Совершенствование системы совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах с учётом принципа интеграции детских видов деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Совершенствование системы совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах с учётом принципа интеграции детских видов деятельности
Автор: Хурдюкова Ольга Юрьевна

«Совершенствование системы совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах с учётом принципа интеграции детских видов деятельности»Из опыта работы Хурдюковой Ольги Юрьевны воспитателя муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 г. Татарска Актуальность: ФГОС ДО ориентируют педагогов на решение программных образовательных задач не только в рамках непрерывно образовательной деятельности (НОД), но и при проведении режимных моментов в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольного образования. С введением новых подходов к организации образовательного процесса позиция педагога дошкольного образования, по отношению к детям, сегодня изменилась и приобрела характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общении равноправным партнером. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Использование интегрированного подхода имеет большую актуальность и объясняется целым рядом причин.
  • Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Использование различных видов деятельности в НОД, режимных моментах поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса.
  • За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
  • В связи с этим имеется необходимость совершенствовать систему работы с детьми в режимных моментах с учётом принципа интеграции детских видов деятельности. Новизну данной работы связываю с формированием у воспитанников интереса и познавательной мотивации в совместной с педагогом деятельности, общении как равноправными партнерами в разных видах деятельности. Практическая значимость заключается в том, что данный материал может использоваться педагогами детских садов. Изучив методическую литературу, нормативно правовую базу приказ №1155 «ФГОС ДО», Куцакова Л.И. «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада» Н.Ф.Губанова, «Развитие игровой деятельности», М., «Синтез»,2009 ; Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.В основу своей деятельности положила труды данных педагогов. Система работы представлена в виде последовательных действий педагога и ребёнка в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду, с учётом принципа интеграции детских видов деятельности Деятельность организованна согласно тематического планирования, на основании темы дня (недели) выстраивается вся работа. Мероприятия планируются в разные режимные моменты, содержание которых направлены на реализацию темы. При организации образовательной деятельности в режимных моментах решаю задачи формирования общей культуры детей (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности, развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности). При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности дети могут:1. Сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. 2.Могут свободно размещаться за общим столом, общаться с другими детьми по ходу работы и перемещаться по мере необходимости. 3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Раскрою систему работы на примере. Мои дети любят заниматься конструированием, у них неплохо, получается, сконструировать отдельные постройки, но труднее всего им приходится объединять постройки в один сюжет, дети затрудняются выбрать необходимый материал или подбирают , но не всегда удачно. Чтобы развить эти навыки и научить правильно их применять в игровой деятельности и в быту интегрирую деятельность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду по образовательным областям. Например, в области «Познавательное развитие» задачи конструктивной деятельности интегрирую в решение задач формирования математических способностей детей. Для того чтобы научить детей конструировать, надо дать им знания о геометрических фигурах и телах. Интеграция задач конструирования также осуществляется и в задачи сенсорного развития ребёнка, где формируются понятия о цвете, форме, величине предметов, материале, из которого сделан предмет и т.д. Организовываю с детьми различные опыты, т.е. исследовательскую деятельность, когда дети знакомятся с предметами и учатся их сравнивать.Провожу эксперименты со строительными материалами, знакомлю их со свойствами (песок – сыпучий, если из него строить дом – он будет не прочным, камень прочный, но камень требует времени, что бы воспроизвести необходимую форму, кирпич же прямоугольной формы, устойчив, постройка будет устойчивая). Во второй половине дня, после прочтения сказки «Заюшкина избушка», на прогулке предлагаю детям построить на подносе избушку лисы из снега, а зайкину избушку из веточек. Поднос с постройками приносим в группу, вместе с детьми зарисовываем опыт. (Видим взаимосвязь конструктивной деятельности практически со всеми видами детской деятельности: чтение, игра, экспериментирование, конструктивная деятельность, художественно-творческая, трудовая). В утренний отрезок времени провожу дидактическую игру «Чудесный мешочек». Цель игры: на ощупь найти фигуру для постройки, которая указана на схеме или выбрать в мешочке предмет определённой формы, сравнить несколько предметов, определить, в чём различия, где можно использовать и т.п. Так, сравнивая шар и куб, дети узнают, что у куба есть углы, которые делают эту фигуру устойчивой, на неё можно поставить другую деталь, а на шар нельзя, но зато куб трудно прокатить, а шар можно катать и его часто используют в украшении фасадов зданий. Чтобы показать детям как украшают здания, скульптуры использую ИКТ - презентации. Например, в Санкт-Петербурге есть много скульптур львов с шаром. Как вы думаете, зачем у льва под лапой шар? … По легенде: лев символизирует стражей города. Если лев начнёт засыпать, шар из-под лапы покатиться - лев проснется и опасность для города исчезнет. Таким образом, в данной игре кроме задач конструктивной деятельности решаются задачи познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности, математического развития, формирования целостной картины мира. В режиме во второй половине дня отведено время для чтения. Читая и разучивая стихи и сказки, о геометрических фигурах предлагаю, например, построить 3 домика из разных материалов как в сказке «Три поросёнка» и посмотреть, почему же 2 домика развалились, а один был очень