Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Автор: Плюсова Наталья Сергеевна

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА__________________________________________________________________241904 РОССИЯ, пгт. Радица-Крыловкаул. Гончарова 19,Фокина 33тел. 28-42-40, 28-42-39Опыт работы «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»ВыполнилаВоспитатель МБ ДОУ д/с №18 «Колобок»Плюсова Н.С.Брянск СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕСовременная жизнь характеризуется расширением и интенсификацией контактов между людьми. Значимыми для успеха человека становятся не только его предметно-деятельностные способности, но и способности к общению с людьми, взаимодействию с ними в условиях совместной работы.Психологически подготовленный к общению человек – это тот, кто хорошо усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние. Это обусловливает важность формирования навыков общения начиная с дошкольного возраста.Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Эти взаимоотношения не лежат на поверхности, их надо уметь разглядеть за действиями и поступками детей, за их поведением в школе и за ее пределами. Являясь важнейшим коллективообразующим фактором в детских и подростковых группах, как и в любом другом сообществе, совместная деятельность – это способность «жить и работать сообща». Л.С.Выготский подчеркивал роль совместной деятельности для развития психики человека, показав, что «внутренние» психические процессы выступают преобразованными формами «внешней» коллективной деятельности людей, результатом их сотрудничества. Культурно-исторический подход к анализу психических явлений выявил необходимость обращения к истории развития человеческого общества, к изучению различных культур, отражающих определенную ступень общественно-экономических формаций.В отличие от совместной деятельности взрослых, в результате которой осуществляется производство и воспроизводство объектом материальной и духовной культуры, совместная деятельность детей объективно направлена на усвоение и воспроизведение общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений, хотя субъективно (для ребенка) ее мотивом являются положительные эмоции, обретающие для него особую ценность в условиях общения с другими детьми.Процесс познания окружающей действительности и овладения человеческими способами деятельности есть процесс коллективный, первоначально возникающий в системе «взрослый – ребенок». Поэтому актуален вопрос влияния стиля семейного воспитания на формирование коммуникативных навыков у дошкольников.Из всего вышесказанного следует, что проблема развития коммуникативных навыков дошкольников актуальна как с теоретических, так и с практических точек зрения.Проблема заключается в том, что в рамках данного исследования были получены данные, свидетельствующие о взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровнем развития у него коммуникативных навыков. А разработанная и апробированная коррекционно-развивающая работа с дошкольниками и их родителями позволила значительно повысить уровень развития коммуникативных навыков детей . Теоретические исследования данной проблемы построены на основе работ М.И.Лисиной , А.Г.Рузской, Л.И.Божович ,А.А.Бодалева , А.Н.Леонтьева , В.А,Лабунской , Р.С.Буре , М.И.Станкина и др. авторов.Мы предполагаем, что:
  • Уровень развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте связан с готовностью детей к совместной деятельности и стилем семейного воспитания.
  • Условиями успешного формирования коммуникативных навыков является организация совместной деятельности дошкольников и просветительская работа с родителями по оптимизации семейного воспитания.
  • Задачи:
  • Охарактеризовать основные подходы к определению коммуникативных навыков, раскрыть содержание понятия «совместная деятельность», «стиль семейного воспитания».
  • Проанализировать теоретические положения проблемы влияния опыта общения со взрослыми и сверстниками на формирование коммуникативных навыков готовности к совместным формам деятельности.
  • Рассмотреть коррекционно-развивающие мероприятия с дошкольниками и их родителями, направленных на формирование коммуникативных навыков.
  • Методы исследования.Анализ теоретической и методической литературы по теме.Среди социально обусловленных способностей человека можно выделить: способности к общению, взаимодействию с людьми. Они относятся к сфере взаимодействия человека с человеком. В качестве примеров коммуникативных способностей можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности входить в контакт с различными людьми, влиять на них, располагать их к себе и т.п.Без владения речью как средством общения, например, без умения правильно адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в человека. [5]На важнейшее значение коммуникативных навыков для общего развития ребенка с рождения и до юности обращали внимание многие психологи, например М.И.Лисина и Э.Эриксон. На это же указывал Д.Б.Эльконин. Все они подчеркивали, что психическое развитие младенца начинается с установления его эмоционального контакта с матерью, т.е. как раз с акта общения. А для того чтобы он свершился, у ребенка с рождения должна существовать элементарная способность к общению. Она действительно есть и, как мы выяснили, является генетически обусловленной в своих самых ранних проявлениях.Все специалисты в области детской и возрастной психологии придавали и придают огромное значение общению детей с окружающими людьми, доказывая, что там, где это общение ограничено (в частности, из-за того, что или у родителей, или у детей, или у тех и других одновременно не развиты способности к общению), обязательно наблюдаются задержки в психическом и отклонения в поведенческом развитии детей. [33]В становлении коммуникативных способностей можно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одной из них, является врожденная способность детей реагировать на восприятие лица и голоса матери. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с людьми определенным социальным нормам.Социальная норма поведения с психологической точки зрения есть не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми. С не меньшим основанием коммуникативными способностями могут быть названы такие свойства человека, как умение убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения правильно воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей. [27]М.И.Станкин выделяет наиболее важные невербальные компоненты, входящие в структуру коммуникативных умений и навыков.
  • Зрительный контакт с собеседником. Человек, общающийся с другим, смотрит ему непосредственно в лицо (чаще всего в глаза), когда говорит сам или слушает собеседника.
  • Доброжелательное выражение лица, улыбка. Сохранение с течение всего разговора с человеком внимательного и доброжелательного выражения лица. Широкая, открытая улыбка, искренний, неподдельный смех в те моменты беседы, когда это является подходящим.
  • Сила голоса. Человек говорит своим обычным голосом, не слишком тихо и не очень громко, с расчетом на то, чтобы его хорошо мог слышать собеседник и необязательно слышали окружающие люди. Сила голоса соответствует содержанию и тону разговора, не раздражает собеседника.
