"Звуковая культура речи как один из аспектов интеллектуального развития дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Звуковая культура речи как один из аспектов интеллектуального развития дошкольников"
Автор: Жолобова Татьяна Васильевна

Консультация для родителей «Звуковая культура речи как один из аспектов  интеллектуального развития дошкольников». Выполнила: Жолобова Т.В.        Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов  и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи. В дошкольные годы происходит интенсивное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.         В детском саду еще задолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре,  о звучащем слове – единице языка. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом  к звуковой ее стороне. Звуковая сторона слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в младшем дошкольном возрасте. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь  в их сочетание, ребенок  производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. В дальнейшем  ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать слова, вычленять звуки , анализировать звуковой и слоговой состав , слышать ударения.        Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослые своевременно приходят на помощь малышу и целенаправленно руководят развитием его речевой деятельности.В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает следующие задачи:— формирование у детей правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов  в соответствии с языковыми нормами;— развитие голосового аппарата;— выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.        Реализация задач формирования  звуковой культуры речи  (ФЗК) осуществляется по двум направлениям:Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха), включая его компоненты – фонематический, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи.Развитие артикуляционного  аппарата (речевого дыхания) и формирование  произносительной стороны речи ( произношение звуков, четкой дикции ).         В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка и форм речи.        Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются  постоянно не только в дошкольном возрасте , но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 4-5 годам. Поэтому воспитание  правильного произношения всех звуков  родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.        Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.         Большое значение имеет психофизическое состояние здоровья ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов ( внимания, памяти, воображения, мышления, а также его физическое    (соматическое) состояние. Все вышеперечисленные факторы  в значительной степени зависят от окружающей среды. Если не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое  развитие.