Нетрадиционные формы работы с семьей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные формы работы с семьей
Автор: Киселева Светлана Викторовна
Нетрадиционные формы работы с семьёйВ условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов.Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.• Как заинтересовать родителей в совместной работе?• Как сделать их участниками воспитательного процесса?Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей, способствует усилению их взаимоотношений.В ходе работы с родителями я столкнулась с проблемой, взаимодействие с ними носило формальный характер: я обращалась к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.А также учитывая, что наш детский сад является коррекционным, мы заметили дети, с нарушением зрения испытывают сложности в общении со сверстниками, взрослыми и часто чувствуют себя уязвимыми, им трудней овладеть новой информацией. Из этого можно сделать вывод, что нашим детям вдвойне необходима помощь родителей.Передо мной возникла проблема: что можно изменить в моем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение, а также оказать помощь нашим воспитанникам.Для этого был создан проект Эффективность нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями.Перед тем как начать работу над проектом, я изучила интересы и пожелания родителей при организации различных мероприятий, а также выявила возможность родителей помочь в организации образовательного процесса.(например зачем нам объяснять детям по картинкам о профессиях, если гораздо интересней и наглядней это могут сделать наши мамы и папы.)А также предположила, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с ними строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стала искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие.Цель работы: поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями в дошкольном учреждении, направленных на повышение активности родителей как участников образовательного процесса.Для координации работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:- найти приемы и методы взаимодействия педагога с родителями, которые помогут выстроить партнерские отношения,- расширение круга социальной недостаточности детей с нарушением зрения. Путём максимального расширения их социальных связей, через взаимодействие с родителями.- выявить, как активное привлечение родителей к совместной работе с детьми влияет на усвоение детьми содержания данной темы.- Установление контакта с родителями для более близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.Вначале работы я ожидала следующие результаты:• У родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей.• Измениться характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.• Овладению родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.• Росту посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.В ходе моего проекта я использовала следующие формы работы:«Мастер- класс Моя мама чудо-повар.»Цель» Вовлечь родителей в образовательный процесс, вызвать желание участвовать в жизни детей.Задачи: развивать творческие способности, фантазию детей и взрослых; способствовать воспитанию взаимопонимания, доброжелательного отношения, сплачивания детей и родителей.Для этого мы провели серию занятий по теме «Урожай», где главными героями стали мамы воспитанников. В непринужденной обстановке дети Знакомились с фруктами и овощами, через приготовление различных блюд. В ходе приготовления дети с помощью мамы не только учились готовить, узнавали о полезных свойствах, форме и цвете продукта, но и занимались творчеством.Совместное творчествоЦель: Стимулировать всестороннее развитие ребёнка, совершенствовать его моторные навыки, формировать воображение, раскрыть творческий потенциалУчаствуя в такой форме работы дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.Познавательная копилкаЦель: Привлечь родителей к участию в различных проектах, саеминарах и практикумах.Родители не только получают теоретические консультации, но и овладевают практическими навыками.(Форум по правовому воспитанию)Пресс клубЦель: Раскрыть информацию о мероприятиях проведённых в группе.Создание газеты, где охватываются все основные мероприятияДосуговое Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми._ оздоровительных мероприятияВ ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.-праздники с чаепитиемВстречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет- знакомство с профессиями родителей;Цель: Расширять знания детей о профессиях взрослых.Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых, стремление помогать им.Применив на практике новую модель взаимоотношений, я увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, видя мою искреннею заинтересованность в них.можно сделать выводы:- что если родители в совместной деятельности расширяют познания детей, то эффективность образовательного процесса увеличивается - на ребенка оказывается «двойное педагогическое воздействие- хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активно родителей в образовательную деятельность.Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.