Тропинкой родительской мудрости.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тропинкой родительской мудрости.
Автор: Коробенкова Оксана Викторовна
Тропинкой родительской мудрости. Тренинг для родителей.Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания. Именно поэтому актуальным в работе практического психолога ДУЗ является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения. Ход проведения.1. Упражнение «Знакомство»Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы. Психолог. Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации. Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи. Во время проведения тренинга родители создали очень интересные рисунки, на которых были изображения: небо с луной (отец), солнышко (мать) со звездочками (детьми); дуб (папа), елка (мать), лисичка (дочь) , ежик (сын); петух, курица и двое цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др.Правила работы в группе.Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы. Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия: • Говорить долго и не по теме. • Говорить четко и конкретно. • Перебивать друг друга. • Правило «поднятой руки». • Быть пассивным и мрачным. • Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности. • Правило хорошего настроения. Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы? ОжиданияЦель: определение ожиданий участников от работы в группе. Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Пейзаж», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома к холму Родительской Мудрости. Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома. Мозговой штурмПсихолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.Что учат дома дети, то знают и соседи.Умел дитя родить, умей и научить.Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.Яблоко от яблони далеко не падает.Информационное сообщение «Стили воспитания».В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка? Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными. Упражнение «Сказки нашего детства»Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения. Участники объединяются в три группы. Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Дедова дочь и Бабина дочка», «Ивасик-Телесик» или другие, по выбору психолога.) Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь. Обсуждение: - Что было для вас непривычным? - Каковы ваши ощущения от работы? - Сложно было выполнять задание? - Сложно было распознать стили воспитания по драматизациям?Разминка «Почтальон»Цель: снятие эмоционального напряжения. Психолог. Вы активно работали, поэтому настало время для отдыха. Каждый участник получает листок бумаги с названием города. Ведущий говорит: «Почта идет из Киева во Львов и из Харькова в Черкассы». Игроки, чьи города названы, должны как можно быстрее поменяться местами. В это время ведущий пытается занять свободное место. Игрок, место которого заняли, становится ведущим. Если ведущий скажет: «Почта идет во все города», - тогда местами должны поменяться все участники. Упражнение «Правила для ребенка»Цель: установление ограничений для детей. Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например: - Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. - Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь. - Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге. Обсуждение: - Сложно было выполнить задание? - Есть такие правила, которые назвали участники различных команд? Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.Рекомендации для родителей 1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,». 2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...». 3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий. 4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.РефлексияПсихолог. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично - ставьте стикеры на тропе между домом и холмом. Упражнение «Аплодисменты»Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч! Галина НИЖНИК, практический психолог ДУЗ № 2 «Дударик», руководитель методического объединения практических психологов ДДУ, г. Коломыя, Ивано-Франковская обл. Источник: газета «Психолог дошкілля». №10 (15) октябрь 2010