прочным. Предлагаю детям зарисовать свои постройки или придумать схему постройки своего домика для поросят. Дети любят разгадывать загадки, поэтому во второй половине дня провожу викторину «Угадай словечко» с использованием загадок о геометрических фигурах и телах, составляем вместе с детьми описательные рассказы о своих постройках. Традицией детского сада стало организация экскурсий, прогулок за территорию детского сада - в парк на привокзальную площадь. Во время экскурсии закрепляю знания детей о конструктивных особенностях и закономерностях, знакомлю детей со зданиями города - учу определять их форму, высоту, цвет зданий, из каких деталей состоят, сравнивать с соседними зданиями (блочный – кирпичный). После экскурсии провожу беседу, рассматриваем альбомы с фотографиями различных построек, предлагаю построить «Улицу нашего города» в группе из строительного материала. Одновременно обсуждаю с детьми безопасность постройки зданий, провожу беседу о том, что рядом с домами можно построить проезжую и пешеходную дороги, какие правила должны соблюдать пешеходы и водители во время движения. В области социально – коммуникативное развитие, рассматривая фотоальбомы, иллюстрации с постройками, людьми строительных профессий, обращаю внимание детей на то, как одеты строители, обговариваем, для чего нужна спецодежда и каска. Особо отмечаю, что детям ходить на стройку опасно и запрещено! При конструировании вспоминаем, из какого материала сделаны детали конструктора, как с ним работать, если работаем с мелкими деталями или ножницами – повторяем правила их безопасного использования. Во время постройки отмечаем высоту здания, говорим о том, что высокое здание неустойчиво, может упасть и навредить здоровью других детей или сломать постройку. Таким образом, формируются основы безопасного поведения в быту, социуме. В вечерний отрезок времени вместе с детьми наводим порядок. Предлагаю разложить конструктор по цветам, классификация конструктора по моделям, помыть детали. Разложить природный материал, собранный во время трудовой деятельности на прогулке по местам. Всё это способствует решению задач конструктивной деятельности. Об интеграции конструктивной деятельности с образовательной областью «Социально- коммуникативное развитие» позволяет говорить:- Использование построек из конструктора при организации сюжетно-ролевых игр. В сюжетно-ролевой игре «Я - строитель» дети закрепляют знания о профессиях людей, работающих на стройке, учатся строить конструктивный диалог. - Использование рассказов при помощи информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) об интересных исторических постройках (египетских пирамидах, Эйфелевой башни, Кремля, старинной башни…); сравнение жилых строений древних и современных, разных народов (юрта, чум, изба, терем, шатер); обсуждение с детьми, какой дом надежнее (деревянный, каменный). В области «Художественно – эстетическое развитие» работа с бумагой – изготовление касок для строителей, лепка украшений к зданиям, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов построек, аппликация архитектурных ансамблей, зарисовка построек, рисование по трафаретам, изготовление макетов. Поскольку работу по музыкальному развитию осуществляет музыкальный руководитель, то соответственно совместно с ним осуществляем интеграцию задач конструктивной деятельности. Руководитель проводит дидактические музыкальные игры: «Ритмический кубик», «Весёлые Петрушки», «Найди пару», где дети определяют форму, цвет, размер и соотносят с музыкальным произведением. В образовательной области «Физическое развитие» провожу эстафеты, целью которых является, помимо развития физических качеств, постройка из деталей конструктора какого-либо сооружения (можно по схеме или по замыслу), правильно подобрав детали. Постройки из модулей широко использую для организации подвижных игр, а также для развития физических качеств – различные постройки, в которые можно подлезть, или проползти, или перелезть, или пройти в полный рост и т.п. Задачи конструктивной деятельности в направлении «Здоровье» тесно взаимосвязаны с задачами направления «Безопасность». Говоря о безопасности постройки, подразумевается сохранность здоровья. Все предлагаемые ребенку задания носят практико-ориентированный характер и жизненно обусловлены. Никому не секрет, что дети любят играть в песок, поэтому в группе имеется центр «Песка и воды», работа в центре в основном организовывается в холодный период времени в утреннее время, а летом вся деятельность происходит на прогулке в песочнице. Игры с песком насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Через игры с песком закрепляю с детьми понятия геометрические фигуры. Например, дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру», позволяет развивать ориентировку на плоскости, дети, рисуя песком, подготавливаются к решению задач конструирования. Также подготовительным этапом конструктивной деятельности является выкладывание по контуру бросовым материалом: дети рисуют пальчиком, например, прямоугольник, цветными крышками выкладывают стороны прямоугольника, считают, сколько крышек в каждой стороне и сравнивают длины сторон. Часто использую в своей работе дидактическую игру «Телеграф». Дети встают друг за другом, последний рисует на спине предыдущего загаданную геометрическую фигуру, следующий предыдущему и т.д. до первого, который в свою очередь рисует фигуру на песке, или выбирает её из предложенных и ставит первой и т.д. Дидактическое упражнение «Узор в геометрических фигурах», учит подбирать одинаковые предметы и располагать их в соответствии с количеством сторон, углов. В дидактическом упражнении «Чудесные раскопки» ребёнок с помощью широкой кисти ищет заранее спрятанные геометрические фигуры, затем составляет из них на песке свой рисунок или выполняет задание воспитателя – закончи цепочку.. Используя дидактическое упражнение «Чудесные следы», учу распознавать отпечатки на влажном песке - распознавать проекции объемных предметов на плоскости, упражняю в развитии пространственного воображения. Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач конструктивной деятельности возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Интеграция детских видов деятельности повышает уровень освоения ООП ДО, об этом свидетельствуют данные педагогической диагностики; дети активные участники конкурсов разного уровня.В перспективе продолжить совершенствование системы работы по средствам внедрения интерактивных методов и привлечения педагогов дополнительного образования к совместной деятельности.