МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Автор: Сибагатуллина Алсу Айратовна
Одним из наиболее эффективных методов воспитания современных школьников является метод примера. В статье рассматриваются проблемы воспитания современных подростков, особенности их мировоззрения и поведения, возможности использования метода примера при работе с детьми; приводятся экспериментальные данные, полученные в результате опроса студентов на предмет отбора личностей, которых следует приводить в пример современным подросткам.Современная динамичная социокультурная ситуация предъявляет повышенные требования к личности. Среди основных качеств, которыми должен обладать выпускник школы, выступают не только способность ставить цели и строить жизненные планы, организовывать сотрудничество с другими людьми, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, но и его ценностные ориентации, гражданские позиции, готовность к саморазвитию, к личностному самоопределению и др. Именно поэтому задачи воспитания современных учащихся, которые решают педагоги школы, представляются особенно насущными и актуальными. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве основных целей провозглашены следующие: поддержка семейного воспитания; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; развитие общественных объединений; осуществление гражданского, патриотического, духовного и нравственного воспитания детей; популяризация научных знаний среди детей; организация физического воспитания и формирование культуры здоровья; создание условий для профессионального самоопределения и др. [1, c. 1]. Нет сомнения в том, что для реализации этих целей учителю необходимо найти адекватные методы, средства и технологии.Анализ различных источников (изучение научных статей, обзор сайтов педагогов-практиков и др.) позволяет нам сделать вывод о том, что в современной школе учитель испытывает целый ряд трудностей при организации процесса воспитания. В частности:1) учащиеся не принимают тех целей воспитания, которые им транслирует педагог;2) дети считают себя более «продвинутыми», чем старшее поколение учителей;3) учителю сложно отобрать те методы и средства воспитания, с помощью которых можно было бы воздействовать на современных детей;4) учащиеся устают от мероприятийного подхода к процессу воспитания, предполагающего соблюдение правила «чем больше воспитательных мероприятий, тем лучше»;5) учителю зачастую трудно бывает установить контакт с родителями и т.д.Как видим, выделенные трудности во многом обусловлены изменением самих школьников – сегодняшние дети совсем не похожи на тех, которые учились десять или пятнадцать лет назад. «У современных школьников отмечаются сейчас глубинные изменения восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, жизненных ритмов, пространства деятельности, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов бытия» [2, с. 36]. Особенного внимания заслуживают подростки. Как младенец подражает и копирует движения, жесты, звуки родителей, так и подросткам необходимо опираться на определенные образцы деятельности, образа жизни и поступков. Из-за широкого распространения СМИ, западной кинопродукции и свободного доступа в интернет у детей начинают формироваться такие черты личности, как раздражительность, алчность, цинизм, склонность к тунеядству. Особенностью современных школьников является мода на саморазрушительные виды поведения, такие, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, что существенно усугубляет негативные тенденции состояния здоровья, поведения и образа жизни в целом [3, с. 1124]. Огромное количество подростков становятся агрессивными, жестокими, грубыми людьми, неспособными критично размышлять и по-человечески чувствовать. Кроме того, эпоха интернета привела к возникновению у детей так называемого «клипового мышления», при котором окружающий мир превращается в мозайку разрозненных, мало связанных между собой фактов и поэтому представляется в виде некоторого текста [4, с. 88].С другой стороны, ученые отмечают, что современные школьники достаточно быстро ориентируются в огромном количестве информации и могут одним нажатием клавиши получить ее по любому вопросу. Причем это не составляет им особого труда, поскольку они с пеленок окружены электроникой, прекрасно владеют новыми технологиями, нетерпимо относясь к технической некомпетентности других [5, с. 429]. Вместе с тем у школьников наблюдается специфическое отношение к любой информации: они далеки от таких понятий, как «авторский текст», «оригинальный текст», предпочитают просто «скачивать» ее, преследуя исключительно прагматические цели (выполнить контрольную работу, подготовить доклад, написать реферат и т.д.).У современных школьников возросли амбиции и самооценка. При этом они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии [5, с. 430]. Многие подростки проявляют неверие в традиционные ценности, считая, что устоявшиеся моральные нормы относительны, а значит их не обязательно соблюдать; отрицают авторитеты (родителей, педагогов и др.); стремятся быть скептиками.