  • Гладкость (плавность, непрерывность) речи. Человек произносит речь плавно, не прерываясь, не делая ненужных пауз, порождающих излишние ожидания и напряженность у собеседника, не включает в свою речь ненужные междометия. Говорит в одинаковом темпе, не ускоряя и не замедляя речь, если в этом нет необходимости.
  • Эмоциональный тон речи. Достаточно выразительный голос с необходимыми экспрессивными компонентами.
  • Поза. Во время разговора человек стоит или сидит свободно, удобно, раскованно. Поза и мышцы являются расслабленными.
  • Жесты. Использование разнообразных движений рук, головы в процессе разговора в соответствии с его ходом и содержанием. Периодические, небольшие движения головой во время пауз в речи собеседника подтверждают согласие или выражают несогласие с ним.
  • 8.Выражение лица. Оживленное, внимательное выражение, свидетельствующее о заинтересованности разговором и о понимании собеседника. [47]Для развития коммуникативных навыков важно развитие перцептивных способностей и умений, т.е., способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей: определять характер человека, его настроение и внутреннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия и, исходя из этого, искать адекватный стиль и тон общения в каждом конкретном случае. Ведь совершенно ясно: одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным, доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного, враждебно, настроенного собеседника и т. д.Существенно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие аспектов коммуникативных навыков не может идти изолированно. В совокупности они предполагают работу по развитию личности в целом, а в частности, развитие у него ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфически социальных установок.[10] Потребность в общении в норме присуща каждому, но мера ее развитости различна в связи с половыми, социокультурными, возрастными и характерологическими особенностями человека. Учитывая влияние на степень ее развитости всех этих детерминант, необходимо, как правило, вести специальную работу и создавать условия для ее возвышения, т. е. добиваться того, чтобы человек стремился не только просто удовлетворять свою потребность в эмоциональных контактах с людьми, но испытывал нужду в глубоком эмоциональном, содержательном общении c коллегами, общении — обмене духовными и эмоциональными ценностями. Однако даже высоко развитая потребность в общении может удовлетворяться лишь тогда, когда человек обладает эмпатией, которую необходимо развивать. Эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства — проявляется в сопереживании и (или) сочувствии. В идеале важны оба проявления, но, как минимум, необходимо наличие хотя бы сочувствия. Эмпатия — важнейший показатель профессиональной годности в профессиях типа «человек-человек», поэтому ее развитию следует уделять особое внимание. Потребность в общении и эмпатия далеко не исчерпывают тех психических особенностей, которые необходимы для развития коммуникативных навыков. Развитие и общительности и эмпатии, и любых других сторон личности как субъекта общения становится реальным и эффективным лишь в том случае, если человек обладает развитой рефлексией, т. е. готовностью к самоанализу и навыками его. Развивая рефлексию как компонент коммуникативных навыков, важно особое внимание уделять, с одной стороны, развитию умения критично относиться к себе, а с другой — принимать себя как личность, которую можно самому совершенствовать (в определенных пределах и необходимых направлениях).Рефлексия — предпосылка способности к саморегуляции, которая совершенно необходима в повседневном взаимодействии с людьми вообще, в профессиональной деятельности в особенности, и поэтому может рассматриваться как составляющая коммуникативных способностей человека.По мнению X.И.Лийметса, развитие саморегуляции предполагает целенаправленное формирование и создание условий для проявления готовности правильно воспринимать требования других людей, коллектива, общества в целом, готовности к анализу ситуации, в которой находится и действует человек в связи с реализацией этих требований, готовности к анализу собственных возможностей успешно выполнять требования; умения планировать различные сферы деятельности соответственно внешним условиям и внутренним возможностям; готовности предъявлять требования самому себе; умения подавлять другие мотивы и сосредоточиться на выполнении предъявленных самому себе требований; готовности, если это необходимо, выносить большие нагрузки. [32]Коммуникативные навыки включают в себя наряду с рядом психических свойств определенные особенности мышления: открытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность ассоциативного ряда, развитость внутреннего плана действий. Как показывают имеющиеся исследования (Л.Б.Ермолаева-Томина, У.В.Кала, Я.А.Пономарев, Р.Е.Тафель и др.), эти свойства мышления определяют умение видеть и ставить проблемы, что крайне важно для развития творческого подхода к коммуникативным процессам и к деятельности в целом.Коммуникативные навыки и коммуникативные способности предполагают сформированность у человека определенных социальных установок. Необходимо, чтобы они относились к окружающим, коллегам как к цели, а не как к средству решения задач или достижения собственного благополучия. Им необходим интерес к самому процессу общения, а не только к его результату. Важно понимать, что общение — это диалог, требующий умения слушать и умерять свой "монологический пыл", проявлять терпимость и к идеям, и к недостаткам партнера. Не менее существенна сформированность у человека коммуникативных умений, устанавливать контакты в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с точки зрения дела партнерами; входить в ситуацию общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в различных случаях; выбрать адекватные способы взаимодействия в деловом или эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве. Совместная деятельность представляет собой единство всех членов группы по месту, времени и действию. Все участники совместной деятельности объединены общей целью ее осуществления. Это значит, что индивидуальные цели каждого должны совпадать, либо групповая цель должна стать целью каждого участника. Совместная деятельность предполагает наличие заданной сетки обязанностей членов группы. Она предполагает наличие связей ее участников между собой, их взаимозависимость в процессе деятельности. Эти связи существуют в форме вербальных контактов, обмена действиями и оценками. Совместная деятельность в детской группе происходит на фоне совместных переживаний, благодаря которым в детской группе особой силы достигают социально-психологические эффекты подражания взрослым и сверстникам, уподобления себя им и их себе.На основе многочисленных экспериментальных исследований А.