. Академкнига/Учебник 2014г.
  • Чекин А.Л. Математика.4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник, 2014
  • Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2014
  • Чекин А.Л. Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
  • Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2014
  • В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на изучение математики в 4 классе отводиться 4 часа в неделю, 136 часов в год. В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (приказ № 190 от 31.08. 2017 года) на изучение математики 4 классе отводится 136 часов. Таким образом, в рамках 136 часов реализуется основное содержание программы.Планируемые результатыЛичностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 4 классе является формирование следующих умений:
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
  • Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.Регулятивные УУД:
  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 4-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Содержание учебного предметаКалендарно-тематическое планирование Материально-технического обеспечения образовательного процесса         Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1,2 – М.: Академкнига/Учебник.Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2, № 3 – М.: Академкнига/Учебник. Захарова О.А. Практические задачи по математике. 4 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Математика. Поурочное планирование. 4 класс. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.Чекин А.Л. Математика: 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник. Проектор Компьютер Интерактивная доскаАдаптированная рабочая программапо русскому языку для 4 класса 5 часов в неделю, за год-_170_часовПояснительная запискаРабочая программа начального общего образования для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Данная программа реализуется с помощью УМК:
  • - «Перспективная начальная школа»: учебник русского языка для 4 кл. общеобразовательных учреждений Академкнига/Учебник, 2014, на основе авторской программы по русскому языку, разработанной Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А., Академкнига/Учебник 2014г.
  • Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
  • В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на изучение русского языка в 4 классе отводиться 5 часов в неделю, 170 часов в год. В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (приказ № 190 от 31.08. 2017 года) на изучение русского языка 4 классе отводится 170 часов. Таким образом, в рамках _170 часов реализуется основное содержание программы.Планируемые результаты Личностные УУД у обучающегося будут сформированы:
  • проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
  • умение в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • гуманистического сознания;
  • социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным норма;.
  • начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.
  • МетапредметныеРегулятивные УУД обучающийся научится:
  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • Познавательные УУД обучающийся научится:
  • подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
  • владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений;
  • проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  • использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
  • выполнять действия по заданному алгоритму;
  • строить логическую цепь рассуждений.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием
  • ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
  • Коммуникативные УУД обучающийся научится:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться е обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
  • Предметные результатыРаздел «Фонетика и графика» обучающийся научится:
  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие /глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
  • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
  • Раздел «Орфоэпия» обучающийся получит возможность научиться:
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
  • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
  • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
  • Раздел «Состав слова (морфемика обучающийся научится:
  • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано,
  • находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
  • Раздел «Лексика» обучающийся научится:
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
  • Раздел «Морфология» обучающийся научится:
  • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
  • определять три типа склонения существительных;
  • определять названия падежей и способы их определения;
  • определять спряжение глагола по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
  • Раздел «Синтаксис» Обучающийся научится:
  • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
  • определять однородные члены предложения.
  • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
  • различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.
  • Раздел «Орфография и пунктуация» Обучающийся научится:
  • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
  • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
  • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря);
  • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
  • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
  • Содержательная линия «Развитие речи»
  • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
  • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
  • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
  • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
  • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
  • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
  • Содержание учебного предметаКалендарно-тематическое планированиеМатериально-техническое обеспечение образовательного процесса
  • Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
  • Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1,2,3 — М.: Академкнига/Учебник.
  • Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
  • Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
  • Технические средства обучения1.Интерактивная доска.2.Проектор.3. КомпьютерАдаптированная рабочая программапо литературному чтению для 4 класса 3 часа в неделю, за год 102 часовПояснительная запискаРабочая программа начального общего образования для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Данная программа реализуется с помощью УМК:
  • Программа начального общего образования, УМК «Перспективная начальная школа - Академкнига/Учебник, 2014, на основе авторской программы по литературному чтению, разработанной Чуракова Н.А., Академкнига/Учебник 2014г.
  • На основе авторской программы по литературному чтению, разработанной Чуракова Н.А., Академкнига/Учебник 2014г Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
  • Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
  • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
  • В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на изучение литературного чтения в 4 классе отводиться 3 часа в неделю, 102 часов в год. В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (приказ № 190 от 31.08. 2017 года) на изучение литературного чтения 4 классе отводится 102 часов. Таким образом, в рамках 102 часа реализуется основное содержание программы..Планируемые результатыличностных ууд• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).познавательных ууд • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;• свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).коммуникативных ууда) в рамках коммуникации как сотрудничества:• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);б) в рамках коммуникации как взаимодействия:• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.регулятивных ууд • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.Предметные результаты
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи. ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.
