открытое занятие "Предметная лепка из глины"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: открытое занятие "Предметная лепка из глины"
Автор: Михеева Татьяна Станиславовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчестваВолховского муниципального района»Конспект открытого учебного занятияв детском творческом объединении«Творцы»Тема учебного занятия«Птицы осенью. Предметная лепка из глины»Педагог дополнительного образования: Михеева Татьяна Станиславовнаг. Волхов2018 гПедагог Михеева Татьяна СтаниславовнаДетское творческое объединение «Творцы»Состав учебной группы 15 обучающихся. Возраст обучающихся 7 лет. Группа первого года обучения.В соответствии с возрастными особенностями обучение младших школьников должно проходить через творчество, образы, положительные эмоции, движение, сенсорные ощущения. На занятиях необходимо создавать благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов обучающихся. В качестве ведущих методов обучения методически обосновано применение активных методов. Тема учебного занятия: «Птицы осенью. Лепка простых предметов несложными приёмами» по дополнительной общеразвивающей программе «Творцы». Раздел №1 «Ознакомительный». Цель: Воспитание ценностного отношения к природе и совершенствование навыков предметной лепки комбинированным способом посредством изготовления утки из глины. Задачи:Обучающие:- Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах и углублять представление о причинах отлета птиц; - Углублять и закреплять знания о различных приемах лепки из глины в соответствии с содержанием образа. - Закреплять умение соединять отдельные детали.Развивающие:- Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие; - Развивать коммуникативные качества личности ребёнка; способствовать развитию любознательности и аналитического мышления;- Способствовать развитию познавательного интереса к природе малой родины; - Обогащать словарный запас обучающихся.Воспитательные:- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, ручному труду; - Прививать любовь к малой родине; - Способствовать воспитанию аккуратности, добросовестного отношения к делу; - Воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.Форма учебного занятия: комбинированное.Форма организации работы: индивидуальная, коллективная. Структура учебного занятия:Продолжительность занятия: 40 минут
  • Вводная, организационная часть (5 мин)
  • Приветствие
  • Сообщение темы и цели занятия
  • Эмоциональный настрой
  • 2. Основная часть (25 мин)
  • Беседа (+просмотр компьютерной презентации «Птицы осенью»)
  • Физкультминутка «Мы - уточки»
  • Практическая работа епка утки из глины)
  • 3. Заключительная часть (10 мин)
  • Подведение итогов занятия
  • Рефлексия
  • Ход учебного занятия
  • Вводная, организационная часть
  • Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о птицах, узнаем много интересного. А потом будем лепить из глины….. кого? - узнаете немного позже! На дворе осень. Природа готовится к зиме, к холодам. Листья осенью облетают,Высыхает трава на болотах.Собираются птицы в стаиИ уже готовы к отлету. И, прощаясь с родными местами,С золотыми березками, ивами, Долго они кружат над лесами,Над речными крутыми обрывами. Возвращайтесь, птицы, весною,Когда зеленью лес оденется,Зашумят молодой листвоюКаждый куст и каждое деревце. 2. Основная часть
  • Беседа (просмотр компьютерной презентации «Птицы осенью»)
  • - О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении? (о перелетных)- Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (нет корма, не приспособлены к холодам). - Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец). - Но улетают они не все сразу. Первыми покидают наши края насекомоядные, такие как ласточки, трясогузки, затем те, кто питается зёрнышками и ягодами, например чиж, овсянка, зяблик, и последними водоплавающие к ним относятся утки, гуси, лебеди. Может кто-то догадался почему? (замерзают водоёмы). -На юг дорога очень длинная и долгая. Надо пролететь тысячи километров. В одиночку такой путь труден и опасен. Поэтому птицы собираются в стаи. -Летят стаи разных птиц, тоже по разному. Маленькие – скученной стаей, по пути объединяясь все в более большие. Шеренгой, то есть в ряд, но чуть наискось летят утки, кулики, цапли. И наконец, знаменитым клином летят самые крупные птицы гуси, журавли, лебеди. – Кто знает почему? (ответы детей).