В.Петровский выделяет основные стадии развития совместной деятельности ребенка с другими. Первая стадия развития – младенчество. Именно в самом раннем детстве возникает эмоциональная совместность в диаде «взрослый-ребенок». При этом важно отношение к ребенку ухаживающего за ним взрослого.Эмоциональная холодность матери, не уделяющей ребенку необходимого внимания, также может привести к скрытым формам госпитализма. В то же время эмоционально теплые взаимоотношения взрослого и ребенка приводят уже на первом году жизни младенца к положительно окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Отношение к сверстникам у младенца носит характер заинтересованности: дети, пугающиеся незнакомого взрослого, дают положительные реакции на незнакомого ребенка. Если же с помощью зеркал младенцу демонстрируют его собственное отражение, он отвечает на это восхищением.Вторая стадия развития совместной деятельности приходится на ранний дошкольный возраст. Дети этого возраста, находясь в обществе сверстников, соблюдают «дисциплину расстояния»: они сосредоточены на себе и наблюдают друг за другом издалека; изредка завязываются кратковременные контакты, в которых для ребенка сверстник выступает как неживой объект, в чем-то подобный игрушке. Особенно наглядно эта особенность проступает в детской эгоцентрической речи, «речи для себя»,охарактеризованной Л.С.Выготским. При этом ребенок не пытается стать на точку зрения собеседника, воздействовать на него, его речь обращена к себе самому, а не к другому человеку. Деятельность в группе детей этого возраста образует лишь формальное единство по месту, времени и действию. Хотя здесь имеет место ярко выраженный общий эмоциональный фон, в такой группе деятельность протекает параллельно, «рядом», это стадия предсотрудничества со сверстниками.Третья стадия развития совместной деятельности специфична для среднего дошкольного возраста. В этом возрасте появляется совместное действие между детьми, пока еще в значительной степени как механическое слияние действий; соучастие, взаимное согласование выражены минимально. Но здесь уже появляются элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении контактов со сверстниками, в объединении детей на основе взаимного интереса к игре, в появлении избирательных отношений симпатий-антипатий. У ребенка рождается субъектное отношение к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности, без которого «играть неинтересно».Четвертая стадия развития совместной деятельности характерна для старшего дошкольного возраста - младшего школьного возраста, когда появляются так называемые «играющие коллективы», в которых существует общность требований, согласованность действий, единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, общественно полезном труде, учебе. Ребенок в своих взаимоотношениях со сверстниками начинает принимать во внимание их интересы и в ряде случаев руководствоваться оценкой их нравственных качеств. Сверстник выступает для него не только как средство успешности совместной деятельности, но и как ее цель. Проявляется чувство «Мы», формируется умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотнося личные интересы с общественными, групповыми.Пятая стадия наиболее рельефно проявляется в подростковом возрасте. Формирующаяся деятельность в этом возрасте приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели деятельности, выработки ее плана, общей «расстановки сил» и общего предвосхищения ее результатов.Шестая стадия развития совместной деятельности ярко выступает в раннем юношеском возрасте. Уровень коллективной жизни у юношей и девушек значительно выше, чем у подростков, чему немало способствуют различные формы общественно полезного труда учащихся.Одной из наиболее ранних форм совместной деятельности со сверстниками в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Там, где по замыслу игры предусмотрено несколько персонажей, ее участники вступают во взаимодействие. Им приходится, уточняя позиции партнеров, согласовывать с ними свои действия, учиться формулировать и предъявлять требования к другим, самим подчиняясь этим требованиям, и таким образом определять свое место в системе межличностных связей.Как писала Островская Л.Ф.,уже в начале третьего года жизни в совместной деятельности дошкольников можно выделить некоторые элементы групповой структуры. Так, было доказано, что дети 2,5 лет могут самостоятельно, в элементарных формах организуя взаимодействие в игре, распределять роли, быть «главными» и «подчиненными», т.е. иметь в игре свой статус. Достижение результата не является тем, ради чего дети организуют совместную деятельность, хотя сюжеты игр, разрабатываемые участниками взаимодействия или предлагаемые педагогами, объединяют детей общим замыслом. Чем больше этот замысел, выступающий в роли цели совместной деятельности дошкольников, предполагает объединение индивидуальных усилий, тем больше игра способствует формированию групповых норм совместной деятельности.[9]К старшему дошкольному возрасту ориентация на совместную деятельность со сверстниками усиливается. И хотя при этом контакты остаются непродолжительными, ситуативными и осуществляются в связи с отдельными действиями («кормлю дочку», «покупаю в магазине продукты»), цели совместной деятельности становятся более обобщенными. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы создавать такие ситуации, где в игре и элементарных формах трудовой деятельности могли бы развиваться социальные умения ребенка: такие, например, как умение прийти на помощь товарищу, понять его состояние, осуществлять контроль за действиями «по правилам» и т.д.Накопленных дошкольниками впечатлений и жизненного опыта явно недостаточно, чтобы самостоятельно организовать совместную деятельность, обладающую потенциалом воспитывающих воздействий. Воспитателю необходимо организовывать совместную деятельность с учетом возрастных особенностей дошкольников и вести их от игр одиночных к играм «рядом» от игр «рядом» к играющим группам, предполагающим взаимодействие, и, наконец, от играющих групп к играющим коллективам.По мнению Мухиной В.С., в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами в полном смысле этого слова, т.е. группами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейшим этапом накопления и закрепления в реальном взаимодействии норм сотрудничества, справедливости, товарищества, гуманных отношений. Дошкольные детские объединения представляют собой группы, где еще только начинают закладываться основы групповых отношений, нормы которых начинают осознаваться детьми. Взаимосвязи в совместной деятельности дошкольников – это лишь слепок взаимодействия взрослых, их форм поведения. Поэтому в объединениях дошкольников складываются лишь элементы коллективных отношений, а не подобные отношения как таковые, ибо нормативное поведение проявляется лишь в конкретных ситуациях и не распространяется на все сферы взаимодействия в группе.