  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развѐрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
  • Содержание учебного предметаКалендарно-тематическое планированиеМатериально-техническое обеспечение образовательного процесса.Печатные пособия.
  • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.
  • Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс. Хрестоматия. Подед.  Чураковой Н.А.— М.: Академкнига/Учебник,.
  • Технические средства
  • Интерактивная доска
  • компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
  • раздаточные карточки;
  • проектор;
  • компьютер.
  • ПРИЛОЖЕНИЕ2017-2018 учебный годТехнологическая карта качества обучения учащегосяпо математике.Скориков Дмитрий2017-2018 учебный годТехнологическая карта качества обучения учащегосяпо русскому языку.Скориков Дмитрий2017-2018 учебный годТехнологическая карта качества обучения учащегосяпо литературному чтению.Скориков ДмитрийСистема оценивания обучающихся с ОВЗ1.5. Необходимость разработки Положения, помимо требований руководящих документов, вызвана также рядом субъективных и объективных причин: - отсутствием критериев оценки академических знаний детей с нарушением интеллекта;- возможностью использования результатов промежуточной аттестации в качестве одной из форм успешного руководства учебным процессом;- невозможностью разработки единых (типовых) требований оценки знаний обучающихся с выраженными нарушениями процессов познавательной деятельности.2. Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с ОВЗ2.1. Выставляемые оценки обучающимся с ОВЗ не могут быть приравнены к оценкам обучающихся не имеющих таких ограничений. 2.2. При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных образовательных программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения. 1-й уровень: Обучающиеся, способные освоить адаптированную образовательную программу. Они обучаются в соответствии адаптированной программы, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность. 2-й уровень: Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребёнка. 2.3. В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков.2.4. Оценка обучающихся 2-9-х классов школы по всем учебным предметам, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2 и 1» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, педагогом в устной форме, а также в дневник, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 2.5. В один учебный день в одном классе допустимо проводить только одну письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни недели.2.6. В школе проверяются и оцениваются все письменные работы. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.). 2.7. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется:- за каждую учебную четверть и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой;- основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика;- при проведении контрольного урока осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником;2.8. Система оценивания включает в себя две составляющие – качественную и количественную.- Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. - Количественная составляющая позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. - Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития и обученности каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. 2.9. Положение о системе оценивания детей с ОВЗ, после рассмотрения его на педагогическом совете, утверждается и вводится в действие приказом директором школы. Изменения и дополнения в Положение вносятся и утверждаются в том же порядке. 3. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся (I уровень) 3.1. Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ. При оценивании устных ответов принимается во внимание:- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; - полнота ответа;- умение практически применять свои знания;- последовательность изложения и речевое оформление ответа.3.2. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи. Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме как метод воспитательного воздействия на ребёнка. Оценка «2 и 1»не ставится в журнал.3.3. При оценке письменных работ по предмету письмо и развитие речи следует руководствоваться следующими нормами: II - IX классы - оценка «5» ставится за работу без ошибок; - оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками; - оценка «3» ставится за работу с четырьмя- шестью ошибками; - оценка «2 и 1»может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 3.3.1. В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.3.3.2. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. 3.3.3. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.3.3.4. При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;Оценка «2 и 1»не ставится.3.3.5. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.3.3.6. