"Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Жмуркина Татьяна Николаевна

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возрастаВоспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель ее состоит в том, чтобы научить ребёнка к концу дошкольного периода правильно слышать и произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем успешнее будет ребенок в дальнейшем. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. Поэтому, работая с детьми подготовительной к школе группе, мы особое внимание уделяем развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец), в умении дифференцировать звуки на слух и в произношении (твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, звуков [ Л ] и [ Р ]), работе по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударением, паузами, интонациями, силой голоса, темпом речи. Работа по формированию звуковой культуры речи осуществляется нами в двух направлениях: - в форме обучения на занятиях - и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий. Занятия являются основной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи. Такие занятия проводятся еженедельно как самостоятельные занятия, целиком посвященные звуковой культуре речи – это занятия по обучению детей грамоте или как часть занятия по развитию речи. С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях, проводится дополнительная, индивидуальная работа. На дополнительных занятиях мы используем дидактические игры, упражнения в игровой форме, различный речевой материал ( потешки, поговороки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы). Утренняя речевая гимнастика, гимнастика для глаз с проговариванием слов, прогулки, время утреннего прихода детей и перед их уходом домой также используются нами для воспитания звуковой культуры речи детей. Так, во время утренней речевой гимнастики мы тренируем артикуляционный аппарат детей, уточняем и закрепляем в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — упражняем отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуем индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, с целью закрепления правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха. Для организации работы по развитию звуковой культуры речи в группе имеется речевой уголок. Где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи. Среди них:• альбомы на разные звуки;• предметные картинки;• атрибуты для формирования правильной воздушной струи,• картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и т.д.картотека артикуляционных упражнений, картотека дыхательных упражнений, картотека пальчиковых игр, картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (физминутки), картотека хороводных игр, картотека словесных игр по всем разделам; дидактические игры на совершенствование ЗКР, дидактические игры на обогащение и активизацию словарного запаса.• книги• аудиозаписи (голоса природы, музнструментов, сказок, детских песен).В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей мы учитываем не только их возрастные особенности, но и особенности речи каждого ребенка. Мы считаем, что работа по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться не только в детском саду, но и дома. Поэтому стараемся активно привлекать родителей к воспитанию у детей чистой и , особое внимание, обращая на тех из них, которые имеют отставание в овладении звуковой стороной речи. Также хочется отметить тесную взаимосвязь в работе с учителем - логопедом. Совместно организованная с ней работа является плодотворной, так как способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.