Установлено, что шести-семилетний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, взять на себя ответственность за свою позицию и проявить независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако, это возможность, проявляющаяся в исключительных случаях, но не постоянная линия поведения шестилетнего ребенка.(Добрович А.Б.)Деятельность ребенка 6-7 летнего возраста на занятиях проходит в окружении сверстников. «Это создает возможности,- указывала А.П.Усова, - для активного влияния детей друг на друга, и если эти возможности правильно использовать, то обучающий детей взрослый приобретает серьезную поддержку своим усилиям; эффект получается гораздо больший, чем тогда, когда взрослый работает с одним ребенком. Но это может быть только при том условии, если перед детским коллективом ставятся задачи, объединяющие силы детей, вызывающие общие переживания и тем самым побуждающие детей к активности». [18]В старшем дошкольном возрасте работа по формированию у детей опыта совместной деятельности достаточно многогранна: у ребенка воспитывают ответственное отношение к его работе как части общей, формируют представление о значимости того, что он делает для получения общего результата.Такая постановка задачи мобилизует детей, ибо результат работы каждого участника становится значимым для получения общего результата, и работа каждого оценивается группой, становится предметом обсуждения.Разъясняя особенности выполнения задания, педагог подчеркивает, что результат будет качественным, если каждый из воспитанников постарается.(Буре Р.С.,Островская Л.Ф.)Наряду с этим, по мнению А.В.Запорожца и Т.А.Марковой ,в старшем дошкольном возрасие возможна более сложная организация совместной деятельности. Особенность этой организации состоит в использовании заданий, требующих распределения работы между участниками. [14]После приобретения дошкольниками опыта самостоятельного распределения работы между ее участниками Л.А.Венгер советует переходить к более сложной организации, когда содержание заданий объединяет детей в коллективы. Например, каждой небольшой группе детей (из трех-четырех человек) предлагается всем вместе вылепить композицию к какому-либо эпизоду из сказки.[12]Л.А.Венгер отмечает ,что если такая деятельность имеет систематический характер, у детей возрастает интерес к совместной работе, они на собственной практике получают подтверждение преимуществ коллективной работы; у дошкольников формируются умения действовать согласованно, отстаивать свое мнение, правильно относиться к собственным успехам и неудачам, успехам и ошибкам товарищей.[12]Большое положительное влияние на формирование у дошкольников умения согласовывать свои мнения и действия, на выработку способов сотрудничества оказывают задания, требующие от детей совместного обсуждения каждого этапа работы.Дьяченко О.М .,Лаврентьева Т.В .отмечали ,что для выполнения совместных заданий дети должны объединяться с учетом уровня умений каждого ребенка, наличия творчества, самостоятельности, волевых качеств, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками. Неумение ребенка проявлять внимание к товарищу, оказывать при необходимости помощь, учитывать справедливое замечание может оказать отрицательное влияние на формирование коммуникативных навыков. Разлад во взаимоотношениях непременно окажет влияние и на результат совместной работы. И наоборот. Наличие доброжелательности позволит умелому научить неумелого, активному – поддержать неуверенного, дисциплинированному, исполнительному – остановить того, кто позволяет небрежность, поспешность. [20]Постепенно усложняя способы объединения детей, педагог формирует у них практический опыт поведения в совместной деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и с радостью как от своих, так и от общих достижений, что приводит к формированию настойчивости, старательности, доброжелательности, выдержки. У дошкольников воспитывается чувство ответственности друг перед другом за качество своей работы, формируется потребность в сотрудничестве. (Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.)Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.Как показали исследования Л.С.Выготского, которые были затем подтверждены многочисленными экспериментальными работами других авторов, общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредованное строение высших, специфически человеческих психических процессов. [19]Как указывала М.И.Лисина ,на протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования процесса общения ребенка с окружающими. Основное изменение состоит в том, что наряду с общением, нацеленным на согласование действий индивидов для достижения практически важного результата, появляются акты коммуникации, прямо не решающие практические, деловые задачи. Ребенок испытывает потребность в общении со взрослым как авторитетным носителем общественного и нравственного опыта и стремится получать от него оценку своих мыслей, поступков и личностных качеств, достигнуть с ним взаимопонимания и сопереживания, научиться действовать, как он.[31]Потребность в сотрудничестве, характерная для делового человеческого общения, а тем более потребность в интимно-личностном общении складывается лишь постепенно внутри самого коммуникативного процесса в результате взаимодействия ребенка со взрослыми. Новые мотивы общения формируются в процессе жизни, в конечном счете они, подобно средствам коммуникации, усваиваются детьми в результате их взаимодействия со взрослыми. [1]У детей 6-7 лет отношения со взрослым складываются на фоне дифференцированного взаимодействия с разными категориями лиц – с родными в семье, где у детей уже имеются свои права и устойчивые обязанности, с воспитателями детского сада, которые не только воспитывают, но и учат детей; у некоторых дошкольников уже имеется опыт взаимодействия с настоящими педагогами – музыкальными работниками, спортивными тренерами и др. Естественно, что при этом расширяется сфера интересов детей: углубляются познавательные запросы, сформируется пристальное и активное внимание к окружающим людям (в основном, близким) и к взаимоотношениям между ними.В первые семь лет жизни не только совершается количественное обогащение коммуникаций ребенка с окружающими, но и происходят качественные преобразования деятелности общения, связанные с изменением его содержания, средств и результатов. Работы различных авторов, отечественных (А.Н.Леонтьев, Ф.И.Фрадкин, Г.Л.Розенгард-Пупко, Н.М.Щелованов и Н.М.Аксарина, Д.Б.Эльконин, Н.Л.Фигурин и М.П.Денисова, Р.Е.Жуковская и др.) и зарубежных (Мак Карти, Х.Гевиртц, Р.Уошборн, И.Брекбилл и др.), содержат материалы, более или менее полно описывающие особенности некоторых форм общения ребенка со взрослыми.