Перечисленные особенности современных подростков педагог не может не учитывать при организации процесса воспитания, причем основной задачей для него становится отбор соответствующих методов и средств.Анализ научной литературы позволяет нам говорить о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания учащихся может выступать метод примера. Согласно Крысько В.Г. метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания. Ученый утверждает, что существуют как минимум два значения метода примера: обсуждение эталона и демонстрация образца поведения собственным поведением взрослого, учителя, родителей, всех членов общества.Применение данного метода должно соответствовать ряду требований, в частности, пример отбирается с учетом цели воспитания, индивидуальных особенностей детей, методики работы с положительными и отрицательными образцами и т.д. Пристальное внимание уделяется учеными возрастосообразности использования примера. Следует отметить, что подражание подростков носит избирательный и самостоятельный характер, опирается на активную внутреннюю работу, в отличие от подражания младших школьников, которые слепо следуют готовым образцам. Поэтому отбирая личностей, приводимых в пример подростку, следует учитывать, что необходимо опираться, прежде всего, на положительные примеры, которые оказывают соответствующее воздействие: в сознании ученика закладывается правильный образец поведения, чтобы он захотел иметь такие же качества личности и делать такие же поступки. Однако существует мнение, что не стоит обходить стороной и отрицательные примеры, поскольку их роль в воспитании личности также очень важна: эти примеры позволяют показать последствия дурных поступков, эгоистического поведения, бескультурья. Но доля отрицательных примеров в воспитании должна быть многократно меньше положительного фонда метода примера [6, с. 35]. С целью составления такого «фонда» личностей, которых можно было бы привести современным школьникам в качестве примера, мы провели опрос студентов факультета иностранных языков ТГПУ им. Л.Н. Толстого. По результатам этого опроса было выделено несколько наиболее часто повторяющихся в ответах личностей, причем как исторических, так и современных. В качестве примеров из истории нашего Отечества чаще всего студенты называли: Жукова Г.К., Руднева В.Ф., Салтыкова П.С., Павличенко Л.М., Гагарина Ю.А. – людей, которые могут служить примером профессионализма, мужества и патриотизма; Ломоносова М.В., Менделеева Д.И. – как пример неутомимого стремления к знаниям; Петра I, Столыпина П.А. – как пример выдающихся реформаторов и патриотов.Несомненный интерес вызывал вопрос о современниках, которые могли бы выступать образцом для сегодняшних школьников. Необходимо сказать, что достаточно сложно было систематизировать названные имена. Из современников студенты называли: Прохоренко Александра, погибшего при исполнении воинского долга в Сирии; Новосёлова Евгения и Ламанова Андрея, выполнявших аварийную посадку самолета в тайге и тем самым спасших 80 жизней; Лоськова О.В. и «Русский Танк» (известно лишь имя Максим), погибших, спасая людей в Беслане; Константина Хабенского и Чулпан Хаматову, занимающихся благотворительностью и спасающих детей, больных раком; Ника Вуйчича, оратора, проповедника, автора нескольких книг, участника телешоу (был рожден с редкой патологией: у мальчика отсутствовали конечности); Анджелину Джоли, актрису, посла Доброй Воли, помогающую жителям бедных стран Африки. Все эти люди являются примером высокой нравственности, мужества, настоящего патриотизма, готовности прийти на помощь, пойти на риск ради спасения других.Таким образом, для того чтобы реализовать важнейшие задачи воспитания, педагогу необходимо отбирать наиболее эффективные методы и средства воздействия на современных школьников. Одним из адекватных, целесообразных и действенных методов воспитания может выступать метод примера. Список литературы:1. Стратегии развития воспитания на период до 2025 года – [Электронный ресурс] // Режим доступа: (Дата обращения: 05.11.2016).2. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн – СПб.: СПбГУП, – 2011. – 36 с. 3. Хуснутдинова А.Б. Некоторые аспекты образа жизни современных школьников / А.Б. Хуснутдинова, Г.Р. Мануйлова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1123–1125.4. Торшилова Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. / Е.М. Торшилова // Известия РАО. – 2001. – № 4. – С.86–95.5. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию / С.А. Лысиченкова // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 428–431. 6. Шакурова М.В. Традиции и инновации использования примера в процессе воспитания школьников / М.В. Шакурова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2011. – №2. – С. 32–38.