Особенности повествовательной речи обучающихся с задержкой психического развития
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности повествовательной речи обучающихся с задержкой психического развития
Автор: Патрушева Мария Владимировна
Особенности повествовательной речи учащихся с задержкой психического развития
В настоящее время проблема оптимизации и повышения эффективности обучения всех категорий детей является особенно актуальной. Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных способностей детей, педагоги часто сталкиваются со школьниками, которым трудно дается учение из-за тех или иных отклонений в развитии.
Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, по данным, полученным за последние тридцать лет сотрудниками Института дефектологии АПН (в настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО РФ) (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская), составляют дети с задержкой психического развития.
Исследование особенностей развития речи, как одно из важнейших направлений в изучении детей с ЗПР, проводилось многими учеными (Т.П.Артемьева, Н.Ю.Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н.Рахманова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко).
Вместе с тем исследования служат основой для определения основных путей и перспектив речевого развития детей с ЗПР, находящихся на различных степенях обучения. Наличие таких сведений необходимо для построения коррекционной работы.
Исследование повествовательной речи наряду с исследованием номинативной функции речи представляет собой центральную часть изучения наиболее сложных функций речевого акта.
При ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.
Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи.
Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.
Таким образом, дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей речевого развития:
бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны;
существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур);
своеобразное формирование словообразовательной системы языка;
позднее овладение способностью осознать речь как особого рода действительность, отличную от предметной;
нарушение в формировании монологической речи.
С целью определения особенностей повествовательной речи учащихся с задержкой психического развития, был проведено экспериментальное исследование на базе МАОУ СОШ №1 города Арамиль, Свердловской области.
В результате проведения исследования необходимо было решить следующие задачи:
Определить критерии для изучения особенностей повествовательной речи уч-ся 8 класса.
Изучить программные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 8 класса
Экспериментально изучить особенности устной и письменной речи уч-ся
Сравнить специфику устной и письменной повествовательной речи по определенным критериям
Проанализировать полученные результаты
Исследование особенностей речи проводилось на протяжении месяца.
Уч-ся было предложено 3 задания:
Пересказ прослушанного рассказа
Составление устного рассказа на заданную тему Как я провел выходные
Написание сочинения на основе личного опыта на свободную тему.
Первое задание заключалось в том, что, прослушав текст (приложение 1) один или два раза, учащиеся должны были его пересказать. Пересказ оценивался по следующим критериям: связность, логичность, последовательность, лексико-грамматическая уместность.
Задание 2 и 3 – составление рассказа на основе личного опыта в устной форме – имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на тему Как я провел выходные и написание сочинения на тему Как я провел лето.
Критериями изучения повествовательной речи выступали следующие показатели:
№
Критерий
Содержание
1
Структурирование текста
Умение последовательно и точно выстраивать повествование
2
Лексика
Богатство словарного запаса, адекватность использования лексических средств
3
Грамматика
Владение грамматическими конструкциями и нормами. Наличие\отстутсвие аграмматизмов
4
Синтаксис
Синтаксические конструкции, порядок слов
Результаты исследования показали, что с предложенными заданиями дети справились с трудом. Из десяти детей с первым заданием не смогли справиться двое учащихся. Еще 4 учащихся справились только с помощью экспериментатора.
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникли в начале пересказа, при воспроизведении последовательности новых событий.
В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повтора фраз и их частей, искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов). У двоих детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые пропуски, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.).
Для трех детей было характерно повторение одних и тех же лексических средств, неточность знания обиходных слов, лексические парафазии. Двум детям требовалось повторное чтение текста, а пяти детям подсказки по ходу рассказывания (дополнительные вопросы).
Анализ выполнения задания позволяет сделать следующие выводы:
– большинство детей не выходят за рамки среднего уровня сформированности навыков связного речевого высказывания;
– большому количеству испытуемых требовалась помощь экспериментатора;
– отмечались серьезные затруднения в структурной организации рассказа. Было характерно нарушение логики и композиционного построения.
– для высказываний детей было характерно наличие структурного и морфемного аграмматизма, повторяемость одних и тех же лексических средств.
Задания 2 и 3, основанные на создании текстов в устной и письменной форме на основе личного опыта на заданную либо свободную тему, показали
низкий уровень сформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования (оформления высказывания) учащихся.
Устные рассказы учащихся сводились к элементарному перечислению событий. Дети с трудом удерживают основную мысль, а чаще всего рассказ нелогичен и непоследователен, дети соскальзывают с темы и начинают привносить в рассказ побочные ассоциации: Когда я был маленький ко мне приехал брат. У нас был длинный шкаф и он упал на меня я сломал ключицу и меня увезли в больницу и в больнице мы играли в прятки. Я спрятался под кровать там валялся ящик и я ударился. У меня получился синяк я пошел к врачу меня вылечили.
Дети испытывают сложности в подборе лексических единиц, составляют простые нераспространенные предложения. В текстах встречается постоянный повтор фраз, слов: Я пошел хозяина искать, я искал, искал, но не нашел хозяина хотя искал, Хозяин сказал как тебя благодарить, но я сказал никак меня благодарить не надо и сказал не надо мне ничего.
У восьми учащихся нарушена композиционная структура: отсутствует вводная часть и заключение
На современном этапе развития науки, ЗПР понимается как временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложненное рядом расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанное с постоянным ощущением неуспеха и неадекватного родительского отношения.
Речевые нарушения в структуре ЗПР занимают особое место. Согласно научным исследованиям, речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность.
Все проявления речевой деятельности аккумулируются в связной речи детей данной категории, которая характеризуется следующими особенностями:
Фонетические нарушения.
Ограниченный словарный запас (неточное употребление многих лексических значений; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий).
Стойкое нарушение грамматического оформления высказывания (неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок; заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению).
Множественные аграмматизмы (ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов).
Развернутые смысловые высказывания отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
При пересказе текстов дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, теряют действующих лиц.
Затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.
Таким образом, очевидно, что повествовательная речь учащихся с ЗПР имеет определенную специфику
При пересказе, составлении рассказов по сюжетной картинке, самостоятельном рассказывании нарушается последовательность воспроизведения событий, дети бессистемно излагают информацию, часты повторы, застревание на одной фразе; искажается логическая зависимость явлений.
Обедненность речи, ее недостаточная выразительность проявляются в редком использовании образных средств языка, однообразности и примитивности синтаксических структур. Часто при пересказе учащиеся нарушают структуру текста: наблюдаются разрывы, иногда отсутствуют связующие элементы.
Владея достаточным фактическим материалом (по теме высказывания), учащиеся затрудняются в его реализации во внутреннем и внешнем речевом уровне, что является результатом недостаточной сформированности умений, обеспечивающих смысловую и языковую связность высказываний.
Дети с ЗПР не понимают необходимости словесного оформления, последовательного, логического описания событий, явлений. Очень часто повествование состоит из отдельных фрагментов, не представляющих целостного текста. Словесное оформление речи характеризуется чрезвычайной бедностью и сжатостью.