А.В.Запорожец и М.И.Лисина, используя свои материалы и факты, описанные в литературе, охарактеризовали те качественно-специфические формы, в которых осуществляется коммуникативная деятельность детей в дошкольном возрасте. [41]Для формы общения характерной детям 6-7 летнего возраста свойственно преобладание личностных мотивов. Личностные мотивы общения у дошкольников характеризуются их внеситуативным характером общения, направленностью на выяснение тех сторон личности другого человека, которые не имеют прямого отношения к тому, чем сейчас занимаются ребенок и взрослый. Соответственно этому ребенок стремится получить от взрослого человека оценку свойств и качеств своей собственной личности по поводам, которые также могут не иметь прямой связи с непосредственной ситуацией.Образ другого человека приобретает для ребенка особую полноту и четкость, «константность» и объективированность.Эта форма общения возможна только при использовании речевых средств, хотя большую роль по-прежнему играют и другие коммуникативные акты, и прежде всего экспрессивно-мимические. [23] В психологии считается аксиомой положение о том, что внешние, социальные отношения ребенка обусловливают его личностное развитие, становятся его «внутренними» отношениями, входят в структуру его личности. Семья является первой и самой главной группой в жизни ребенка, поэтому и определяет в основном развитие ребенка в первые годы и ,во многом в последующие. В зарубежной литературе большой интерес для понимания проблемы взаимоотношений родителей и детей представляют работы Э.Берна. В отечественной литературе достаточно широко представлены работы, описывающие стили семейных взаимоотношений и стили воспитания.Под стилем семейного воспитания понимаются наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные метод педагогического воздействия, которые выражаются в свободной манере словесного обращения и взаимодействия. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. Л.Г.Саготовская [18,140] выделяет шесть типов отношения родителей к детям: чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети – главное в жизни; безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам; эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи; отношение к ребенку как к объекту воспитания без учета особенностей его личности ;отношение к ребенку как к помехе в карьере, в личных делах; уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.А.В.Петровский [22,103] выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкий разработали классификацию в которой выделяется 6 основных типов семейного воспитания.
  • Потворствующая гиперпротекция. Ребенок в центре внимания семьи и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.
  • Доминирующая гиперпротекция. Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время, мешая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.
  • Жестокое обращение складывается из большого числа требований, предъявляемых к ребенку, количества запретов на действия и жестких санкций за невыполнение требований.
  • Эмоциональное отвержение образуется сочетанием пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестоком обращении с ним. В крайнем варианте это воспитание по типу «золушки».
  • Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем.
  • Безнадзорность. Пониженная протекция, повышенный уровень удовлетворения потребностей, пониженный уровень требований к ребенку и пониженное число запретов характеризуют данный стиль. Ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им, не контролируют его. [30,68]
  • В.М.Минияров дает следующую характеристику реального влияния вышеуказанных стилей семейного воспитания (по классификации В.М.Миниярова) на формирование личности ребенка и коммуникативных навыков в частности. [34,132].
  • Дети, воспитывающиеся в семье с попустительским стилем воспитания, не могут обходиться без детского коллектива. Среди людей они чувствуют себя как «рыба в воде». Коллектив для них – это «поле для интриг и выгодных сделок». Они берут понравившиеся им чужие вещи на время, а потом присваивают насовсем. Им безразлично общественное мнение коллектива, хотя внешне они могут руководствоваться интересами коллектива. Они прикидываются бескорыстными людьми, готовыми отдать все до последнего, что у них есть.
  • Состязательный тип воспитания. В любом коллективе детском или взрослом, люди этого типа стремятся быть его лидерами, в особенности официальным. Коллектив для этого типа людей не только место, где он может выделиться, но и орудие, с помощью которого он может «подняться на Олимп», на новую ступеньку в социуме. Будучи рядовыми членами коллектива, они всячески стремятся возвыситься над другими за счет демонстрации своих достижений. Встав во главе коллектива, без устали будут подстегивать его членов, чтобы они были лучшими среди других, т.к. этим самым они еще раз подчеркнут перед вышестоящими свое превосходство как руководителя.
  • Рассудительный тип семейного воспитания. В общении с товарищами они не стремятся к превосходству, помогают им во всем бескорыстно. У этого типа детей сильно коллективистское чувство, во имя общих интересов они всегда готовы свои принести в жертву. Поэтому всегда являются «душой коллектива», поддерживают оптимистическое настроение и выводят членов коллектива из тупиковых, неловких ситуаций.
  • Предупредительный стиль (гиперпротекция). В дошкольном возрасте дети из этих семей практически не нуждаются в коллективе, абсолютно к нему равнодушны, точно так же как и коллектив к ним. Они в основном приглядываются к деталям и делают лишь то, что все члены коллектива. В отдельных случаях коллективные отношения им заменяют родители, и они абсолютно безразличны как к коллективным интересам, так и к его членам.
  • Контролирующий стиль (жестокое обращение и гиперопека). У детей такого типа семей двоякое отношение к коллективу. С одной стороны они желают быть его членом, а с другой – у них испорчены отношения с каждым. В дошкольном возрасте, если они адаптировались к детям детского сада, то мирно могут играть со сверстниками. Они с трудом играют в коллективные игры, чаще стоят в стороне и исподтишка стараются мешать играющим.
  • Сочувствующий стиль воспитания. В дошкольном возрасте не стремятся устанавливать никаких отношений со своим коллективом, как правило, ни с кем не дружат и не любят ходить в детский сад т.к. очень сильно устают от большого скопления «хаотично мельтешащих сверстников» [18,193].
  • В целом эти дети признают ценности коллективных отношений и всегда руководствуются их интересами, если им это даже в ущерб. Основным недостатком таких детей является безынициативность. Они всегда выжидают, а если берутся за выполнение какой-либо работы, то добросовестно выполняют только то, что необходимо, не привнося своих новаций.