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.3.3.7. Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Примерный объем текстов контрольных работ: 1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года), 2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов, 3 класс – 20-25 слов,4 класс – 30-35 слов, 5 класс - 45-50 слов,6-7 класс – 65-70 слов, 8-9 класс – 75-80 слов.3.4. Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.3.4.1. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными.3.4.2.Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:во 2 - 3 классах - 25-40 минут, в 4-9 классах 35-40 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её.3.4.3. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.3.4.4. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.3.4.5. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). При оценке комбинированных работ: - оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок; - оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки; - оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий;- оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.3.4.6. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.Оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.3.4.7. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и построение и др.): Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно. Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.Оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.3.5. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. 3.5.1. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. 3.5.2. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.3.5.3. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.3.5.4. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на полугодие и конец годаТаблица №1 3.5.5. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.II классОценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно); Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с помощью учителя;Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.- оценка «2 и 1» не ставится. III—IV классы:Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с незначительной помощью; Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну ве ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя; Оценка «2 и 1» не ставится. V—IX классы: Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; Оценка «4» ставится ученику, если он читает, в основном, правильно, выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две ошибки при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания; Оценка «3» ставится ученику, если он читает по слогам, недостаточно правильно, выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки препинания, допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения. Оценка «2 и 1» не ставится.3.6. Оценка трудовых умений в начальной школе (1-4 классы) ставится учителями начальных классов с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Оценивание обучающихся основной школы (5-9 классы) осуществляется учителя трудового обучения. 3.6.1. Критерии оценки обучающихся по предмету « Трудовое обучение».Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить её используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы;Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе; Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать своей работы. Оценка «2 и 1» не ставится.3.7. При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического развития и психического, двигательные возможности. 3.7.1. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение изучаемых упражнений, при этом учитывается: - как ученик овладел основами двигательных навыков; - как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения; - как относится к урокам;- каков его внешний вид; - соблюдает ли дисциплину. Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом обучающимся.3.7.2. Критерии оценки по предмету физической культуры: Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне; Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности средний, но к концу урока снижается;Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп деятельности на низком уровне.Оценка «2 и 1» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 3.8. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного - развивающего образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной культуры, как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников. 3. 8.1. Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка и пение»: Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях.Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью.Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.