- А теперь послушайте правильный ответ. Большим птицам воздух больше сопротивляется. Самый сильный вожак, махая крыльями, за собой оставляет особый ветерок, который как бы подталкивает, летящих сразу за ним птиц, кверху и им легче лететь. В свою очередь, эти птицы так же создают крыльями ветерок, помогающий сзади летящим птицам. И чем дальше от начала клина, тем легче лететь. В конце летят недавние птенцы. ВИДИТЕ, КАК В ПРИРОДА ПОЗАБОТИЛАСЬ О ПТИЦАХ, КАК УМНО И СПРАВЕДЛИВО ВСЁ УСТРОЕНО В ПРИРОДЕ!-Есть ещё интересный вопрос: «Зачем птицы возвращаются?» - Они тут росли. Птенцами им тут было хорошо. Птицы запомнили эти приятные ощущения, и таких же хотят своим птенцам. НА РОДИНЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО
  • Физкультминутка «Мы - уточки» (приложение 1)
  • Практическая часть. Лепка из глины «Утка»
  • -Садитесь за свои рабочие места, твёрдо поставьте ноги на пол. Поставим «пограничника» (ладонь в ширину между собой и краем стола). На ваших рабочих местах стоят по две баночки. Постарайтесь их не сдвигать на край стола, чтобы не пролить. Стеками пользуйтесь только по назначению. Не подносите руки к лицу. А теперь «засучим рукава» (закатать выше локтей) и поможем собраться утиной стае перед дальней дорогой. Итак, приступим! - Внимательно посмотрите на уток, как они выглядят (дети рассматривают фотографии уток). На какую форму похоже тело? (ответы детей: овальное как яйцо) – Да, я согласна с вами. Теперь вспомним, как нам вылепить такую форму. Возьмём больший кусок глины из двух, лежащих на вашем столе. Немного похлопаем по нему, чтобы выгнать из глины воздух. Скатаем в шар и чуть раскатаем на ладони. Получилось тело, похожее формой на яйцо. Теперь по кругу щепотью из трёх пальцев руки начинаем осторожно «вытягивать» шею. Если появятся морщинки или трещинки, то надо, намочив палец в воде, загладить их. Когда шея с головой вытянется, поднимем её вверх. Все утки вытянули шейки? Давайте на них посмотрим (дети показывают, что у них получилось или не получилось; при необходимости оказывается помощь; контролируется выполнение этапа всеми).- Ну, вот голова есть, но чего не хватает птичьей голове. Конечно клюва! Посмотрите, какой у утки клюв: не слишком длинный и немного широкий, сплющенный. Большим и указательным пальцами сформируем клюв. Если клюв получился слишком широкий, то чуть сдавите его с боков. И не забывайте, что трещинки разглаживаются водой. - Глазки отметьте с помощью стеков точками. Поднимите уточек, дайте им на нас посмотреть (контроль выполнения этапа).-Что ещё нужно утке в пути? (ответы детей) - Да! Хвост! Это же руль. Большим и указательным пальцем придавите осторожно глину там, где у уточки будет хвост. Если хвост получился слишком широким, то сдавите его по бокам. Полюбуемся на хвостики? (контроль выполнения этапа).-Как мы уже говорили, утка и селезень это птицы. Значит, у них обязательно есть что? (ответы: крылья!) - Молодцы! Конечно крылья! С чем можно сравнить крылья по форме? (ответы детей: с каплей, листиком).- Да, вы правы. Возьмём половинку из второго кусочка глины, оставшегося на ваших столах. Надо сделать два крыла, поэтому делим взятый кусок на два одинаковых кусочка. Вспомним, как мы лепили форму капли. Каждый кусочек сначала скатываем в шарик, затем раскатываем немного до овальной формы и расплющиваем, так как крылья довольно плоские. (контроль)- Для надёжности и крепости мы крылья приклеим с помощью кисточки и жидкой глины. (контроль)-Но надо показать, что это не капли , а крылья. Пропечатаем рисунок перьев. Молодцы!-Помните, мы говорили, что утки водоплавающие птицы? Дадим им поплавать. Оставшийся кусочек глины расплющите на картонке, и намазав жидкой глиной посадите вашу уточку или селезня отдохнуть.4. Заключительная часть Пора в путь. Проверьте, готовы ли ваши утки и селезни к полёту. Всё ли у них есть: голова, глаза, клюв, хвост, крылья. А затем посмотрите на соседнюю утку. Не перепутал ли кто стаи, все ли здесь утки и селезни? Всё в порядке. - Вспомним, каким строем летит стая уток ? (Шеренгой, то есть в ряд)- И полетели за вожаком (образцом) на южное озеро (на стол для сушки).