  • Гармоничный стиль (собраны позитивные черты всех предыдущих). Такие дети никогда не ставят свои интересы выше общественных и выше интересов своих товарищей, поэтому всегда любимы своими друзьями. Их главным принципом является справедливость в решении жизненных вопросов в пользу коллектива. Они умеют защитить своих товарищей, друзей, самих себя. Нет стремления и чувства превосходства над другими, желания, унизить ближнего, возвыситься над ним. К ним тянутся многие сверстники, и подчас они по заслугам бывают лидерами. Эти дети умеют дружить со сложными, «трудными» или просто педагогически запущенными сверстниками. В дружбе они положительно влияют на последних, т.к. не позволяют им преступить через нравственные нормы поведения, которые всегда соблюдают сами.
  • Итак, из всего вышесказанного следует, что стиль семейного воспитания является очень значимым фактором формирования коммуникативных навыков старших дошкольников.ВЫВОДЫ :1. Коммуникативными навыками называют умения правильно адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях. Коммуникативными навыками могут быть названы и такие свойства человека, как умение убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей.2.Среди наиболее важных невербальных компонентов, входящих в структуру коммуникативных умений и навыков выделяют: зрительный контакт с собеседником, доброжелательное выражение лица, улыбка, сила голоса, гладкость (плавность, непрерывность) речи, эмоциональный тон речи, поза жесты, выражение лица. 3. Для развития коммуникативных навыков важно развитие перцептивных способностей и умений. Развитие аспектов коммуникативных навыков не может идти изолированно. В совокупности они предполагают работу по развитию личности в целом, а в частности, развитие у него ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфически социальных установок.4. Совместная деятельность представляет собой единство всех членов группы по месту, времени и действию. Все участники совместной деятельности объединены общей целью ее осуществления. Совместная деятельность в детской группе происходит на фоне совместных переживаний, благодаря которым в детской группе особой силы достигают социально-психологические эффекты подражания взрослым и сверстникам. 5. А.В.Петровский выделяет основные стадии развития совместной деятельности ребенка с другими. Первая стадия развития – младенчество,вторая стадия приходится на ранний дошкольный возраст третья стадия специфична для среднего дошкольного возраста. В этом возрасте появляется совместное действие между детьми, пока еще в значительной степени как механическое слияние действий; соучастие, взаимное согласование выражены минимально. Четвертая стадия развития совместной деятельности характерна для старшего дошкольного возраста - младшего школьного возраста, когда появляются так называемые «играющие коллективы». Пятая стадия наиболее рельефно проявляется в подростковом возрасте шестая -ярко выступает в раннем юношеском возрасте.6. В старшем дошкольном возрасте ориентация на совместную деятельность со сверстниками усиливается. И хотя при этом контакты остаются непродолжительными, ситуативными и осуществляются в связи с отдельными действиями цели совместной деятельности становятся более обобщенными. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы создавать такие ситуации, где в игре и элементарных формах трудовой деятельности могли бы развиваться коммуникативные навыки ребенка: умение прийти на помощь товарищу, понять его состояние, осуществлять контроль за действиями «по правилам» и т.д.7.Потребность в сотрудничестве, характерная для делового человеческого общения, а тем более потребность в интимно-личностном общении складывается лишь постепенно внутри самого коммуникативного процесса в результате взаимодействия ребенка со взрослыми.8. Внешние, социальные отношения ребенка обусловливают его личностное развитие, становятся его «внутренними» отношениями, входят в структуру его личности. Семья является первой и самой главной группой в жизни ребенка, поэтому и определяет его развитие ребенка .9. Под стилем семейного воспитания понимаются наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные метод педагогического воздействия, которые выражаются в свободной манере словесного обращения и взаимодействия. 10.В психологической литературе описано несколько классификации стилей семейного воспитания.В данном эмпирическом исследовании будет использована классификация предложенная Эйдемиллером Э.Г., Юстицким В.В.Цель проводимой работы по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников заключается в следующем:
  • Формирование коммуникативных навыков, установление доверительных отношений в группе, умение устанавливать дружеские отношения и работать в коллективе сверстников, формирование предпосылок делового общения.
  • Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей, оптимизация взаимоотношений родителей с детьми и стилей семейного воспитания, формирование навыков эффективного общения взрослых и детей.
  • Задачи решаются в процессе занятий с детьми, а также консультативно-просветительских занятий с родителямиВсего с дошкольниками проводится 9 занятий по изодеятельности (лепке и рисованию). Занятия предусматривают коллективную деятельность детей (микрогрупповую или общегрупповую). 4 занятия – открытые, т.е. проводятся в присутствии родителей. Это делается с целью ознакомления родителей со способами организации совместной деятельности детей, а также с возможностями данной деятельности в формировании коммуникативной готовности к школе.Длительность каждого занятия – 30-35 минут; периодичность проведения – 1 раз в неделю, проводятся с целой группой детей во второй половине дня.Всего с родителями планируется 10 встреч. 4 из них – это наблюдение открытых занятий с детьми, с их последующим обсуждением. 6 встреч – это групповые тематические консультации. Опираясь на полученные факты и сделанные выводы, мы наметили основные задачи, используя программу «Азбука общения».
  • Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
  • Воспитать интерес к окружающим людям, развивать чувства, понимания и потребности в общении.
  • Формировать коммуникативные навыки в различных жизненных ситуациях со сверстниками, родителями, педагогами, окружающими людьми.
  • Вырабатывать у детей положительные черты характера, которые способствуют взаимопониманию в процессе общения.
  • Проводя работу по данной теме, мы уделили большое внимание формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Воспитанию у детей уважительного отношения к себе и к окружающим, развитию творческих способностей и воображению в процессе игрового общения. Обучению речевым средствам общения, умению пойти на компромисс в нужной ситуации, корректировать нежелательные черты характера и поведения. Мы поставили цель:
  • Дать детям знания об искусстве общения.
  • Приобрести навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе.
