Формы и методы партнерского взаимодействия педагогов детского сада с родителями


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы и методы партнерского взаимодействия педагогов детского сада с родителями
Автор: Гербер Маргарита Людвиговна

Формы и методы партнерского взаимодействия педагогов детского сада с родителямиГербер Маргарита ЛюдвиговнаВоспитатель первой квалификационной категории, муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №5 г. Татарска Новосибирской областиПартнерство с семьейФГОС дошкольного уровня образования предполагает сетевое взаимодействие ОО со всеми участниками образовательных отношений. Прежде всего, это установление партнерства между ОО и семьей. Таким образом, взаимодействие с семьей становится обязательной частью образовательной работы и программ ДОО. Данная программа исходит из современного понимания взаимодействия ОО с семьей в рамках подхода, основанного на партнерстве и концепции «Компетентный родитель», поддерживаемых ЮНЕСКО. Данный подход следует отличать от двух других подходов, основанных на принципиально иных типах отношений, определяющих роль воспитателей и родителей. Первый подход, широко распространенный в прошлом, состоял в том, что подчеркивалась ведущая роль воспитателей как специалистов в деле воспитания, образования и развития детей. Согласно этой позиции задача воспитателей состояла в том, чтобы «просвещать» родителей, учить их как правильно обходиться с ребенком. Родители должны соблюдать рекомендации, даваемые сотрудниками ОО. В этой связи говорят о «поучающей» позиции воспитателей в отношении родителей. «Работа с родителями» была обязанностью воспитателей. Сами же родители рассматривались как восприемники знаний и опыта «специалистов» (позиция «некомпетентный родитель») и соответственно формы участия определялись сугубо ОО. Неэффективность такого подхода на сегодняшний день общепризнана.Второй подход основан на понимании ОО как организации сферы услуг. В этой парадигме к качеству работы ОО предъявляются те же требования, что и к другим предприятиям коммерческой сферы. В контексте данного подхода сфера образования рассматривается, прежде всего, как рынок услуг, на котором различные ОО выступают в качестве конкурентов. Родители в данной концепции рассматриваются как значащая целевая группа маркетинговой стратегии, их потребности и установки нужно принимать всерьез. При такой установке существует серьезная опасность, что подлинные педагогические задачи ОО, имеющие в виду прежде всего благо детей, будут оттесняться на второй план в угоду претензиям, желаниям и требованиям «клиентов» (позиция «родитель как потребитель услуг»). В крайнем выражении такая позиция ведет к непропорциональному доминированию родителей в отношениях по типу «кто платит, тот заказывает музыку», «желания потребителя - закон». Обе эти позиции не являются продуктивными в контексте задачи реализации программ, ориентированных на ребенка и имеющих целью, прежде всего, благо детей. Таким целям соответствует только концепция, основанная на продуктивном диалоге и равноправном сотрудничестве всех участников образовательных отношений, прежде всего педагогов ОО и семьи. Подход, основанный на идее партнерства и концепции «компетентный родитель» исходит из основных положений, описанных ниже. Цели и задачи партнерства с родителямиСемья является институтом, который оказывает наиболее сильное влияние на развитие ребенка в раннем возрасте. Для педагогов это, прежде всего, означает, что следует признавать способности и достижения родителей в деле воспитания и развития их детей. Родители проводят со своим ребенком гораздо больше времени, чем может уделить педагог каждому ребенку индивидуально в условиях ДОО. Родители, также как и педагоги, являются «специалистами» по своим детям, хотя и совершенно по-разному.Работа ДОО только тогда может быть успешной, когда происходит интенсивное сотрудничество между матерями, отцами и педагогами. Как у педагогов, так и у родителей имеются пробелы в знаниях – у одних относительно ситуации в семье и поведения и жизни ребенка вне учреждения, у других – относительно организации воспитательного процесса и развития ребенка в образовательных организаций. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Такой обмен является основой для воспитательного партнерства между родителями и воспитателями, т.е. для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения блага детей и является обязательным для всех образовательных организаций. Иными словами, отношения обеих сторон строятся на совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и дошкольное детское учреждение равноправны, заключили между собой союз, преследуют одни и те же цели и сотрудничают. Для этого необходим обмен мнениями по поводу целей и методов воспитания. Если родители и воспитатели придут к согласию, и будут действовать общими усилиями, то можно будет добиться преемственности или взаимодополняемости в семейном и внесемейном образовании, способствующим полноценному развитию детей.Особенно важен диалог в том случае, если у ребенка имеются отклонения в поведении или какие-либо проблемы в развитии. Диалог охватывает совместный анализ поведения или проблем данного ребенка, выяснение причин проблем и поиск подходящих возможностей решения, консультирование родителей по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны детского сада и семьи. Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога.В ходе беседы специалисты занимают позицию поддержки семьи, которая при необходимости проявляется и в том, что семье предлагается помощь других служб (психологических консультаций, помощь врача, лечебного педагога и т.п.). Это свидетельствует о том, что детские дошкольные учреждения занимаются профилактикой и борются с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях.Воспитательное партнерство также включает в себя осуществляемое воспитательницами образование родителей, т.е. их просвещение по поводу нормального детского развития и позитивного стиля воспитания.