НОД
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НОД
Автор: Юдина Анна Геннадьевна
МБДОУ ЦРР ДС №58 «Жемчужинка»Конспектнепосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Мы – исследователи »воспитатель: Юдина А.Г.г.Озёрск 2018Цель. Систематизировать знания детей о свойствах воды и воздуха через организацию совместной деятельности в процессе экспериментирования. Задачи.Образовательные:дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. познакомить со свойствами воды.закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками, трубочками. дать элементарные представления о значении чистого воздуха и воды. стимулировать самостоятельное формулирование выводов.Развивающие:развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы. развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы. Воспитательные:воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.прививать бережное отношение к окружающей среде. воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.Оборудование.Мультимедийное оборудование для показа слайдов и прослушивания звуков, обручи, мяч, кукла- инопланетянин, прозрачная одноразовая посуда и оборудование для экспериментов.Предшествующая работа.Деятельность детей и педагогов в процессе проведения проекта «Мы – исследователи»Ход НОДдети сидят на стульях полукругомПридумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться:- Доброе утро!- Доброе утро!Солнцу и птицам- Доброе утро!Улыбчивым лицам.И каждый становитсяДобрым, доверчивым...Пусть доброе утро длится до вечера. Слайд «Солнышко»Воспитатель: Посмотрите, солнышко глядя на вас улыбается. Протяните руки к солнышку. Его лучи, как нежные руки мамы, согревают нас своим теплом. Хочется улыбаться, радуясь новому дню. Дети вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться в космическое путешествие на неизвестную планету.Ну что, юные космонавты, готовы к старту? Ответы детей. Начинаем отсчет 5, 4, 3, 2, 1. Полетели. Воспитатель: Мы покинули Землю и очутились в космосе.Слайд «Планета Земля»Дети, что вы видите? Ответы детей.Воспитатель: Да! Это наша планета Земля. Давайте рассмотрим её. Какой формы Земля? (Ответы детей). Посмотрите наша Земля смотрится разноцветной. Что означает каждый цвет? (Ответы детей). Какого цвета больше всего на Земле? (Ответы детей) Где мы можем встретить воду в природе? (Ответы детей)Ответы детей сопровождаются слайдами с изображением водоемов Земли (родник, ручей, река, озеро, болото, море, океан) Воспитатель: Какое вода имеет значение на Земле? (Ответы детей)Вы слыхали о воде?Говорят она везде,Вы в пруду ее найдете,И в сыром лесном болоте,В луже, море, в океанеИ в водопроводном кранеИ в сосульке замерзаетВ лес туманом заползаетНа плите у вас кипитПаром чайника шипитБез нее нам не умыться,Не наесться, не напитьсяМожно мне вам доложитьБез нее нам не прожить!Воспитатель: Давайте вспомним, какая бывает вода?дети встают в кругПроводится речевая игра «Свойства воды» (по кругу передают мяч, называяразные свойства воды)дети садятся на стульчикиВоспитатель: Дети, посмотрите у нашей Земли есть оболочка. Как она называется? Для чего нужен воздух? (ответы детей)Воздух – это то, чем дышим,Через воздух звук мы слышим.В воздух, в небо и в полётУлетает самолётПтица в воздухе летает.Разным воздух наш бывает,Воздух может быть прозрачным,Пахнуть может дымом дачным.Может пахнуть апельсином,Кофе, завтраком, бензином.Он из фена вылетает,Тёплым он тогда бывает.А когда вокруз мороз,Щиплет больно он за нос…Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Капельки и тучки» Физкультминутка “Капельки и тучки”На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети это капельки. Пока звучит шум дождя, дети свободно перемещаются по залу. Как только музыка остановилась, каждая “капелька” должна занять любую “тучку”. “Капелька”, которой не хватило “Тучки”, испарилась. Игра проводится 2–3 раза. (дети садятся на стулья)Воспитатель: Мы продолжаем путешествие по космосу, но что это за планета перед нами ? Слайд «неизвестной планеты) из-за занавеса появляется инопланетянин (кукла)Инопланетянин: Здравствуйте, я – житель планеты Альфа, на которой вы сейчас находитесь, меня зовут Альф. (звучит сигнал тревоги) Воспитатель: Что случилось? Почему звучит сигнал тревоги? Инопланетянин: Злой волшебник сказал, что забрал весь воздух с планеты и засорил всю воду. (Протягивает детям прозрачную емкость с грязной водой).