  • Формировать у старших дошкольников социальный контакт.
  • Развивать способность к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
  • В свою программу по формированию коммуникативных навыков мы включили такие разделы:1. Языки общения (навыки общения с внешним миром). Целью этого раздела послужило: дать детям представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром, показать значение органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движении в процессе общения.У детей вырабатывались следующие навыки:
  • Учились правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
  • С помощью чувств узнавать эмоциональное состояние сверстника.
  • Учиться правильной осанке, жестикуляции при общении.Детям предлагались по этой теме различные игры. Игра - драматизация«Спрятанная котлета» (Т. Остер). Д/И «Радио», подвижная игра - «Веселыйхоровод».Живое человеческое общение - это самое интересное на свете. По данным экспериментальным психологическим исследованиям 2/3 информации о партнере по общению исходит от непосредственно наблюдаемого коммуникативного поведения, в котором наряду с двигательными и речевыми средствами входят мимика и пантомимика. Необходимо у дошкольника мягко, но настойчиво воспитывать культуру жеста, т.к. в этот период дети неистово жестикулируют. Использование и постоянное развитие мимических средств помогает не только понять собеседника, но и внести подлинную радость в общении друг с другом.2.Раздел «Этот странный взрослый мир» (формирование потребностей вобщении с взрослыми).Используя этот материал, мы давали детям представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Дети этого возраста эгоцентричны: они не понимают ещё, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Настроение взрослых членов семьи, их поступков, отношения между собой непосредственным образом складываются на формирование коммуникативных навыков ребенка. Вместе с родителями мы учили понимать окружающих взрослых в духе добра, уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, воспитывать заботливое отношение. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются в различных ситуациях на улице, в транспорте, магазине.Игры «Маленькие помощники», «Кто больше назовет действий». Инсценировка отрывка из сказки К. Чуковского «Бармалей» на тему «Я должен спросить у мамы».Воспитывать у детей умение общаться с незнакомыми людьми. Беседа «Что делают наши мамы и папы», - формирует у детей представления о разных профессиях. Занятие «Чем можно порадовать маму». Этюды «Любящий сын», «Улыбнемся маме». Занятие «Бабушкин портрет». Помогают детям понять основы взаимоотношений с родителями, близкими людьми. Проявить заботу и добрые чувства к близким, понимать значимость труда взрослых. Знания, полученные из этого раздела воспитывают у детей добрые и искренние чувства, привязанность к семье, помогают детям ценить хорошие отношения, получать радость от общения со своими близкими, проявлять заботу о них, оказывать посильную помощь. Д/И «Магазин игрушек», «На улице», закрепляются навыки общения и поведения в общественных местах.3.Раздел «Как мы видим друг друга» (формирование потребности вобщении со сверстниками).Формы общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам.А.С. Макаренко говорил: «Что ребенок в игре таков, каким будет, когда вырастит и станет самостоятельно работать» (с-38). Игры со сверстниками имеют большое значение: в процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. И так естественно, непринужденно и незаметно происходит «Сорос информации», от избытка которой страдают современные дети.В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать, В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на свое место. Дети развивают свои организаторские способности, качества лидера, тянутся за лидером в группе. Группа во главе с лидером - лучшая, наиболее естественная модель социализации ребенка, принятие им норм общения и взаимодействия с людьми.Общение со сверстниками играет ведущую роль в развитии интеллектуальных речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Играя с друзьями, дети привыкают что-то делать совместно, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находят своё место в нем, а самое главное, получают более верное представление о науке, другими словами, их умственное, психическое, социальное, физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с друзьями. В общении со сверстниками можно предотвратить типичную проблему для единственного в семье ребенка - как можно больше расширить его контакты с окружающим миром. Чем больше он будет думать, и поступать так же, как другие, тем меньше он станет чувствовать себя «единственным ребенком» и не вырастит эгоистом. В этом помогают детям следующие игры, занятия, упражнения «спиной к друг другу».Игра - драматизация. Игра - беседа «Кто мы», этюд «Кто виноват», подвижная игра «Вспомни имена своих друзей». Сюжетно - ролевая «В гостях». Мы ставим цели учить детей обращать внимание на индивидуальные особенности сверстников и выражать свое мнение о них. Воспитываем умение общаться друг с другом, несмотря на разницу и возможности детей. Развиваем умение сотрудничать и сопереживать, оказывать заботу и внимание. В процессе обучения учим переживать положительные эмоциональные состояния общения с другими детьми замечать свои и чужие плохие и хорошие поступки, высказывать свое мнение о друзьях. В процессе игры мы стремимся развивать чувство радости, хорошего настроения от общения со сверстниками. В результате проведения занятий наши дети применяют полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях умеют радоваться для себя и для других, воспитывают потребность в общении со сверстниками, представляют себе, что такое иметь друзей и свою роль в семье. У детей вырабатываются навыки умения участвовать в совместной игре, вести себя адекватно в обществе взрослых и детей, оказывать помощь в трудной ситуации, умение уступать другим, делиться с друзьями сладостями, радоваться успехом других, быть благородным за проявленную заботу, умение вести короткие диалоги и ситуации творческого и игрового общения. Умение определять по выражению лица чувства радости и веселое настроение, отличать положительное эмоциональное выражение, радоваться за других и вместе с другими, выражать чувства сопереживания при общении с друзьями, понимать шутку в различных ситуациях общения.У детей мы формируем чуткость, доброжелательность, соучастия и сотрудничество в процессе общения друг с другом. Все это дети берут из совместных игр, занятием П. и «не намочи ноги», этюд «Кто виноват».В разделе «культура общения», мы ввели технику общения в различных ситуациях (как спорить, не унижая друг друга, как принимать гостей, вести себя за столом, как разговаривать по телефону). Мы показывали, прививали детям хорошие манеры, подражая нам, дети усвоили все правила приличия.В дошкольном возрасте дети сами готовы постепенно учиться тому, что и как надо делать, чтобы не попасть в просох. Мы давали детям знания об основах принципах, на которых строятся эти отношения, контролировали, как ведут себя дети, как справляются со своим поведением. Мы учили, что можно делать и чего нельзя, игра - драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо?»Давали представление детям о различных формах вежливого общения, знакомили с правилами этикета. Игра - драматизация, «Письмо о радуге», Д/И «Я вам пишу». Игра - драматизация - «Мама обедает», учим детей, быть гостеприимными хозяевами.При обучении мы использовали такие методы как дидактические, словесные, подвижные игры, игры с правилами, (см. Приложение).Метод совместные игры способствовал тому, что в обращении со сверстниками стали более сдержанными, вежливыми.Драматизация помогала не только лучше усвоить содержание рассказа, стихотворения, сказки, обогатить речь детей, способствовала возникновению подражать своим героям.Под влиянием игры - драматизации дети приобрели положительный опыт поведения, начали свободнее чувствовать себя при общении со сверстниками и взрослыми. Играя, ребенок получает удовлетворение только в том случае, если действует в соответствии с правилами игры и выполняет их. В процессе усвоения правил, мы опирались на естественное стремление ребенка быть достойным похвалы. Мы вводили следующие правила:
  • Играть нужно дружно, не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей, принимать всех желающих, уметь извиниться.