-Все благополучно добрались? Давайте теперь осмотрим нашу стаю, ведь им тут надо подготовиться к возвращению на родину. Вожак (готовый образец) уже становится стареньким и пришла пора выбрать нового. Кто, по вашему мнению, справится с этой ответственностью? Давайте обсудим (происходит выбор лучшей поделки). А теперь поможем вылечиться и поправиться, ослабшим в перелёте (обсуждается, почему возникли неудачи в изготовлении поделок, и как их можно исправить). - Молодцы! Оставим нашу стаю отдыхать и вернёмся на места.-Ребята! Есть предложение! А давайте отправим нашим уткам и селезням открытки с приветами? Им ведь приятно будет узнать, что вы помните о них! К сожалению, утки не умеют читать, но я думаю, они чувствуют настроение! И у меня как раз есть такие открытки, которые показывают настроение: КРУГЛАЯ – гладкая, приятная, радостная. Отправь её, если тебе понравилось сегодня здесь помогать своей уточке или селезню. КВАДРАТНАЯ – со всех сторон скучно-одинаковая. Отправь её, если тебе было здесь сегодня так же скучно. ТРЕУГОЛЬНАЯ – колючая, сердитая. Отправь её, если всё здесь сегодня, тебя расстраивало и сердило.- Положите каждый по одной, выбранной из трёх, открытке в конверт с адресом «НА ЮГ». Молодцы! Я его запечатаю, и отправлю вашим подопечным.-Пора и нам на сегодня прощаться. Спасибо вам за помощь и отзывчивость! До свидания. До новых встреч. Не забудьте убрать за собой рабочие места. Планируемый результат занятияЛичностные результаты:
  • Ценностное отношение к природе
  • Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству, ручному труду
  • уважительное отношение к сверстникам, отзывчивость и взаимопомощь
  • Метапредметные результаты:
  • обогащение и обобщение знаний детей о перелетных птицах и углубление представлений о причинах отлета птиц
  • формирования навыков анализа и самоанализа
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Развитие коммуникативных качеств личности ребёнка
  • Обогащение словарного запаса обучающихся
  • Предметные результаты:
  • углубление и закрепление знаний о различных приемах лепки из глины в соответствии с содержанием образа (утка)
  • закрепление умений соединять отдельные детали
  • Методы обучения, применяемые на занятии: Методы организации занятия- Словесные: беседа, диалог - Наглядные: фотографии, образцы, показ презентации.- Практические: выполнение практической работы (лепка утки) Методы организации деятельности детей - игровой - репродуктивный (выполнение практической работы по показу педагога)Оборудование для педагога: Готовый образец вылепленной утки, фотографии уток, компьютерная презентация «Птицы осенью», фотографии перелётных птиц. Проектор для демонстрации компьютерной презентации.Оборудование и материалы для обучающихся: Глина, дощечки для лепки, стаканчики с водой, стеки, кисти для клея, жидкая глина, картонка подставка. Литература, использованная педагогом для подготовки занятия:  
  • Волшебная глина. – Смоленск: «Русич», 2001. – 160 с. – («Легко и просто»).
  • Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования - изд-во «Учитель» 2007год.
  • Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: «Просвещение», 1980.
  • Использованные интернет – ресурсы: www.8lap.ru  www.zoojournal.ru allforchildren.ru/why/which10.php Литература, рекомендуемая обучающимся:
  • Времена года – Москва: «Стрекоза-Прес», 2007г.
  • Сладков Н.И. Птицы. Москва: изд-во «Детская Литература», 1984г.
  • Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. М.: изд-во «Детская Литература», 2001г.
  • Приложение 1 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « МЫ УТОЧКИ»:Вышли утки все на луг (шаги)Получилась стая вдруг (расправить руки в стороны)Сильно шеи выгибают (круговые вращения шеей)Клювом перья расправляют (повороты туловища) Ветер ветки раскачал (качать поднятые вверх руки)В травке кто-то зашуршал (руки на поясе, наклон вперёд, посмотреть перед собой)Зашептал в пруду камыш (руки вверх, потянулись)И опять настала тишь (присели)Но стая птиц летит на юг,Небо синее вокруг(осмотрелись поворачивая голову) И чтоб скорее прилетать,Надо крыльями махать (махать руками, как крыльями) (прилетели, сели на места)