Оценка «2 и 1» не ставится.3.9. Оценка обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся с ОВЗ к творческому социально значимому труду, использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в школе.3.9.1. Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»: Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира. Оценка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека; Оценка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом. Оценка «2» и «1» не ставится.3.10. Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу4. Оценка продвижения обучающихся со сложным дефектом и комплексными нарушениями в развитии (II уровень).4.1. Обучение детей с умеренной степенью умственной отсталости, сложным дефектом делится на несколько образовательных этапов, целью каждого из которых является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить. 4.2. Наиболее значимыми этапами являются:Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.4.3. Норма оценивания при освоении обучающимся адаптированных образовательных программ (относится только к категории обучающихся 2 уровня): Оценка «1», «2» – не ставится. Оценка «3» - выполнение задания в сопряжённом режиме, хотя не наблюдается стойких позитивных изменений (динамика нестабильная, неравномерная) Оценка «4» – частичное, избирательное усвоение материала. Оценка «5» – способность самостоятельно по образцу выполнять задания. 5. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ5.1. Освоение адаптированной образовательной программы, в том числе отдельной ее части или всего объема, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся с ОВЗ, проводимой в форме, установленной образовательным учреждением.5.2. Форма промежуточной аттестации определяется учителем с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых образовательных технологий и календарно-тематического планирования.5.3. Промежуточная аттестация проводится во 2-х – 9-х классах школы, в конце каждого учебного года учителями, в сроки, установленные календарным учебным графиком школы.6. Итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ6.1. Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья  проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья,  и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством. 6.2. Обучение учащихся с ОВЗ завершается итоговой аттестацией - экзаменом по трудовому обучению.6.3. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме практической экзаменационной и устных по .6.3. Выпускникам с ОВЗ, успешно прошедшим итоговую аттестацию в форме экзамена по трудовому обучению, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.Карточки для детей ОВЗСоставитель: учитель начальных классовКархина Виктория НиколаевнаСрок реализации: 2017-2018 учебный годТема: "Умножение на двузначное число"Карточка №1Решите примеры на умножение:Карточка №2Решите примеры на умножение:Карточка №3Решите примеры на умножение:Карточка №4Решите примеры на умножение:Карточка №5Решите примеры на умножение:Тема : «Деление с остатком»Карточка 165 : 8 =     (ост.   )20 : 7 =     (ост.   )44 : 7 =     (ост.   )38 : 8 =     (ост.   )22 : 8 =     (ост.   )24 : 7 =     (ост.   )1 : 7 =     (ост.   )45 : 8 =     (ост.   )34 : 8 =     (ост.   )25 : 7 =     (ост.   )23 : 7 =     (ост.   )47 : 8 =     (ост.   )57 : 8 =     (ост.   )2 : 8 =     (ост.   )22 : 7 =     (ост.   )53 : 8 =     (ост.   )35 : 8 =     (ост.   )60 : 8 =     (ост.   )8 : 7 =     (ост.   )9 : 8 =     (ост.   )15 : 8 =     (ост.   )61 : 8 =     (ост.   )19 : 7 =     (ост.   )69 : 8 =     (ост.   )37 : 8 =     (ост.   )13 : 8 =     (ост.   )43 : 7 =     (ост.   )36 : 7 =     (ост.   )36 : 8 =     (ост.   )66 : 8 =     (ост.   )Карточка 234 : 8 =     (ост.   )76 : 8 =     (ост.   )41 : 8 =     (ост.   )76 : 8 =     (ост.   )25 : 7 =     (ост.   )66 : 7 =     (ост.   )46 : 8 =     (ост.   )55 : 8 =     (ост.   )18 : 7 =     (ост.   )65 : 7 =     (ост.   )29 : 8 =     (ост.   )77 : 8 =     (ост.   )4 : 8 =     (ост.   )42 : 8 =     (ост.   )30 : 7 =     (ост.   )68 : 7 =     (ост.   )1 : 8 =     (ост.   )44 : 8 =     (ост.   )54 : 8 =     (ост.   )61 : 7 =     (ост.   )31 : 7 =     (ост.   )17 : 8 =     (ост.   )59 : 8 =     (ост.   )73 : 8 =     (ост.   )71 : 8 =     (ост.   )30 : 8 =     (ост.   )29 : 8 =     (ост.   )16 : 7 =     (ост.   )59 : 7 =     (ост.   )57 : 7 =     (ост.   )Карточка 327 : 7 =     (ост.   )18 : 8 =     (ост.   )2 : 7 =     (ост.   )8 : 8 =     (ост.   )75 : 8 =     (ост.   )19 : 8 =     (ост.   )33 : 8 =     (ост.   )27 : 8 =     (ост.   )17 : 7 =     (ост.   )12 : 8 =     (ост.   )58 : 7 =     (ост.   )7 : 8 =     (ост.   )50 : 8 =     (ост.   )47 : 7 =     (ост.   )3 : 7 =     (ост.   )55 : 7 =     (ост.   )5 : 8 =     (ост.   )11 : 8 =     (ост.   )4 : 7 =     (ост.   )34 : 7 =     (ост.   )12 : 7 =     (ост.   )68 : 8 =     (ост.   )10 : 8 =     (ост.   )39 : 7 =     (ост.   )32 : 7 =     (ост.   )63 : 8 =     (ост.  )Тема: "Скорость"Карточка №1Решите задачу: велосипедист преодолел 66 км за 3 часа. С какой скоростью двигался велосипедист?Карточка №2Решите задачу: локомотив преодолел 184 км за 4 часа. С какой скоростью двигался локомотив?Карточка №3Решите задачу: пароход отошел от пристани и преодолел 125 км за 5 часов. С какой скоростью шел пароход?Карточка №4Решите задачу: спортсмен прошел 48 км за 6 часов. С какой скоростью шел спортсмен?Карточка №5Решите задачу: лодка преодолела расстояние 49 км за 7 часов. С какой скоростью плыла лодка?Тема: "Расстояние"Карточка №1Решите задачу: велосипедист двигался 5 часов со скоростью 34 км/час. Какое расстояние проехал велосипедист?Карточка №2Решите задачу: автомобиль двигался 4 часа со скоростью 75 км/час. Какое расстояние проехала машина?Карточка №3Решите задачу: баржа двигалась 6 часов со скоростью 23 км/час. Какое расстояние преодолела баржа?Карточка №4Решите задачу: пешеход шел 4 часа со скоростью 6 км/час. Какое расстояние прошел пешеход?Карточка №5Решите задачу: автобус двигался 8 часов со скоростью 45 км/час. Какое расстояние проехал автобус?Тема: "Время»Карточка №1Решите задачу: машина двигалась 189 км со скоростью 63 км/час. Сколько часов передвигалась машина?Карточка №2Решите задачу: самолет летел скоростью 220 км/час. За сколько часов он преодолел расстояние 880 км?Карточка №3Решите задачу: путник шел из города в деревню 48 км со скоростью 8 км/час. За сколько часов он преодолел расстояние от города до деревни?Карточка №4Решите задачу: поезд двигался со скоростью 70 км/час. За сколько часов он преодолел расстояние 280 кмКарточка №5Решите задачу: автобус с пассажирами двигался со скоростью 80 км/час. За сколько часов он преодолел расстояние 320 км?Тема: "Деление"Карточка №:1Решите пример на деление:Карточка №:2Решите пример на деление:Карточка №:3Решите пример на деление:Карточка №:4Решите пример на деление:Карточка №:5Решите пример на деление:Тема: "Решение текстовых задач"Карточка №:1Решите задачу:Масса телевизора 8 кг 400 грамм. Музыкальный центр весит в 3 раза меньше. Сколько весят 17 музыкальных центров?Карточка №:2Решите задачу:Мастер сделал за 12 дней 720 деталей. Ученик делает в день на 20 деталей меньше. За сколько дней ученик сделает столько же деталей?Карточка №:3Решите задачу:Масс грузового автомобиля 7 тонны 680 кг. Легковой автомобиль легче него на 5 600 кг. Сколько весят 4 легковых автомобиля?Карточка №:4Решите задачу:На склад привезли 7 тонны 390 кг муки. За тем увезли 35 мешков по 36 кг в каждом. Сколько муки осталось на складе?Карточка №:5Решите задачу:В мастерскую привезли 2 574 деталей. Для ремонта каждый день использовали по 35 деталей. Сколько деталей осталось через 30 дней?Тема: "Решение выражений"Карточка №:1Найдите значение выражений:Карточка №:2Найдите значение выражений:Карточка №:3Найдите значение выражений:Карточка №:4Найдите значение выражений:Карточка №:5Найдите значение выражений:Тема: "Деление на двузначные и трехзначные числа"Карточка №:1Выполните деление:Карточка №:2Карточка №:3Карточка №:4Карточка №:5Тема: "Время"Карточка №:1Решите задачу:Тренировка бегунов началась в 17.35 и закончилась через 2 час 45 минут. Во сколько закончилась тренировка бегунов?Карточка №:2Решите задачу:Занятия в кружке начались в 14.10 и завершились в 16.35 минут. Сколько минут продолжались занятия в кружке?Карточка №:3Решите задачу:Кафе открывается в 9.30 и закрывается в 22.15. Перерыв с 14.00 до 15.00. Сколько часов и минут работает кафе?Карточка №:4Решите задачу:Коля вышел из школы в 15.20 и пошел домой. По пути он на 15 минут зашел в магазин и купил хлебаю. Домой он пришел в 16.10. Сколько минут Коля шел домой?Карточка №:5Решите задачу:Автобус выехал из города в 10.35 минут. Доехал до конечной и ждал там 20 минут. Обратно в город автобус приехал в 12. 55. Сколько минут автобус был в пути?Тема: "Арифметические действия на сложение, вычитание, умножение и деление"Карточка №:11. Решите пример и запишите ответы рядом с примерами:Карточка №:21. Решите пример и запишите ответы рядом с примерами:Карточка №:31. Решите пример и запишите ответы рядом с примерами:Карточка №:41. Решите пример и запишите ответы рядом с примерами:Карточка №:51. Решите пример и запишите ответы рядом с примерами:Тема: "Решение выражений"Карточка №:1Найди значения выражений:429 + 4900 : 70 - 22 * 60 =( 1 335 + 12 555 ) : 5 - 75 * 34 =Карточка №:2Найди значения выражений:3600 : 90 - 29 * 30 + 458 =(5 675 + 17 340) : 5 - 44 * 39 =Карточка №:3Найди значения выражений:3600 : 60 - 44 * 80 + 2 374 =(6 786 + 15 764) : 2 - 14 * 99 =Карточка №:4Найди значения выражений:4200 : 70 - 34 * 70 + 678 =(3 452 + 5 340) : 2 - 23 * 79 =Карточка №:5Найди значения выражений:5600 : 70 - 640 : 80 =(123 299 - 22 395) : 2 - 23 * 89 =Карточки для детей ОВЗПо русскому языкуСрок реализации: 2017-2018 учебный годКарточка N1 Повторение.