  • Беречь игрушки и убирать их на место.
  • В группе соблюдать порядок, разговаривать тихо, не мешая другим.
  • 4.Помогать товарищам «научился сам, научи товарища».Правила нами вводились в непринужденной, естественной, игровой ситуации, в индивидуальных беседах после игр. Они предлагались в основном с опорой на игровые методы и приемы, игры - занятия, игры - беседы.Наблюдая за поведением детей в детском коллективе, мы старались помочь каждому построить правильные взаимоотношения с товарищами. Так в отношении Владика, Алеши, которые допускали грубость во взаимоотношениях с детьми, стремились выполнять только главные роли, если не испытывали удовлетворения, то позволяли себе разрушить постройку, отнять машину. Вся работа по развитию положительных отношений у детей нами проводилась с учетом связей между обучением и игрой, при организации взаимодействия детей на высоком уровне и усвоении или правил поведения.Наряду с проведенной работой в коллективе испытуемых, мы проводили работу с их родителями. Родителям взаимоотношения детей, которых носят отрицательный характер, мы советовали больше уделять внимании своим детям, повысить требовательность к ребенку, поощрять добрые побуждения ребенка, проводили индивидуальные беседы с родителями. Обращали внимание всех родителей на содержание их детей, на необходимость создавать в семье условия для игр, отражающие явления общественной жизни, расширять знания детей. В связи с этим, что дети проявляют особый интерес к труду своих родителей, мы советовали им поближе познакомить их с тем, чем они занимаются, с особенностями своих профессий, непременно подчеркивая при этом значительность любого труда.Таким образом, необходимыми условиями развития коммуникативных навыков и изменения характера отношений между детьми являются:
  • Активное, целенаправленное влияние педагога на содержание игры, поведение играющих взаимоотношения, но при этом сохранение и развития самостоятельности детей в игре.
  • Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений.
  • Накопление и освоение детьми под руководством педагога знаний о правилах и нормах поведения в коллективе сверстников, обеспечивающих развитие положительных взаимоотношений.
  • Создания правильного стиля между взрослыми, окружающими ребенка, создание атмосферы доброжелательности и внимания педагога к детям, а также к друг другу, интереса к общению, взаимного участия и заботы.
  • Формирование положительного образа другого и положительного образа «Я» у детей.
  • Установление контактов и преемственности в работе с семьёй.
  • Мы отметили, что общение между детьми стало более устойчивым длительным (5-20 минут). Одиночные игры стали наблюдаться реже, в основном лишь в утренние и вечерние часы. Сюжеты игр детей стали несколько богаче, большее число детей объединяется в одной игре. Мы наблюдали, что в процессе игры у детей возникают новые роли и появляется необходимость в новых партнерах.Часто наблюдали, как дети принимают своих товарищей в игру: «Таня, давай, будто у тебя кукла заболела, и ты с ней пришла в больницу», «Владик, давай ты будешь милиционером. Смотри у нас авария на дороге».Юля всегда играет с Таней. На вопрос: «Почему ты все время играешь с Таней?» Юля отвечает: «Она моя подружка. Мне нравиться с ней играть, она добрая».В игровой деятельности возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний. Дети научились видеть себя со стороны, ценить себя, анализировать свои поступки и поступки сверстников. У ребят появились навыки уважения, сопереживания, способность понять партнера по общению, умение радоваться успехами других.В общении между собой все чаще стали употреблять слова приветствий, благодарности. Дети более внимательно стали относиться друг другу.Мы видим, как в связи с этим повысился статус многих в кругу сверстников.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ своей работе мы рассмотрели одну из актуальных и сложных проблем современной психологической науки – проблему коммуникативных навыков дошкольников и влияния стиля семейного воспитания и совместной деятельности на их развитие. Значительный вклад в разработку теоретических аспектов данной работы внесли М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Лийметс Х.И., Я.А.Пономарев, А.И.Рузская, Л.Б.Ермолаева-Томина, М.Ю.Кистякова, Ф.И.Фрадкин, В.И.Минияров, А.В.Петровский и др.Итак, ознакомившись с теоретическим материалом по изучаемой проблеме мы сделали выводы:1. Уровень развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте связан со стилем семейного воспитания и готовностью дошкольников к совместным формам деятельности .2. Условием успешного формирования коммуникативных навыков является организация совместной деятельности дошкольников и просветительская работа с родителями по оптимизации семейного воспитания.В процессе осуществления комплекса развивающих занятий с детьми и консультативно-просветительских занятий с родителями дошкольников удается значительно повысить уровень сформированности у испытуемых коммуникативных навыков.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