"Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в повседневной жихни"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в повседневной жихни"
Автор: Королькова Татьяна Павловна

Развитие певческих навыков, исполнительских способностей детей дошкольного возраста с использованием системы В. Емельянова и К. Орфа. Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, своё отношение к нему. При развитии певческих навыков я учитываю возрастные особенности слуха и голоса детей, в каждой возрастной группе они меняются; усложняются задачи в работе над развитием певческих навыков. В работе над чистотой интонации большое внимание уделяю распеванию, включаю певческие упражнения, способствующие развитию естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонаций. Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Большое место на моих музыкальных занятиях занимают музыкальнодидактические игры и речевые упражнения. Они заставляют детей думать, развивают музыкальные и исполнительские способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Развитию певческих навыков значительно способствуют фонопедические упражнения, разработанные В. Емельяновым. Дети учатся управлять своим голосом, ощущать голосом регистры (рисуем голосом динозаврика). Особенно упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата. У детей артикуляционный аппарат в начале часто работает слабо, он скован, зажат. В своей работе данный недостаток я устраняю с помощью упражнения: мягкого опускания челюсти при полном спокойствии лицевых мышц. Объясняю, что петь – значит тянуть звук. В пении любой самый короткий гласный звук длиннее самого длинного звука в речи. В процессе работы заметила, что характерным недостатком дикции детей обычно (на начальном этапе) бывает вялость артикуляции (малоподвижные губы, язык, нижняя челюсть, плохо открывающийся рот). Иногда наблюдается и другой недостаток – утрированная дикция, что лишает голос необходимой вокальности. Условием грамотного звукообразования является правильно открывающийся рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы. В работе над развитием детского артикуляционного аппарата я использую упражнения на вибрацию губ «едет машина», вибрация губ на звуки «бр-а» (в транспонировании по полутонам). Для того, чтобы добиться красивого и правильного пения у детей, я беру в работу различные вокальные упражнения и распевания, например: упражнение «да-дэ-ди-до-ду» - поём legato на одном звуке по восходящим и нисходящим ступеням. В результате систематического использования мной в работе с детьми фонопедических упражнений В. Емельянова, голос у детей становиться светлым, звонким, легким. Дети учатся не декламировать текст той или иной песни под музыку, а красиво и правильно петь. В процессе работы я заметила, что важным методом воспитания правильного певческого звукообразования является показ исполнения произведения самим педагогом, а так же прослушивание произведений в исполнении лучших певцов с помощью мультимедиа, провожу разбор возможных ошибок исполнения у детей. Большое внимание в своей работе при обучении детей пению, уделяю певческому дыханию. Правильная певческая постановка — одно из важных условий воспитания у детей певческого дыхания. Необходимо следить за правильной естественной певческой постановкой — положением корпуса, головы и рта во время пения: прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи; руки свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежат на коленях при положении сидя. Для выработки правильного дыхания использую такие сравнения: «вдохни так, чтоб с удовольствием, будто нюхаешь душистый, красивый цветок». Учу длительному выдоху с помощью приёмов: «надувная игрушка с дырочкой», «задувать и не гасить свечу», «нюхать пироги «Ах, как вкусно!» и др. Объясняю детям, как правильно брать дыхание и протянуть звук, спеть небольшую фразу на одном дыхании, что является первым требованием к обучению пению. Умение петь legato составляет важнейшее качество голоса. Обязательно поём несколько песен на legato. Особенно благодатный материал для развития кантиленного звучания — русские народные песни и попевки. Для того чтобы голос звучал ровно по всему диапазону, начинаю работать в упражнениях с примарных звуков, то есть с той части диапазона, которая звучит наиболее естественно, свободно, удобно. Таким образом, постепенно расширяется диапазон у детей. В своей работе на музыкальных занятиях, я также использую речевые упражнения по системе К. Орфа. Речевые упражнения — это одна из многих возможностей элементарного музицирования. К. Орф писал в I томе Шульверка, что в начале всех ритмических мелодических упражнений стоят речевые. С их помощью легко освоить сильные и слабые доли тактов (затакт, переменный размер). Хлопки и дирижирование, связанные с речевыми упражнениями облегчают введение нотной записи, что в дальнейшем помогает изучению нотной грамоты в школе. Самыми первыми речевыми упражнениями могут быть имена людей, названия деревьев, цветов, камней, животных, зовы, уличные крики, возгласы, призывы, все, что составляет круг образов ребёнка, его окружающий мир. Детям очень интересно превращаться, например, в цветы, тихо шептать «свои» имена, ритмизовать эти упражнения, произносить всем вместе или соло, варьируя динамику, регистры голоса, без сопровождения и с сопровождением «звучащих жестов». Предлагаю прохлопать ритм упражнения, прошлёпать по коленям, постучать по полу, играть на Орф-инструментах, мелких ударных. Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется музицированию c аккомпанементом «звучащих жестов». Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была «заимствована» Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, цель которой свободное проявление способностей каждого ребенка, что может обеспечить успех и в его ритмическом воспитании. Пение и танцы с аккомпанементом «звучащих жестов» позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях. Четыре основных тембра — это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Чрезвычайно развитая и изобретательно используемая Орфом система темброво-ритмического воспитания на основе «звучащих жестов» позволяет создавать не только аккомпанементы, но и целые композиции, построенные по всем строгим законам музыки. Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров — их использование вносит движение в освоение детьми ритма. Этот подход является важным моментом методики, так как ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием «звучащих жестов» обладают высокой эффективностью. Пожалуй, «звучащие жесты» как форма темброво-ритмической работы не имеют аналогов в нашей педагогической практике по доступности и своим творческим возможностям, особенно в сочетании с речью и движением. Они развивают коммуникативность, свободу движений, дети быстрее и ярче проявляют свои способности. Первейшая задача — вовлечь ребёнка в активную моторную деятельность. В этом детям помогают дразнилки, собранные В. Жилиным на фольклорном материале, песенки и детские игры, например: «Дин-дон», «Сорока», «Зайка», «Петушок», «Таусеньки-таусень», «Ой, заинька, по сенечкам беги». В этих песнях — играх «впитывание» ритма телом происходит естественно, без напряжения, весьма активно. Игра и движение помогают ритмической устойчивости. Хочу отметить, что во многих методиках развитие и воспитание музыкального слуха и ритма на первоначальном этапе обучения основным художественным материалом служит народное творчество. Это особенно ярко проявляется в системе, разработанной венгерским композитором З. Кодаем; тоже можно сказать и о системах Б. Тричкова (Болгария) и К. Орфа (Австрия). Важные принципы в развитии музыкального слуха — наглядность и эмоциональность. Развитие музыкального слуха должно проходить на высокохудожественном материале. В музыкальной педагогике сначала ребёнок должен услышать, потом увидеть и понять. Основополагающим принципом в формировании знаний и умений, в том числе и в развитии слуха является: первое — заинтересовать (удивить); второе — показать ; третье — объяснить. Этот принцип — важнейший в имитативной педагогической науке. Сочетание имитативной педагогики и креативнойкреацио» - творить, созидать), где ребёнок самым непосредственным образом проявляет свои способности творить, даёт потрясающий эффект в развитии индивидуальности, самостоятельности и творческой фантазии.