Воспитатель: Дети, что же делать? (Ответы детей- помочь жителям планеты). Инопланетянин: Для этого вы можете воспользоваться помещением, где есть много приборов для опытов и работают ученые - исследователи. Воспитатель: Как называется такое помещение? (Ответы детей- лаборатория). Давайте пройдем в лабораторию. ( дети садятся за столы)Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? (Ответы детей - соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно). Воспитатель: Итак, начнем наши исследования. Альф сказал, что на их планете пропал воздух. Интересно, так ли это? Если воздух чистый, мы можем его увидеть? (Ответы детей- нет). Поэтому воздух называют невидимкой. А поймать его и почувствовать его движение мы можем? Как вы думаете, чем можно воспользоваться в нашей лаборатории для того чтобы понять есть ли вокруг нас воздух или нет? (Ответы детей).Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»Дети берут сложенные в несколько раз полиэтиленовые пакеты и предлагают использовать их для эксперимента.Воспитатель: Сейчас в пакетах, которые вы держите в руках, есть воздух? (Нет). Как с их помощью его можно поймать? (Ответы детей).Дети собирают воздух в пакеты и закручивают их. Воспитатель: Пакет изменил форму? Что это значит?Вывод детей: Пакет изменил форму - значит он наполнился воздухом. Воспитатель: Воздух можно увидеть в виде предмета, который он наполняет. Мы с вами поймали воздух, а как мы можем почувствовать его движение? Чем для этого можно воспользоваться? (Ответы детей).Дети берут пакеты, прокалывают их зубочисткой, нажимают на них и подносят к лицу. Воздух выходит из пакета.Вывод детей: Воздух можно почувствовать.Воспитатель: Значит, воздух вокруг нас есть. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас? С помощью каких предметов в нашей лаборатории, мы можем показать, что мы сейчас дышим воздухом? (Ответы детей).Эксперимент № 2 «Воздух внутри нас»Дети дуют в трубочки, опущенные в прозрачные стаканы с водой. Воспитатель: Что мы видим в воде, когда дуем в нее с помощью трубочек? (Ответы детей – пузырьки воздуха, которые мы выдыхаем).Вывод детей: В наших легких есть воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем.Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Что легче вода или воздух?(Ответы детей – воздух легче воды).Какой можно сделать вывод? Есть ли на планете Альфа воздух? (Ответы детей – воздух есть). Воспитатель: Альф, на вашей планете есть воздухи им можно дышать. Но воздух может стать не пригодным для дыхания. Почему это может случиться? (Ответы детей).Продемонстрировать это можно с помощью следующего эксперимента. Эксперимент № 3Воспитатель держит зеркало над горящей свечой. На поверхности зеркала образуется копоть.Воспитатель: Дети посмотрите, какая копоть образовалась всего лишь от одной горящей свечи. А что может случиться, если много заводских труб и автомобилей выбрасывают копоть и выхлопные газы в воздух? (Ответы детей). Воспитатель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (Ответы детей делать заводы, фабрики которые бы не загрязняли воздух, сажать больше растений, беречь леса). Воспитатель: Альф дал нам воду. Что можно о ней сказать? Какая она чистая или грязная? (Ответы детей). Можно ли пользоваться такой грязной водой? (Дети предлагают помочь жителям планеты и очистить воду).Эксперимент № 4 «Очистка воды»Воспитатель очищает воду с помощью воронки, в которой лежит ватный диск.Воспитатель: Дети посмотрите - в лаборатории тоже есть емкости с водой, которые не успел испортить злой волшебник. Интересно, какая вода на планете Альфа?Как вы думаете, как можно проверить жидкая вода на этой планете или может быть твердая? Эксперимент № 5 «Вода жидкость и не имеет своей формы»Дети переливаю воду в емкости разной формы.Вывод детей: Вода – это жидкость и ее форма постоянно меняется, она принимает форму сосуда, в котором находится.Воспитатель: Дети, всегда ли вода прозрачная и чистая? Была ли прозрачной вода, которую дал нам Альф? (Ответы детей). Загрязнять воду могут не только злые волшебники, но и жители планеты которые на ней живут. Воспитатель: Вода – это источник жизни. Что мы должны делать, чтобы не загрязнять воду? (Ответы детей - не сливать грязь и разные отходы, не бросать мусор, беречь растения и жителей водоемов).Воспитатель: Альф, берегите воду на своей планете, потому что вода – это источник жизни.Инопланетянин: Спасибо вам за помощь и советы. До свидания. (Альф уходит).Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Дети садятся на стульчики перед экраном. Начинаем отсчет 5, 4, 3, 2, 1. Полетели. Воспитатель: Поздравляю вас с успешным возвращением в наш детский сад. Вам понравилось наше космическое путешествие? Что вам больше всего понравилось и почему? (Ответы детей). Во время путешествия вы все были дружными, смелыми, находчивыми, показали и свои знания о воде и воздухе, проявили смекалку и отзывчивость.