Диалог с родителями необходим также для планирования педагогической работы. Воспитатели могут совместно с семьей выполнять образовательные задачи детского дошкольного учреждения только в том случае, если они знают семейный уклад доверенных им детей. Только тогда они могут передать детям «дополнительный» опыт. В свою очередь, специалисты должны информировать родителей о своей работе и о поведении отдельных детей. Родители маленьких детей хотят знать, как они могут сотрудничать с детским садом, как они могут способствовать детскому развитию и помочь своему ребенку освоиться в дошкольном учреждении (например, при переходе новичков), лучше использовать предлагаемые формы образовательной работы. Здесь партнерство становится настоящим образовательным партнерством. Например, родители активно вовлекаются в занятия с детьми, что разнообразит будни детского сада, предоставляет детям новые образовательные возможности и помогает им лучше познакомиться с жизнью мира взрослых. Также персонал детского сада может мотивировать родителей привнести в будни детского сада их особые умения (например, столярное дело, гончарное ремесло, ткачество, рукоделия и т.п. ). Кто-то из родителей может пригласить детей к себе на работу, поставить для них театральный или кукольный спектакль, организовать посещение музея, городского или поселкового совета, театра, помочь с уборкой территории и вывозом мусора и т.п. или сопровождать группу детей во время экскурсий. Особенно много разнообразных возможностей для привлечения родителей предоставляет проектная работа.Родители должны также получить возможности для участия в жизни детского сада и права участия в принятии решений. Но, помимо этих прав, родители могут принимать участие также в разработке концепции учреждения, годовом, помесячном планировании и в планировании проектов, в специальных занятиях и т.д. Наконец, родители могут самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами. Таким образом, будут серьезно восприниматься их социальные потребности. Поощряется обмен мнениями между родителями, возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.Формы взаимодействия с родителями.Мероприятия перед приемом ребенка: первый контакт с родителями; беседа при подаче заявления; предварительное посещение группы; регулярные посещения во второй половине дня; вечер-знакомство для родителей; родительское кафе в честь начала нового учебного года; посещения семей или телефонные звонки перед началом нового учебного года. Мероприятия с участием родителей и воспитателей: родительские собрания; родительские собрания в группе; родительские группы (с уходом за детьми или без него); беседы на специальные темы; встречи для матерей-одиночек; группы для отцов; встречи с иностранцами/репатриантами; работа в саду; приготовление еды для детей; оборудование детской площадки; ремонт; канцелярская работа, ведение бухгалтерии; анкетирование родителей.Мероприятия с участием семей и воспитателей: праздники; базары, ярмарки, продажа одежды «сэконд-хэнд»; мероприятия для семейного досуга (например, путешествия, экскурсии); вечера изготовления ручных поделок; вечера игр; курсы (например, гончарного дела, керамики, изготовление игрушек, шитье кукол и т.п.); мероприятия для отцов и детей; семейный досуг.Родители как помощники воспитателей: помощь родителей при организации групповых занятий и игр; сопровождение группы во время выходов за пределы детского сада; привлечение родителей к планированию педагогической работы и др. мероприятий; специальных занятий, оформлению игровых уголков; проекты детского сада с привлечением родителей (например, посещение рабочих мест родителей, демонстрирование особых умений); курсы для детей (например, обучение иностранным языкам, курсы плавания, курсы гончарного дела); привлечение родителей для помощи на время отсутствия специалиста (например, при болезни, посещении курсов повышения квалификации и т.п.).Мероприятия только для родителей: уголок для родителей с мебелью для сидения (в том числе в саду); родительское кафе; возможности для встреч в вечернее время или в выходные дни; группы для родителей (общие, тематические, по интересам/хобби); группы для матерей и отцов; мероприятия, проводимые родителями для родителей; родительская самопомощь (например, взаимный присмотр за детьми).Индивидуальные контакты: короткие беседы при случайной встрече; беседы с назначенным сроком; контакты по телефону (регулярно или при необходимости); передача материалов, записей в связи с особыми событиями; обсуждения документации развития каждого отдельного ребенка (портфолио, иные карты развития); беседы-консультации (с матерями, родителями, семьей; с привлечением третьих лиц), предложение помощи; посещения; визиты домой.Предоставление информации: печатные материалы о концепции детского сада; письма родителям, родительский журнал; информационная доска; вывешивание плана работы; стена для фотоматериалов; выставка книг и игр; возможность выдачи на дом (игры, книги, статьи, кассеты с музыкальными записями); указатели для родителей; выкладывание информационных брошюр, сайт ДОО.Представительство родителей в органах государственно-общественного управления: привлечение к разработке концепции дошкольного учреждения; обсуждение целей и методов работы детского сада; вовлечение в организационные вопросы и задачи по управлению; совместное составление годовых и рамочных планов; привлечение к планированию, подготовке и организации специальных занятий и мероприятий.Деятельность в своем муниципалитете: родители как представители интересов детского сада; родители как защитники интересов детей; совместная работа с объединениями родителей, инициативными группами, союзами и учреждениями семейной самопомощи.Работа с родителями в детских дошкольных учреждениях – это, как правило, работа с матерями. Но отцы, тем не менее, играют такую же важную роль в развитии детей. Поэтому их следует сознательно вовлекать в работу с родителями – в том числе и с помощью специальных мероприятий, таких, как занятия для отцов и детей или турниров и праздников для отцов и детей.Разнообразие сегодняшних семейных укладов требует от воспитательниц готовности вникать в разные индивидуальные ситуации отдельных семей. Речь идет о том, чтобы понять потребности и интересы родителей и разработать соответствующие формы сотрудничества с ними. Так, может быть полезно, организовать специальные мероприятия для целевых групп, например, специально для семей иностранцев, мигрантов, социально неблагополучных семей, матерей-одиночек и т.п.