Вставь пропущенные буквы.В..лна б..жит за в..лной. По морю л..тит на всех парусах к..рабль.Со..нце л..скает море теплыми луч..ми. По берегу идет босоногий мальчик. Море п..ет ему свою в..селую песню. Быстрокрылые чайки з..вут его в д..лекое путешествие.Карточка N2 Повторение.Прочитай предложения. Спиши. Подчеркни в них главные чле-ны. Над выделенными буквами укажи звуки, которые они обознача-ют.В моѐм саду растѐт старая яблоня. Еѐ посадили ребята. Осенью ребята снимут богатый урожай яблок.Карточка N3 Повторение.Прочитай. Среди данных слов выбери названия явлений приро-ды. Запиши их в алфавитном порядке.Дом, гроза, работа, метель, дорога, дождь, снегопад, гололедица, забор, мороз, путешествие, гром, иней, приключение, роса.Карточка N4. Повторение.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждомпредложении подлежащее и сказуемое.Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.Карточка N5 Повторение.Прочитай текст. Подбери к тексту заглавие. Вставь пропу-щенные буквы. Найди однокоренные слова и выдели в них буквы.Кора м..лодой б..резы темная. Прож..вет береза несколько лет, и к..ра поб..леет.Пл..ды б..рез часто называют с..менами. Но это мал..нькие орешки. У каждого орешка два мал..еньких крылышка. Ветер может ун..сить л..тучие пл..ды очень д..леко. Уп..дут крылатые орешки в землю. И начинают расти новые б..резки.Карточка N6. Имя существительное.Определи род имен существительных.Пѐс, щенок, овчарка, собака, река, озеро, море, пруд, ель, тополь, дерево, берѐза, гусь, гусыня, гусѐнок, мальчик, юноша, дядя, дедушка, отец, папа, мама, мать, ребѐнок, дитя, весна, лето, осень, день, ночь, утро, варенье, повидло, джем.Карточка N7Запиши, вставляя пропущенные буквы, слова в три столбика.В первый столбик напиши имена существительные женского рода,во второй – мужского, в третий – среднего рода.М..локо, м..рковь, м..рковка, ябл..ко, ябл..ня, яг..да, яг..дник, сах..р, п..м..дор, ..гурец, кр..пива, пш..ница, р..бина, к..ртофель, к..ртошка, щ..вель.Карточка N8Спиши, вставляя нужные предлоги. Выдели окончания имѐнсуществительных.Пойти ... школу – прийти ... школыпоехать ... Минск – приехать ... Минскавойти ... автобус – выйти ... автобусапойти ... стадион – прийти ... стадионаКарточка N9Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь падеж су-ществительных, выдели их окончания.За деревней т..нулась роща. У рощи собирались дети. Через рощу прох..дила тр..пинка. Дети х..дили в рощу за цв..тами.Карточка N10Прочитай. Вставь, где это нужно пропущенные буквы. К вы-деленным формам слова поставь вопросы. Обозначь падеж.Врач.. вош..л в комнату и увидел кроватку. Кроватка ст..яла в углу комнаты. В кроватке лежал б..льной ребѐнок. У кроватки с..дела мать. Врач.. подошѐл к кроватке. Он накл..нился над кроваткой и сказал, что у малыша ангина.Карточка N11Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение.С..лдат, д..рога, путь, сч..стье, рад..ость, юн..ша, нитка, нить,зеркало, с..бака, м..рковка, м..рко..ь, к..ртошка, к..ртофель, реч..,плащ, шалаш, шинель, медаль, рояль.Карточка N12 Имя прилагательное.Измени прилагательные по родам, допиши окончания. Укажирод, выдели окончания прилагательных.Дружн.. класс, дружн.. семья, дружн.. семейство; спел.. рожь,спел.. яблоко, спел.. арбуз; зл.. собака, зл.. ветер, зл.. животное; остр..ум, остр.. слово, остр.. боль; горяч.. пора, горяч.. блюдо, горяч.. че-ловек.Карточка N13Составь словосочетания с прилагательными и существи-тельными из скобок, изменяя прилагательные по числам. Вставьпропущенные буквы.В..сѐлый (каникулы), ст..ринный (часы), м..сной (консервы), лѐ..кий (санки), праз..ничный (торты), грус..ный (напевы), поз..ний (заморозки), ненас..ный (вечера).Карточка N14Прочитай слова. Подбери к данным прилагательным именасуществительные и запиши их в виде словосочетаний. Обозначь родприлагательных, выдели окончания.Образец: серебристый иней.Прозрачная, глубокое, красный, тихий, звѐздная, солнечное,дождливая, разноцветная.Карточка N15Прочитай. Вставь пропущенные буквы и допиши окончанияимѐн прилагательных. Укажи падеж имѐн прилагательных.По опушкам среди б..рѐз прячутся в тр..ве крепк.. б..ровики,розовеют млкр.. сыроежки. Словно мал.. ребята, толпятся красного-лов.. подосиновики. Важно стоят нарядн.. мухоморыКарточка N16. Глагол.Прочитай слова. Подчеркни глаголы.Зелень, зеленеть, прыжок, прыгать, соль, солить, зелѐный, го-ворить, разговор, путать, путаница, писать, письменный, сочинять,сочинение, проверка, проверять, пение, петь, запевать.Карточка N17Прочитай. Раздели текст на предложения. Подчеркни грам-матические основы предложений. Укажи время глаголов.День наступилЗвенит по камешкам ручей река шумит с криком летит к намстая журавлей луг покрылся ковром из пѐстрых цветов весело жуж-жит пчела она перелетает с цветка на цветок солнце весело глядит напрекрасную картину дня скоро наступит вечер.